Фотографии, найденные или созданные клиентом

Джуди Вайзер. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской - Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64-108

а также: http://publicsphere.narod.ru/Weiser.pdf

А также

http://velib.com/read_book/kopytin_aleksandr_ivanovich-platts_dzhordzh/rukovodstvo_po_fototerapii/А. Копытин, Дж. Платтс. Руководство по фототерапии

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.

Одним из несомненных достоинств фотографии следует признать то, что во многих случаях она облегчает проведение обсуждений, стимулирует клиента к рассказу о своих чувствах и описанию ситуаций прошлого и настоящего. Фотоснимки обеспечивают наглядность биографического материала, конкретизируют обстоятельства жизни и отношения клиента с окружающими. Они также обеспечивают детализацию, необходимую для психотерапевтического процесса, позволяя прояснить важные нюансы жизни клиента.

Если при общении клиента с психотерапевтом присутствуют фотоснимки, пациенту сложнее уклониться от рассказа о тех чувствах и обстоятельствах, к которым он относится неоднозначно. Наличие фотографий нередко позволяет ослабить или «обойти» психологические защиты клиента, а также увидеть, когда клиент начинает искажать реальные события под их воздействием.

Фотографии могут выступать в качестве триггеров, «пусковых стимулов», пробуждающих определенные чувства или потребности клиента, и тем самым способствовать его самораскрытию.

Кроме того, при описании фотографий клиент может прийти к новому восприятию запечатленных на них событий, представить себе другие варианты их развития, критически оценить характерные для себя схемы мышления и обозначить поведенческие альтернативы.

Словесное описание чувств и обстоятельств нередко помогает пережить катарсис, упорядочить представления и достичь инсайта. Однако следует учесть, что каждому клиенту присущи индивидуальный темп работы, а также разная степень готовности к обстоятельному рассказу и установлению ассоциативных связей. Вполне возможно, что дополнения к рассказу о фотоснимке будут возникать у клиента постепенно, и психотерапевту не следует его торопить, пытаясь «вытянуть» из него ассоциации и признания.

Область применения:

Помимо семейной и супружеской психотерапии, а также психоанализа, ориентированного преимущественно на клиентов с пограничными психическими расстройствами, работа с фотографией может быть важной составной частью лечения и реабилитации лиц с разными психическими и соматическими заболеваниями, а также развивающих программ и тренингов.

В настоящее время фотография с успехом применяется в работе с людьми пожилого возраста. При этом очень ценным является то, что она стимулирует обмен опытом, оживляет воспоминания, способствует осознанию связи между разными событиями жизни и даже помогает подвести ее «итоги». Для обозначения использования фотографии в терапии пожилых людей иногда применяют понятие «психотерапия воспоминаниями».

Имеется также опыт работы с фотографией на базе психиатрических учреждений, в особенности дневных стационаров и домов престарелых (Berman, 1993). Наряду со снимками, которые эмоционально оживляют группу и стимулируют ее участников к самораскрытию, при этом иногда также используются личные предметы (сувениры, книги и т. д.). В данной практике учитывается, что фотография является более безопасным средством рассказать о себе, чем слова, и позволяет компенсировать ослабленные в результате заболевания или старения коммуникативные навыки. Она также способствует сохранению чувства Я пациентов, является зримым свидетельством пережитых ими событий, утверждая ценность прошлого, когда настоящее может казаться неясным или проблематичным.

При работе с детьми и подростками фотография помогает установить с ними контакт, активизировать их вербальную экспрессию и повысить самооценку (Ammerman, Fryrear, 1975). Описан опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приемные семьи (Berman, 1993). При этом ребенок создает фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Крайне эффективным при работе с детьми и подростками может оказаться их фотографирование психотерапевтом и другими детьми (если работа проводится в группе), а также создание ими фотографий разных ситуаций и предметов. Фотографирование ребенка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.

Особой областью применения фототерапии является работа с лицами, перенесшими утрату или насилие, и пациентами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством.

Это может касаться таких ситуаций, как смерть близкого человека, развод, пережитое физическое или сексуальное насилие и т. д. Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе деструктивного характера, либо их дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний и обеспечивать дистанцирование от психотравмирующей ситуации. Фототерапия также применяется в работе с пациентами, страдающими онкологическими заболеваниями или СПИДом.

 

Если у человека есть проблемы в личной жизни, отношениях, и он не может решить их самостоятельно, то, скорее всего, данные проблемы настолько глубоко укоренены в бессознательных чувствах, мыслях, ценностях, взглядах и воспоминаниях, что человек даже не догадываются о внутреннем существовании таких эмоций. Высвободить эти глубинные невербальные потоки чувств и ассоциативных значений, сделать их осознанными, чтобы появилась возможность о них говорить, задача не из легких.

Используя различные фотографии, терапевты могут помочь им глубже «исследовать» собственную жизнь и получить более четкую картину возможных причин их личных проблем.

Снимки являются не только источником фактической информации о жизни клиентов, но и содержат скрытые коды с бесконечным набором возможных значений, актуализирующихся лишь с применением ряда личных, уникальных фильтров, бессознательно используемых для понимания всего, что представлено на снимках. В совокупности эти фильтры представляют собой карту ценностной системы и взаимосвязанных убеждений клиента (именно с них и должен начинаться процесс терапевтических изменений). В свою очередь, личные фотоснимки всегда «работают» одновременно на двух уровнях: конкретном и символическом, в разделении которых нет необходимости (и возможности). Именно поэтому фотоснимки являются необычайно эффективными терапевтическими «инструментами».

При работе с фотографией информация должна исходить от человека, отвечающего на вопросы терапевта о снимках. Чувства и ассоциации клиента вызываемые каждым снимком, индивидуальны, и, поскольку не существует изначально неверного способа интерпретировать значение фотографии, то не существует и внешнего критерия «объективности» оценки восприятия клиента. Разумеется, терапевты также могут делиться своими ощущениями от просмотра снимков, но только в случае, если их мнение не транслируется как более удачное или правильное, чем мнение клиента.

Реакция клиента сама по себе не может свидетельствовать об определенной диагностической проблеме или о состоянии психики, а общие выводы, предположения и оценки не должны вытекать из единичных ответов. Терапевты, обученные фототерапевтическим техникам, изучают внутренние закономерности (паттерны) ответов, темы и образы, последовательно (зачастую периодически) повторяющиеся во времени, необычное или символическое их содержание, и, в особенности, эмоциональные реакции клиента, демонстрирующие его сокровенные (осознанные или неосознаваемые) чувства, порождаемые снимком-катализатором.

 

Рассматривая снимок, терапевт задает простые вопросы, способствующие погружению клиента в свой внутренний мир и отрешению от внешней реальности, например: «Что ты можешь сказать про этот снимок?» «Какие чувства вызывает у тебя эта фотография?» «Почему вы принесли именно эти фотографии, почему не выбрали другие?» «Какова история данного снимка?», «Как его сняли?», «Этот снимок имеет для Вас значение, и если имеет, то какое?», «Когда Вы его рассматриваете, какие мысли, чувства, воспоминания он в Вас пробуждает?», «Кто сделал этот снимок?», «Почему он или она выбрали именно этот момент и именно этот объект для съемки?», «Если бы Вы могли что-то изменить в этом снимке, то что бы это было и почему?», «Если бы фотоснимок мог говорить, что бы он сказал или спросил?», «Вы бы хотели что-то сказать или спросить у него?», «Напоминает ли Вам это фото другие снимки, которые кажутся похожими?», «Что в этом снимке (не)нравится Вам, Вашей маме (отцу, супругу/е)?», «Что бы другие люди (мать, отец, супруг, начальник, соседка и т.п.) сказали о Ваших ответах на эти вопросы?» и так далее. Обсуждению также подлежит то, что на фотографии не видно: что предшествовало изображенной на снимке ситуации, что за ней последовало, какие еще варианты развития событий были возможны, особенно если бы клиент повел себя по-другому и т. д. Можно предложить клиенту принести на следующую встречу те фотографии, на которых он себе нравится или не нравится, добавив, что уже в ходе предстоящей встречи он сможет решить, показывать те фотографии, на которых он себе не нравится, или нет. Осознание этого права сделает для него ситуацию более психологически безопасной и даст ощущение контроля над сложными чувствами по поводу своей внешности.

Использование фотографий:

- «фототерапия» (фотография в процессе терапии и консультировании). Предполагает присутствие терапевта (консультанта). Консультант самостоятельно формирует наборы фотографий, предлагаемых клиенту (предполагает тот или иной эффект).

Напрямую взаимодействуя с бессознательным, визуальные символы позволяют естественным образом преодолевать вербальные фильтры (а также связанные с ними объяснения, оправдания и аналогичные защитные реакции), которые автоматически ограничивают прямую связь с сильными чувствами, мыслями и воспоминаниями клиентов. Подобные символические коммуникации возникают непосредственно из бессознательного клиента, являясь лишь одним из множества уровней возможных значений; в свою очередь, квалифицированный терапевт должен помочь клиенту в изучении данных значений. Применение с 1970-х в США (Дэвид Краусс, Стюарт, Закем, Энтин и др.) и Канаде (Дж.Вайзер http://phototherapy-centre.com/2014/08/05/history/)

 

- «терапевтическая фотография» (фотография как терапия) - это использование фотографии в самостоятельно организованной (не предписанной терапевтом) деятельности, которая осуществляется самими индивидами «для себя», в целях личностного роста и самопознания. А также в целях совершения личных открытий, исследования себя, или в качестве инструмента личных или социальных изменений, вне формального контекста консультации (т.е. официально не присутствует терапевт, который руководит процессом или позднее обсуждает перенесенный опыт с клиентом в более широком контексте специально организованного консультирования). Не является терапией. Это может быть создание фотографий, коллажей, коллекций. Может быть индивидуальный и групповой процесс.  Начало - Джо Спенс (Англия) - «терапевтическая фотография», «автобиографическая фотография», «фотографическое самопознание» и даже «фотографические исследования культуры».

Техники использования фотографий:

Фотографии, найденные или созданные клиентом.

Любая фотография по сути дела представляет собой автопортрет, отражающего личность фотографа, и каждый снимок содержит скрытую информацию о своем создателе. Независимо от того, был ли сделан снимок осознанно или нет, решение о том, где, когда, кто, как, и, что самое важное, зачем его сделал (или сохранил), он может рассказать так же много о создателе, как и о том, что запечатлено на плёнке.

Помимо фотографий, которые клиенты делают с помощью своих камер или приносят из личного архива «найденных» изображений, данная методика также работает с копированными, коллажированными, сканированным и цифровыми фотографиями и со снимками, подвергнутыми иным способам «повторного использования». Терапевты не просто изучают факты по снимкам клиентов, но выявляют более общие закономерности в повторении тем, личных символов и метафор, а также прочей визуальной информации, о которой клиент мог не догадываться в момент съемки.

Фотоснимки, которые приносят клиенты (по своей инициативе или по просьбе терапевта), могут использоваться для проведения фокусированных дискуссий о жизни пациентов, выходящих за рамки запечатленных на снимках объектов. Помимо «изучения» готовых снимков, принесенных клиентами на сеанс, терапевт также может разработать для своих пациентов «домашнее задание», подразумевающее более активный поиск, сбор снимков или фотографирование с определенной целью - затронуть конкретные темы, требующие более глубокого изучения.

Задания на поиск фотографий не должны быть слишком конкретными - «чем шире сеть, тем больше улов». Возможность заснять то, что впечатляет, дает клиентам больший контроль над сферой неизведанного и непредсказуемого. При этом поиск «чужих» фотографий дает клиентам иной угол зрения, повышающий «безопасность» проводимого исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: