Техники, игры и упражнения на основе фотографии, направленные на исследование образа «Я» и системы отношений личности

Линия жизни»/«Жизненный путь»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в разные периоды своей жизни. Можно при этом уточнить, что снимки должны отражать «критические» и наиболее значимые моменты их биографии, либо предоставить им возможность свободного выбора.

В некоторых случаях можно акцентировать их внимание на тех снимках, которые связаны с наиболее сложными периодами в их жизни.

В ходе занятия участники показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен также вариант работы, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает участникам акцентировать внимание на определенных этапах жизненного пути или аспектах системы отношений, тех или иных чувствах и т. д. Предметом обсуждения может стать также ролевая динамика, профессиональная деятельность, сфера досуга, семейные отношения.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, их размещения на полоске бумаги (символизирующей «путь») или в альбоме.

Воспоминания детства»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в детстве. Можно при этом попросить их выбрать такие снимки, которые отражают наиболее запомнившиеся моменты детства – как приятные или «особенные», так и неприятные или вполне «обыденные». Можно приносить фотографии, на которых вместе с ними изображены их родные и близкие.

В ходе занятия участники показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен вариант работы, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает участникам акцентировать внимание на определенных ситуациях (например, семейных праздниках) или аспектах системы отношений, тех или иных чувствах (например, возникавших у них, когда их фотографировал кто-то из родителей). Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д.

Прошлое, настоящее, будущее»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома личные фотографии, связанные с их прошлым и настоящим, а также предполагаемыми будущими ролями и ситуациями. Затем происходит представление и обсуждение снимков.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д.

Грани моего Я»/«Ролевая карта»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в различных ролях или за разными занятиями. Можно предоставить им полную свободу выбора, хотя в некоторых случаях имеет смысл просить их принести фотографии, отражающие как положительные, так и отрицательные (с их точки зрения либо с точки зрения окружающих) проявления их личности либо любимые и нелюбимые роли. Во время занятия происходит представление и обсуждение снимков.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д.

Мужское и женское внутри и вокруг меня»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в разных тендерных ролях, т. е. тех, которые связаны с их «мужскими» и «женскими» качествами. На снимках может быть отражено их общение с мужчинами и женщинами

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен вариант, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает акцентировать внимание на тех чувствах, которые связаны с разными тендерными ролями, или семейных и социальных влияниях на формирование тендерной идентичности.

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д. Возможна работа в технике фотоколлажа, при создании которого используются как личные фотографии, так и вырезки из журналов.

Автопортрет»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома одну или несколько фотографий со своим изображением (это может быть портрет или снимок в полный рост). Фотографии должны по возможности передавать их «сущность» – по крайней мере, некоторые наиболее характерные проявления их личности, отразившиеся в позе и выражении лица, прическе, одежде, окружающей обстановке и т. д.

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Ведущий может организовать обсуждение, например, попросить участников группы объяснить, почему, как им кажется, выбранная ими фотография передает их «сущность», а затем предложить другим сказать, насколько их восприятие данного человека отличается от того, каким видит себя он сам.

Один из вариантов данной техники допускает выбор сразу нескольких фотографий, отражающих чем-то схожие или различающиеся «сущности» человека. Возможно изготовление плаката или автопортрета в смешанной технике с использованием не только фотографии, но и вырезок из журналов (изображения и тексты) и рисунков. Другим вариантом данной техники является создание автопортрета-ассамбляжа, включающего не только фотографию, но и личные предметы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: