Современная языковая ситуация в России, вызывающая тревогу у специалистов в области русского языка, обусловила возникновение нового направления в изучении языковой сферы– лингвоэкологии. Филологами-языковедами определены признаки, процессы, тенденции, свойственные современному русскому языку и сознанию его носителей:
● огрубение речи, в частности жаргонизация литературной речи: «Многие жаргонизмы проникают на страницы печати, в радио- и телеэфир. Таковы, например, жаргонные по своему происхождению, но весьма частотные в разных стилях и жанрах современной литературной речи слова и обороты: тусовка – собрание людей, объединенных общими интересами (чаще других тусуются артисты, музыканты, журналисты, политики); разборка – выяснение отношений, обычно агрессивное, с применением насилия; зало- жить – предать кого-нибудь, донести на него, лимон – миллион рублей или долларов (применительно к другим денежным единицам лимон, кажется, не употребляется); кинуть – обманным путем выманить более или менее крупную сумму денег (Кинули меня на пол-лимона) и др.»
|
|
● оскудение словарного запаса, забвение многих значимых в русской картине мира, ценных в духовном и нравственном отношении слов и фразеологизмов; результатом такого забвения является искажение слов и выражений (бытиё, распнули, крёстный путь, Иисус воскрес вместо соответствующих языковой норме вариантов: бытие, распяли, крестный путь, Христос воскрес);
● реабилитация слов и понятий (милосердие, благотворительность, инакомыслие, державность, лицей, гимназия);
● размытая семантика слов (клиенты, правые, левые, радикалы, консерваторы);
● «синдром заимствований» (консалтинг, шоу, прессинг, консенсус, гала-концерт, джус, мерчендайзер, имиджмейкер);
● речевые штампы (первоочередная задача, новое мышление, вхождение в мировой рынок, цивилизованные страны);
● эвфемизмы, языковое лукавство (высшая мера наказания, рынок рабочей силы, ночные пансионаты);
● языковое насилие в виде навешивания ярлыков (отец народа, враг нации, враг перестройки, совок, экстремист, красно-коричневый);
● канцелярит (по профсоюзной линии, реализация, наработки, на предмет написания, зафиксировано, по вопросу);
● взрыв сквернословия: «вседозволенность сальностей и хамства» (А. И. Солженицын);
● вульгаризация речевого общения;
● «лингвоцинизмы», свидетельства человеческого разбоя, технократизма (покорение природы, рабсила, пушечное мясо, человеческий материал, людское сырье, крестьянские ресурсы, человеко-единица);
|
|
● криминализация языка (телки, баксы, торчать, балдеть, туфта, замели):
то, что раньше считалось принадлежностью социально непрестижной среды (преступной, мафиозной, просто малокультурной), начинает приобретать «права гражданства» наряду с традиционными средствами литературного языка».
В связи с этими чертами современного языка предмет лингвоэкологии определяют как исследование проблематики языковой и речевой деградации и реабилитации.
Вряд ли нужно долго убеждать человека в том, что его родной язык достоин того, чтобы его берегли и развивали.
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире. На нем говорят около 250 млн человек. В дореволюционной России, в СССР, в Российской Федерации он язык межнационального общения. В этом качестве ему свойственна толерантность (терпимость) по отношению к другим языкам и к его носителям.
В настоящее время русский язык – государственный язык, что закреплено Конституцией РФ, русский литературный язык является мерилом правильной речи.
Русский язык – язык международного общения, один из шести официальных языков ООН (наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским). Его изучают почти в 100 странах мира. Он известен как язык русской культуры, науки и техники.
XX в. – время колоссальных достижений, открытий, перевернувших представление человека о мире и о себе, время, изменившее ритм человеческой жизни, государственное устройство, быт людей. Но XX в. не избавил человечество от страшных катастроф и потрясений. По‑прежнему нет равновесия в мире и гармонии в человеческой душе.
Поэтому сегодня в процессе созидания, развития цивилизации важнейшим является установление связей между людьми, взаимопонимание, усиление духовных начал в жизни.
Поэтому много внимания уделяется культуре речи и ее составляющей – языку. Ибо
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль.
И долговечней – царственное слово.
А.А. Ахматова
Вопросы и задания для самоконтроля. Ответьте кратко письменно.
1. Выпишите определение культуры речи.
2. Каково появление русского языка? С какого века существует собственно русский язык?
3. Что вы понимаете под общенародным языком?
4. Каковы разновидности национального русского языка? Дайте им краткую характеристику.
5. В чем особенности разновидностей национального русского языка?
6. Что такое норма? Что такое кодифицированный литературный язык (КЛЯ)?
7. В чем отличие разговорного типа литературного языка от книжного?
8. Каковы разновидности книжной письменной речи?
9. В связи с чем возникло новое направление в лингвистике – лингвоэкология?