Проблема экологии языка

Современная языковая ситуация в России, вызывающая тревогу у специалистов в области русского языка, обусловила возникновение нового направления в изучении языковой сферы– лингвоэкологии. Филологами-языковедами определены признаки, процессы, тенденции, свойственные современному русскому языку и сознанию его носителей:

● огрубение речи, в частности жаргонизация литературной речи: «Многие жаргонизмы проникают на страницы печати, в радио- и телеэфир. Таковы, например, жаргонные по своему происхождению, но весьма частотные в разных стилях и жанрах современной литературной речи слова и обороты: тусовка – собрание людей, объединенных общими интересами (чаще других тусуются артисты, музыканты, журналисты, политики); разборка – выяснение отношений, обычно агрессивное, с применением насилия; зало- жить – предать кого-нибудь, донести на него, лимон – миллион рублей или долларов (применительно к другим денежным единицам лимон, кажется, не употребляется); кинуть – обманным путем выманить более или менее крупную сумму денег (Кинули меня на пол-лимона) и др.» 

● оскудение словарного запаса, забвение многих значимых в русской картине мира, ценных в духовном и нравственном отношении слов и фразеологизмов; результатом такого забвения является искажение слов и выражений (бытиё, распнули, крёстный путь, Иисус воскрес вместо соответствующих языковой норме вариантов: бытие, распяли, крестный путь, Христос воскрес);

● реабилитация слов и понятий (милосердие, благотворительность, инакомыслие, державность, лицей, гимназия);

● размытая семантика слов (клиенты, правые, левые, радикалы, консерваторы);

● «синдром заимствований» (консалтинг, шоу, прессинг, консенсус, гала-концерт, джус, мерчендайзер, имиджмейкер);

● речевые штампы (первоочередная задача, новое мышление, вхождение в мировой рынок, цивилизованные страны);

● эвфемизмы, языковое лукавство (высшая мера наказания, рынок рабочей силы, ночные пансионаты);

● языковое насилие в виде навешивания ярлыков (отец народа, враг нации, враг перестройки, совок, экстремист, красно-коричневый);

● канцелярит (по профсоюзной линии, реализация, наработки, на предмет написания, зафиксировано, по вопросу);

● взрыв сквернословия: «вседозволенность сальностей и хамства» (А. И. Солженицын);

● вульгаризация речевого общения;

● «лингвоцинизмы», свидетельства человеческого разбоя, технократизма (покорение природы, рабсила, пушечное мясо, человеческий материал, людское сырье, крестьянские ресурсы, человеко-единица);

● криминализация языка (телки, баксы, торчать, балдеть, туфта, замели):

то, что раньше считалось принадлежностью социально непрестижной среды (преступной, мафиозной, просто малокультурной), начинает приобретать «права гражданства» наряду с традиционными средствами литературного языка».

В связи с этими чертами современного языка предмет лингвоэкологии определяют как исследование проблематики языковой и речевой деградации и реабилитации.

Вряд ли нужно долго убеждать человека в том, что его родной язык достоин того, чтобы его берегли и развивали.

Русский язык – один из самых распространенных языков в мире. На нем говорят около 250 млн человек. В дореволюционной России, в СССР, в Российской Федерации он язык межнационального общения. В этом качестве ему свойственна толерантность (терпимость) по отношению к другим языкам и к его носителям.

В настоящее время русский язык – государственный язык, что закреплено Конституцией РФ, русский литературный язык является мерилом правильной речи.

Русский язык – язык международного общения, один из шести официальных языков ООН (наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским). Его изучают почти в 100 странах мира. Он известен как язык русской культуры, науки и техники.

XX в. – время колоссальных достижений, открытий, перевернувших представление человека о мире и о себе, время, изменившее ритм человеческой жизни, государственное устройство, быт людей. Но XX в. не избавил человечество от страшных катастроф и потрясений. По‑прежнему нет равновесия в мире и гармонии в человеческой душе.

Поэтому сегодня в процессе созидания, развития цивилизации важнейшим является установление связей между людьми, взаимопонимание, усиление духовных начал в жизни.

Поэтому много внимания уделяется культуре речи и ее составляющей – языку. Ибо

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль.

И долговечней – царственное слово.

 

А.А. Ахматова

Вопросы и задания для самоконтроля. Ответьте кратко письменно.

 

1. Выпишите определение культуры речи.

2. Каково появление русского языка? С какого века существует собственно русский язык?

3. Что вы понимаете под общенародным языком?

4. Каковы разновидности национального русского языка? Дайте им краткую характеристику.

5. В чем особенности разновидностей национального русского языка?

6. Что такое норма? Что такое кодифицированный литературный язык (КЛЯ)?

7. В чем отличие разговорного типа литературного языка от книжного?

8. Каковы разновидности книжной письменной речи?

9. В связи с чем возникло новое направление в лингвистике – лингвоэкология?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: