Лекция 3. Общая характеристика семьи и школы, родителей и педагогов как субъектов социально-педагогического взаимодействия.
Подходы к их изучению (2 ч)
Цель: формирование представления о семье и школе, родителях и педагогах как субъектах социально-педагогического взаимодействия; обеспечение осмысления современных подходов к их изучению.
План лекции:
1. Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.
2. Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.
3. Методы изучения семьи.
4. Сравнительный анализ функций семьи и школы.
Литература:
1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 46 с.
2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и современной семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012. – 80 с.
3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – Москва: Профит Стайл, 2007. – 224 с.
4. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2006. -148 с.
|
|
5. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. Монография. М.: АПК и ППРО, 2006.- 135 с.
6. Родители и школа – партнеры // Новые ценности образования. М., Институт педагогических инноваций РАО, 2004, выпуск 1 (16).- 125 с.
7. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие. М.: Академия, 2000. – 216 с.
8. Шнейдер Л. Б. Повышение компетентности родителей в реализации функционально-ролевого потенциала семьи и преодолении кризисных состояний. М.: «Современное образование», 2013.- 244с.
9. Щуркова Н.Е. Школа и семья: Педагогический альянс: Методическое пособие
Педагогическое общество России, 2004- 112 с.
10. Институт семьи и воспитания - http://www.niisv.ru/
11. Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей www.inter-pedagogika.ru
12. Официальный портал комитета по образованию и науки Администрации Волгоградской области // http://www.volganet.ru/
Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.
Используемые образовательные технологии:
Лекция проблемного характера.
Медиатехнологии: показ и обсуждение CD презентации «Функции семьи и школы».
Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.
Социально-педагогическое взаимодействие – деятельностная система, понимаемая как совокупность характеризующихся целостностью и интегративностью структурных и функциональных элементов воспитательного процесса (цель, задачи, субъекты взаимодействия, содержание социально-педагогической деятельности, условия эффективности, анализ конечного результата), взаимосвязь которых обеспечивает достижение качественного результата – формирование социально-значимых качеств школьника (А.А. Овчарова).
|
|
Социально-значимые качества школьника (по А.А. Овчаровой): самостоятельность, организованность, терпимость, коммуникативность, ответственность, социальная активность, адекватная самооценка.
Общие принципы семейного воспитания:
• гуманность и милосердие к растущему человеку;
• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
• открытость и доверительность отношений с детьми;
• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;
• последовательность в своих требованиях;
• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Частные принципы семейного воспитания:
· не применять физические наказания,
· не читать чужие письма и дневники;
· не морализировать;
· не говорить слишком много;
· не требовать немедленного повиновения;
· не потакать негативным поступкам и др.
Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:
1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;
2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.
Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.
Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации.
Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. С именем У. Огборна впервые связывают установление феномена перехода от семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения, т. е. перехода от «семьи-института» к «семье-товариществу» (или супружеству-партнерству). Отечественные социологи А.И. Антонов и В.М. Медков обсуждают эту проблематику как перестройку ведущих мотивов заключения и сохранения брака.
Системный подход - направление в методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Основными принципами системного подхода являются:
· целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
|
|
· иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;
· структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;
· системность — свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Семейная система — открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.
С точки зрения образования взрослых, в системном подходе, родительское образование и развитие родителей как учителей своих детей так же необходимо, как и личностное и профессиональное развитие взрослых. Реализуя родительские роли, взрослый человек постоянно развивается, изменяется и пополняет запас знаний и умений. В этом динамичном процессе нет финальной точки, т.к., дети являются тем барометром, который определяет степень компетентности и эффективности родителя как учителя, информатора, педагога и наставника.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.
|
|
Понятия ценности и ценностных ориентаций определяются по отношению к личности и ее активности, проявляемой в деятельности.
Ценность представляет собой отношение к объектам действительности, к деятельности и ее результатам с позиций добра и зла; справедливости и несправедливости; истинности и ложности; красоты и безобразия; с позиции способствует эта деятельности и ее результаты удовлетворению потребностей или нет.
Ценностные ориентации - это способности (качества) личности выбрать в качестве ориентира в соответствующий момент своей деятельности ту или иную ценность (способность ориентироваться в ценностях), а также способность личности осознать и воспринять как собственные социально значимые ценности.
При выделении форм возможны различные подходы. Наиболее распространенным в настоящее время является подход к определению форм на основе диалектики. В этом случае выделяется и рассматривается три основные формы:
· ценность как идеал, выработанный общественным сознанием;
· ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.);
· ценность как составная часть психологической структуры личности (личные ценности как основа мотивации).