Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный

Лекция 3. Общая характеристика семьи и школы, родителей и педагогов как субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Подходы к их изучению (2 ч)

Цель: формирование представления о семье и школе, родителях и педагогах как субъектах социально-педагогического взаимодействия; обеспечение осмысления современных подходов к их изучению.

План лекции:

1. Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.

2. Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.

3. Методы изучения семьи.

4. Сравнительный анализ функций семьи и школы.

Литература:

1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 46 с.

2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и современной семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012. – 80 с.

3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – Москва: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

4. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2006. -148 с.

5. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. Монография. М.: АПК и ППРО, 2006.- 135 с.

6. Родители и школа – партнеры // Новые ценности образования. М., Институт педагогических инноваций РАО, 2004, выпуск 1 (16).- 125 с.

7. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие. М.: Академия, 2000. – 216 с.

8. Шнейдер Л. Б. Повышение компетентности родителей в реализации функционально-ролевого потенциала семьи и преодолении кризисных состояний. М.: «Современное образование», 2013.- 244с.

9. Щуркова Н.Е. Школа и семья: Педагогический альянс: Методическое пособие

Педагогическое общество России, 2004- 112 с.

10. Институт семьи и воспитания - http://www.niisv.ru/

11. Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей www.inter-pedagogika.ru

12. Официальный портал комитета по образованию и науки Администрации Волгоградской области // http://www.volganet.ru/

Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.

Используемые образовательные технологии:

Лекция проблемного характера.

Медиатехнологии: показ и обсуждение CD презентации «Функции семьи и школы». 


 


Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.

Социально-педагогическое взаимодействие – деятельностная система, понимаемая как совокупность характеризующихся целостностью и интегративностью структурных и функциональных элементов воспитательного процесса (цель, задачи, субъекты взаимодействия, содержание социально-педагогической деятельности, условия эффективности, анализ конечного результата), взаимосвязь которых обеспечивает достижение качественного результата – формирование социально-значимых качеств школьника (А.А. Овчарова).

Социально-значимые качества школьника (по А.А. Овчаровой): самостоятельность, организованность, терпимость, коммуникативность, ответственность, социальная активность, адекватная самооценка.

 

Общие принципы семейного воспитания:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

 

Частные принципы семейного воспитания:

· не применять физические наказания,

· не читать чужие письма и дневники;

· не морализировать;

· не говорить слишком много;

· не требовать немедленного повиновения;

· не потакать негативным поступкам и др.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.

Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации.

Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. С именем У. Огборна впервые связывают установление феномена перехода от семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения, т. е. перехода от «семьи-института» к «семье-товариществу» (или супружеству-партнерству). Отечественные социологи А.И. Антонов и В.М. Медков обсуждают эту проблематику как перестройку ведущих мотивов заключения и сохранения брака.

Системный подход - направление в методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Основными принципами системного подхода являются:

· целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

· иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

· структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;

· системность — свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Семейная система — открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

С точки зрения образования взрослых, в системном подходе, родительское образование и развитие родителей как учителей своих детей так же необходимо, как и личностное и профессиональное развитие взрослых. Реализуя родительские роли, взрослый человек постоянно развивается, изменяется и пополняет запас знаний и умений. В этом динамичном процессе нет финальной точки, т.к., дети являются тем барометром, который определяет степень компетентности и эффективности родителя как учителя, информатора, педагога и наставника.

 

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Понятия ценности и ценностных ориентаций определяются по отношению к личности и ее активности, проявляемой в деятельности.

Ценность представляет собой отношение к объектам действительности, к деятельности и ее результатам с позиций добра и зла; справедливости и несправедливости; истинности и ложности; красоты и безобразия; с позиции способствует эта деятельности и ее результаты удовлетворению потребностей или нет.

 

Ценностные ориентации - это способности (качества) личности выбрать в качестве ориентира в соответствующий момент своей деятельности ту или иную ценность (способность ориентироваться в ценностях), а также способность личности осознать и воспринять как собственные социально значимые ценности.

При выделении форм возможны различные подходы. Наиболее распространенным в настоящее время является подход к определению форм на основе диалектики. В этом случае выделяется и рассматривается три основные формы:

· ценность как идеал, выработанный общественным сознанием;

· ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.);

· ценность как составная часть психологической структуры личности (личные ценности как основа мотивации).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: