Мы выяснили, что сложение и вычитание натуральных чисел связано со сложением и вычитанием величин. Возникает вопрос: с каким действием над величинами связано умножение и деление натуральных чисел? Предварительно рассмотрим задачу: купили 3 пакета муки по 2 кг в каждом. Сколько килограммов муки купили?
3пак.=3·пак.=3·(2кг)=(3·2)кг. Видим, что ответ на вопрос находится умножением и связан он с переходом от одной единицы массы к другой, более мелкой.
Теорема1. Если отрезок х состоит из а отрезков длиной Е, а отрезок длины Е состоит из b отрезков, длина которых Е1, то мера длины отрезка х при единице величины Е1 равна а·b.
Доказательство
Х=а·Е, Е=b·Е1, тогда число частей отрезка х, длина которых равна Е1, будет равно а·b. Х=а·Е=а·(bЕ1)=(а·b)Е1.
Итак, умножение натуральных чисел связано с переходом в процессе измерения к новой единице величины, более мелкой.
а·b= mE(X) ·mE1(E)= mE1(X).
Задача. Объяснить смысл произведения 4·3, если числа 4 и 3 получены в результате измерения величин.
Решение. Пусть 4= mE(X), 3= mE1(E) => Х=4·Е =4·(3Е1) =(4 ·3)Е1.
|
|
Теорема 2. Если отрезок х состоит из а отрезков длиной Е, а отрезок длины Е1 состоит из b отрезков длины Е, то мера длины отрезка х при единице длины Е1 равна а:b. а:b= mE(X): mE(Е1) = mE1(X)
Задача. Обосновать выбор действия при решении задачи: «Из 12 м ткани сшили платья, расходуя на каждое по 4м. Сколько сшили платьев?»
12м=12·м=12·( пл.)=(12· ) пл. = (12:4)пл.
Итак, действия умножения и деления натуральных чисел связаны с переходом от одной единицы величины к другой: умножение - с переходом к более мелкой единице величины, деление - с переходом к более крупной единице величины.
Выбор действий умножения и деления натуральных чисел при решении текстовых задач с величинами можно интерпретировать с точки зрения умножения величины на число.
В=х·А или В=А·х, причем В=А1+А2+…+ Ах.
Чтобы найти численное значение величины В при единице величины Е, достаточно численное значение величины А, полученное при той же единице Е, умножить на число х.
Если В=А·х, то с помощью деления можно решить две задачи:
1. Зная А и В находят число х (х=А:В, причем х =mE(A): mE(B). Это деление по содержанию.
2. Зная В и х, находят А (А=В:х), причем mE(A)= mE(B):х. Это деление на равные части.
Обосновать выбор действий в задачах:
1. 6 кг муки разложили в пакеты по 2 кг в каждом. Сколько получилось пакетов?
2. Купили 3кг моркови, а картофеля в 2 раза больше. Сколько кг картофеля купили?