Уголовно-процессуального права и его источников

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ

ПРАВО И ЕГО ИСТОЧНИКИ

 

 

Лекция по теме 2

дисциплины «Уголовно-процессуальное право»

 

Текст лекции обсужден и одобрен на заседании кафедры УПД. Протокол №_____ от «_____»_________________2020 г.

 

 

Ижевск • 2020



Вопросы для изучения

 

1. Понятие и общая характеристика уголовно-процессуального права и его источников.

2. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Понятие и общая характеристика

уголовно-процессуального права и его источников

 

Понятие уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальное право выражает назначение и принципы уголовного процесса, права и гарантии их реализации для всех субъектов уголовно-процессуальной деятельности, устанавливает систему стадий уголовного судопроизводства, порядок производства в каждой из них и каждого процессуального действия; основания и порядок принятия решений по уголовному делу.

Социальная значимость и ценность уголовно-процессуального права определяется тем, что оно:

 - обеспечивает применение уголовно-правовых норм, ограждающих личность, общество, государство от преступных посягательств путем регламентации деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;

- устанавливает виды, основания, условия и порядок применения мер процессуального принуждения;

- содержит гарантии прав личности, в частности, обеспечивает обвиняемому конституционное право на защиту, неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телеграфных сообщений и телефонных переговоров, право на справедливое правосудие и другие права;

- определяет порядок судебной защиты граждан от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство;

- защищает права лиц, которым причинен моральный, физический или имущественный вред;

- создает порядок и условия деятельности, ограждающие невиновного от привлечения к ответственности и наказания, а в случае незаконного привлечения к ответственности – отмену состоявшегося решения и реабилитацию лица, необоснованно привлеченного к ответственности;

- содержит правовосстановительные и иные санкции, обеспечивающие соблюдение правовых предписаний.

Таким образом, уголовно-процессуальное право – это социально обусловленная система выраженных в законе правил (норм), регулирующих деятельность органов уголовного судопроизводства по возбуждению, предварительному расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также возникающих при этом правоотношений в целях реализации назначения уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальные правовые нормы, их виды и структура. Как и любая отрасль права уголовно-процессуальное право имеет нормативное содержание, состоящее из соответствующих норм права и институтов.

Норма уголовно-процессуального права – это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на основания и условия его применения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета.

Различные правовые нормы выполняют различные функции в процессе правового регулирования. Одни нормы носят общий для всей деятельности характер, определяя назначение, принципы, правовое положение субъектов уголовно-процессуальных отношений, другие – условия производства в определенной стадии, третьи регулируют условия и порядок конкретного следственного или судебного действия и т.д. Так, назначение уголовного судопроизводства и его принципы определены в гл. 2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[1]. Полномочия органов, ведущих судопроизводство, указаны, например, в ст.ст. 29, 37 – 41 УПК РФ.

Права граждан – участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения в ст.ст. 42, 43 УПК РФ, со стороны защиты в ст.ст. 46, 47 УПК РФ. В настоящее время УПК РФ процессуальное положение участников уголовного судопроизводства регулирует путем установления того, что они «вправе» и что «не вправе» совершать (см., например, ч. 4 ст. 47, ч. 3 ст. 54, ч. 4 ст. 57 УПК РФ).

Нормы права содержат запреты. Запрет выражен, например, в ст. 75 УПК РФ «Недопустимые доказательства». В ч. 4 ст. 164 сказано, что «при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер...».

В уголовном процессе допустимы только те действия и решения, которые разрешены в законе, и в том порядке, который установлен законом.

Такой метод правового регулирования называется разрешительным. Он характерен для уголовного процесса, поскольку в этой области государственной деятельности возможные действия, затрагивающие конституционные права и свободы человека и гражданина, их законные интересы, и нормы процессуального права должны четко определять основания, условия, процедуру таких действий. Властеотношения всегда регулируются путем указания в норме на то, что должностному лицу то или иное действие разрешено законом, а поэтому второй субъект правоотношения обязан подчиниться его требованию. Именно в смысле разрешения на совершение определенных действий в УПК РФ употребляется термин «вправе», когда речь идет, например, о задержании (ст. 91 УПК РФ), применении мер пресечения (ст. 97 УПК РФ) и др., что не означает обязанность в каждом случае использовать предоставленное право на задержание или избрание меры пресечения.

В силу особенностей предмета правового регулирования большинство уголовно-процессуальных норм относятся к обязывающим, императивным, предписывающим совершение определенных действий (например, ст. ст. 21, 148, ч. 2 ст. 381 УПК РФ).

Вместе с тем среди норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, ведущим уголовный процесс, есть и такие, которые предоставляют им выбор того или иного способа действия в зависимости от ряда конкретных условий данного дела (например, ст. ст. 97, 98, 99 УПК РФ).

Нормы, предоставляющие определенные права, адресованы в своем большинстве гражданам – участникам процесса, от воли которых зависит, воспользоваться или не воспользоваться предоставленным правом (например, подозреваемый, обвиняемый имеют право заявить ходатайство, отводы, приносить жалобы и др. (ст.ст. 46, 47 УПК РФ).

В зависимости от вида процессуальных норм их реализация выражается либо в осуществлении полномочий, прав, при этом соблюдая запреты и ограничения, либо в исполнении обязанностей, либо в использовании субъективного права, исполнении обязанностей.

Эти формы реализации норм свойственны как органам, ведущим уголовное судопроизводство, так и всем участвующим в нем лицам. Нередко ими полностью исчерпывается реализация той или иной процессуально-правовой нормы. Например, использование следователем права на освидетельствование подозреваемого и исполнение последним вытекающей отсюда обязанности представляют собой реализацию нормы, предусмотренной ст. 179 УПК РФ.

Выполнение лицом процессуальных обязанностей свидетеля означает выполнение предписаний нормы, содержащейся в ст. 56 УПК РФ.

В механизме уголовно-процессуального регулирования для обеспечения выполнения обязанностей применяются меры принудительного исполнения обязанностей путем использования мер превентивного принуждения, восстановления нарушенного права (правовосстановительные санкции) и штрафные санкции.

В том случае, когда свидетель не выполняет предписания закона и не является без уважительной причины по вызову следователя или в суд, реализация правовой нормы происходит с помощью принуждения, т.е. свидетель может подвергнуться приводу (ч. 7 ст. 56 УПК РФ).

Эта санкция за нарушение обязанности, налагаемая в уголовном процессе, рассматривается как вид уголовно-процессуальной ответственности.

Принуждение в уголовном процессе может применяться и как превентивная мера, когда есть основания полагать, что лицо может совершить правонарушение (например, мера пресечения избирается тогда, когда есть основания опасаться, что обвиняемый скроется от следствия и суда или совершит иное преступление).

В одной статье закона могут содержаться две и более нормы или, наоборот, органические части одной нормы иногда располагаются в нескольких статьях УПК РФ. Правовые предписания, составляющие, по существу, единую норму уголовно-процессуального права, могут содержаться в двух и более разделах УПК РФ (например, норма о праве защитника участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах разных инстанций п. 9 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, в ст. 248, ст. 377 и др. УПК РФ).

Для понимания норм УПК РФ важно обратиться к основным понятиям, используемым в законе (ст. 5), без понимания которых невозможно раскрыть содержание конкретной нормы (например, понятие уголовного преследования дает возможность раскрыть содержание нормы о полномочиях следователя).

При раскрытии содержания и применения норм, регулирующих производство в той или иной стадии процесса, необходимо обращение к «Общим положениям» УПК РФ (часть первая).

Уголовно-процессуальная норма, как и любая правовая норма, должна содержать указания:

- при каких обстоятельствах надо руководствоваться данной правовой нормой;

- кто является субъектами отношения, регулируемого данной правовой нормой, и какое поведение предписывается или дозволяется этой правовой нормой каждому из участников правоотношений;

- какие последствия влечет за собой неисполнение предписаний данной нормы.

Элементы нормы – гипотеза, диспозиция и санкция - присущи и уголовно-процессуальной норме.

Гипотеза уголовно-процессуальной нормы указывает условия, при которых следует (возможно) поступать определенным образом, например, случаи, допускающие оглашение в суде показаний неявившегося свидетеля (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 286 УПК РФ).

Диспозиция – само правило (например, оглашение в суде показаний).

Санкция уголовно-процессуальная – последствие неисполнения предписаний уголовно-процессуальной нормы. Санкция не является обязательной частью статьи уголовно-процессуального закона. Санкция может распространяться только на норму, изложенную в этой статье (ч. 7 ст. 56 УПК РФ), или в одной статье закона может быть изложена санкция за нарушение ряда норм уголовно-процессуального закона (например, в силу ст. 379 УПК РФ отмена или изменение приговора может иметь место ввиду нарушений многих норм, изложенных в различных статьях уголовно-процессуального закона).

Уголовно-процессуальные санкции имеют главным образом правовосстановительный характер, они направлены на устранение допущенных нарушений закона, восстановление законности (например, путем отмены незаконного и необоснованного приговора – ст.ст. 379, 384-387 УПК РФ).

К видам уголовно-процессуальных санкций относится и применение более строгой меры пресечения в случаях нарушения данных обвиняемым обязательств (ст. 110 УПК РФ).

Санкцией является и денежное взыскание, которое может быть возложено в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании (ст. 117 УПК РФ).

Применение правовосстановительных или иных собственно уголовно-процессуальных санкций не ограничивает санкции, применяемые за нарушение уголовно-процессуальных норм. Нарушение уголовно-процессуального закона лицами, ведущими производство по делу, может повлечь за собой ответственность дисциплинарную (например, возложение на следователя дисциплинарной ответственности) или уголовную (например, ответственность свидетеля за заведомо ложные показания или переводчика за заведомо ложный перевод) (ст.ст. 301, 303 УК РФ). Таким образом, исполнение предписаний уголовно-процессуального права охраняется как уголовно-процессуальными санкциями, так и нормами других отраслей права.

Уголовно-процессуальные правоотношения. Уголовно-процессуальное право регулирует осуществление уголовно-процессуальной деятельности не иначе как в форме уголовно-процессуальных отношений, в которых субъекты наделены правами и обязанностями. Правоотношения могут быть между государственными органами и должностными лицами (суд – прокурор), между должностными лицами (следователь – прокурор), между государственными органами, должностными лицами и гражданами (следователь – обвиняемый).

1. Особенностью уголовно-процессуальных правоотношений, регулируемых уголовно-процессуальным правом, является то, что одним из субъектов уголовно-процессуального отношения всегда выступает орган государства (должностное лицо), наделенный властными полномочиями, т.е. это всегда властеотношения. Государственный орган при наличии определенного юридического факта обязан совершить предписанные ему законом действия, реализовать свои полномочия.

Решения государственных органов и должностных лиц имеют обязательное значение для всех лиц и органов в пределах, установленных законом.

В силу особенностей предмета уголовно-процессуального регулирования нормы уголовно-процессуального права, обращенные к государственным органам, содержат предписания или разрешения поступать при наличии указанных в законе юридических фактов определенным образом: возбудить дело, привлечь в качестве обвиняемого, избрать меру пресечения, вынести приговор, прекратить уголовное дело и т.д. Выполнение такого рода предписаний закона составляет обязанность государственных органов. В других случаях закон представляет им право поступить определенным образом, выбрать одно из возможных решений (например, прекратить уголовное преследование или направить дело в суд; прекратить уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием обвиняемого и др.).

2. Все иные субъекты уголовного процесса (граждане, юридические лица) наделены правами и обязанностями, которые они реализуют в рамках правоотношений для защиты своих или представляемых прав и интересов на стороне обвинения или защиты.

В уголовно-процессуальных отношениях властный характер деятельности государственных органов, ведущих уголовный процесс, сочетается с правами и гарантиями участвующих в деле лиц. Здесь важно подчеркнуть, что хотя правоотношения в уголовном процессе характеризуются как властеотношения, на органах государства, ведущих производство по делу, лежит обязанность разъяснить иным участникам процесса их права и обеспечить возможность их использования. Так, если следователь вынес постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, он обязан в установленном законом порядке предъявить обвиняемому постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, разъяснить сущность предъявленного обвинения и права обвиняемого на предварительном следствии, обеспечить участие защитника при предъявлении обвинения и реализации других прав обвиняемого (ст. ст. 171, 172 УПК РФ). У обвиняемого и его защитника появляются права, используя которые, они защищают свои интересы.

3. Объект правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, по поводу чего они вступают в правовые связи (например, реализация обвиняемым права на защиту путем заявления ходатайства обязывает следователя рассмотреть и разрешить это ходатайство). Содержанием правоотношения (например, при допросе свидетеля) является получение его показаний.

4. В системе всех уголовно-процессуальных отношений центральным является правоотношение между судом, осуществляющим правосудие, и сторонами, наделенными равными правами, реализация которых призвана обеспечивать состязательность судопроизводства.

Выполняя свои полномочия, суд должен принять меры к справедливому рассмотрению дела - обеспечить равенство прав сторон, сохраняя объективность и беспристрастность, создать необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора.

Стороны вправе заявить суду ходатайства – суд обязан рассматривать и удовлетворять их, если ходатайства имеют значение для правильного разрешения дела; стороны вправе представлять суду доказательства, участвовать в исследовании доказательств - суд обязан обеспечить им возможность воспользоваться этими правами и разрешить правовой спор сторон.

В правовом отношении между судом и сторонами проявляется сочетание государственно-властных полномочий суда с правами личности в уголовном процессе и гарантиями этих прав.

5. Имеют свои особенности и правоотношения между государственными органами и должностными лицами в уголовном процессе.

Так, указания прокурора в установленных законом пределах обязательны для дознавателя (ст. 41 УПК РФ), следователя и руководителя следственного органа (ст.ст. 38, 39 УПК РФ). Прокурор передает дело на рассмотрение суда, суд обязан рассмотреть вопросы по поступившему в суд делу и принять одно из возможных решений, до внесения дела на судебное разбирательство (ст. 236 УПК РФ), а затем и в судебном разбирательстве (ст. 302 УПК РФ). Указания вышестоящего суда об устранении допущенных нарушений закона обязательны для нижестоящего суда при новом рассмотрении дела и т.д.

Процессуальная форма. Уголовно-процессуальное право устанавливает процедуру (порядок, форму) производства по уголовным делам: последовательность стадий и условий перехода дела из одной стадии в другую, условия, характеризующие производство в конкретной стадии, основания, условия и порядок производства следственных и судебных действий, содержание и форму решений, которые могут быть вынесены. Этот порядок производства по делу в целом или отдельных процессуальных действий принято называть процессуальной формой.

Уголовно-процессуальная форма основана на системе принципов процесса, разделении процессуальных функций и обеспечивает их реализацию в надлежащей правовой процедуре.

Процессуальная форма установлена для совершения отдельных процессуальных действий (например, порядок производства выемки, обыска, очной ставки, допроса обвиняемого и др.). В определенной процессуально-правовой процедуре происходит производство в каждой из стадий процесса. Регламентация процессуальной формы включает указание на цель действия, его участников, их права и обязанности, последовательность действий, закрепление произведенного действия в соответствующем документе и его реквизиты[2].

Сложность и детальность уголовно-процессуальной формы, выделяющие ее из всех иных юрисдикционных процессов (например, наложение штрафа за административное правонарушение), обусловлены спецификой задач уголовного процесса, в том числе сложностью деятельности по установлению фактических обстоятельств уголовного дела, необходимостью создания максимальных гарантий прав личности в уголовном процессе, законности и обоснованности всех уголовно-процессуальных действий и решений. Поэтому процессуальная форма уголовного процесса включает прохождение дела по стадиям, каждая из которых имеет свою форму судопроизводства, что отвечает задаче конкретной стадии и создает возможность проверить правомерность действий и решений, принятых на предыдущей стадии. Соблюдение порядка собирания доказательств, его закрепление в процессуальном документе обеспечивают допустимость доказательств. Поэтому нарушение процессуального порядка получения доказательств лишает доказательство юридической силы (ст. 75 УПК РФ).

Процессуальная форма имеет свои особенности применительно к отдельным категориям уголовных дел (например, дела частного обвинения, производство по уголовным делам несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, а также применительно к разным составам суда, рассматривающим дело по первой инстанции).

Процессуальная форма является специфической разновидностью правовой формы государственной деятельности, а ее ценность в том, что она создает детально урегулированный, устойчивый, юридически определенный, строго обязательный, стабильный правовой порядок производства по уголовному делу, отвечающий назначению судопроизводства и его принципам. Поэтому недопустимы отклонения от требований процессуального закона, а неукоснительное соблюдение процессуального порядка является непременным условием законности действий и решений по делу.

Процессуальная форма включает и некоторые правила, имеющие чисто ритуальный характер. Это, например, регламент судебного заседания (ст. 257 УПК РФ). Однако и эти правила имеют существенное значение. Так, правило о том, что присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя, продиктовано уважением к суду и его решению, выносимому от имени государства.

Таким образом, уголовно-процессуальная форма – это регламентированные уголовно-процессуальным правом система и структура уголовно-процессуальных институтов и правил; процедура и последовательность стадий уголовного процесса; основания, условия, способы и сроки совершения процессуальных действий, непосредственно или косвенно связанных с собиранием, исследованием и закреплением доказательств в правовых актах, а также порядок принятия и оформления решений по отдельным вопросам и по уголовному делу в целом.

Уголовно-процессуальные документы, их виды и значение. Одним из требований процессуальной формы является правило о том, чтобы все процессуальные действия и принятые решения были письменно закреплены в определенных процессуальных документах.

Закон устанавливает такую форму этих документов, которая дает возможность полно отразить в них ход и результаты проведения следственных и судебных действий, принятое решение, с тем чтобы в дальнейшем использовать полученные данные при расследовании, рассмотрении, разрешении уголовного дела, проверке законности и обоснованности проведенных действий и принятых решений.

Одну группу процессуальных документов составляют протоколы следственных и судебных действий, в которых удостоверяется факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий, которые допускаются в качестве доказательств (ст. 83 УПК РФ) (протокол осмотра, протокол допроса, протокол судебного заседания).

Другую группу составляют решения. Это правоприменительные акты, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и властные предписания о правовых действиях (п. 33 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальные решения как акты применения уголовно-процессуального права характеризуются рядом признаков: решения выносятся только уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами, присяжными и народными заседателями в пределах их компетенции; выражают властное веление, подтверждают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные отношения, подтверждают наличие или устанавливают отсутствие материально-правовых отношений. Решения принимаются в установленном порядке и выражаются в определенной законом форме.

Решения могут быть выражены в форме постановления, определения, вердикта, приговора. Они различаются по органам, лицам, их принимающим, по кругу вопросов, по процессуальному порядку принятия и форме изложения (п. п. 5, 23, 25, 28 ст. 5 УПК РФ).

Решение в уголовном судопроизводствеэто облеченный в установленную форму правовой документ, в котором орган дознания, следователь, прокурор, судья или суд в пределах своей компетенции в предусмотренном законом порядке делают вывод об установленных фактических обстоятельствах и на основе этих обстоятельств и закона дают ответы на правовые вопросы и выражают властное волеизъявление о действиях, вытекающих из установленных обстоятельств и предписаний закона. В законе указаны такие требования к содержанию и форме решения, которые дают возможность судить о том, соблюдены ли правила процессуальной формы при производстве того или иного действия, правильно ли решен конкретный вопрос или все дело, соответствует ли решение обстоятельствам дела (фактическому основанию) и правовым нормам (юридическому основанию).

Решение является законным тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права (уголовного права, гражданского права при решении гражданского иска и др.).

Решение является обоснованным тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела обстоятельства, подтвержденные доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, а также тогда, когда правовые выводы и предписания, содержащиеся в решении, вытекают из установленных фактов. Обоснование решения находит свое выражение в его мотивировке. Законность и обоснованность - взаимообусловленные свойства решения. Справедливость решения означает его оценку и с правовой, и с нравственной стороны. Так, признание справедливости приговора означает признание того, что дело рассмотрено объективным и беспристрастным судом, что были обеспечены права обвиняемого, вынесено законное и обоснованное решение о виновности (невиновности) обвиняемого, виновному назначено справедливое наказание. В ст. 11 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

Уголовно-процессуальные решения выражаются в документе, имеющем определенную форму, которая включает вводную, описательную (описательно-мотивировочную) и резолютивную части.

Форма решения как документа находится в неразрывной связи с теми правовыми и нравственными требованиями, которым должно отвечать содержание решения. В документе-решении должны отражаться фактические и юридические основания, мотивы решения.

Процессуально-правовые гарантии. Процессуально-правовые гарантии – это содержащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права.

Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач уголовного судопроизводства, а гражданам - реально использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты и охраны прав и законных интересов. Права, предоставленные органу государства (должностному лицу) в уголовном процессе, гарантированы обязанностью соответствующих лиц выполнять обращенные к ним требования и установленными законом санкциями за невыполнение этих обязанностей.

Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права на судебную защиту. Реальное обеспечение права личности, в первую очередь обвиняемого, является критерием оценки демократизма, гуманизма уголовного процесса.

Основу гарантий прав личности в сфере уголовного процесса составляют закрепленные и обеспечиваемые Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Эти основополагающие нормы конкретизируются в уголовно-процессуальном законе применительно к стадиям процесса и правам, предоставленным участникам и иным субъектам уголовного процесса.

Подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный) могут защищать свои права как лично, так и с помощью защитника, представителей. Законом гарантированы права потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных участников процесса (свидетелей, экспертов, специалистов, понятых, переводчиков и др.).

Процессуальными гарантиями прав личности являются те средства, которые обеспечивают фактическую реализацию этих прав. Например, право обвиняемого иметь защитника гарантируется разъяснением ему этого права, предоставлением права избрать защитника, предоставлением ему, в указанных законом случаях, бесплатно помощи защитника и др. Гарантии прав граждан в уголовном судопроизводстве существенно усилены тем, что решение о задержании подозреваемого свыше 48 часов, избрание меры пресечения содержания под стражей возможны только по решению суда. Суд дает разрешение на производство ряда следственных действий (например, обыск и выемка в жилище), в суд могут быть обжалованы действия и решения следователя, дознавателя, прокурора.

Обязанность по обеспечению прав граждан - участников процесса возложена на лиц, ведущих судопроизводство (следователь, прокурор, суд и др.). Они обязаны разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав, принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и не перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; выносить законные, обоснованные и мотивированные решения; отменять решения, нарушающие права граждан, и восстанавливать нарушенную законность, обеспечить реализацию прав потерпевших от преступления.

На органах дознания, следователе, прокуроре и суде лежит обязанность принять меры к возмещению вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, и к восстановлению иных прав реабилитированных.

Обязанность государственных органов, ведущих процесс, обеспечивать его участникам (обвиняемому, потерпевшему и др.) возможность реализовать свои права обусловлена тем, что фактическое использование прав участников процесса - одно из важнейших условий объективного, непредвзятого исследования дела, защиты законных интересов личности в процессе. Эти органы обязаны соблюдать процессуальные права граждан. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы участники процесса знали свои права и использовали их, так как только при этом условии может быть исключен обвинительный уклон, вынесено законное и обоснованное судебное решение.

Выше мы рассматривали уголовно-процессуальное право исходя из представления о его нормах и их реализации. Однако такой подход не дает полного представления о механизме действия процессуального права.

Право, в том числе и уголовно-процессуальное, может рассматриваться не только как совокупность норм, но и как деятельность субъектов права, соблюдающих, применяющих и исполняющих правовые предписания, т.е. право в действии. Право в действии представляет собой предмет социологического изучения. При этом расширяется предмет изучения - он включает не только правовые нормы, но и весь механизм правового регулирования, в том числе различные объективные и субъективные факторы. К ним, например, относятся социальные условия, в которых реализуются нормы уголовно-процессуального права, организация деятельности государственных органов в уголовном процессе, порядок замещения должностей в правоохранительных органах, требования, предъявляемые к судьям, прокурорам, показатели, принятые в качестве критериев их пригодности к профессии или оценки эффективности деятельности. Исследование процессуального права в действии включает и изучение профессиональной подготовленности к выполнению тех или иных обязанностей; социально-психологические условия деятельности, личностные качества правоприменителей и др.

Понятие источников уголовно-процессуального права и их краткая характеристика. При выяснении содержания уголовно-процессуального законодательства и путей его развития следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституции Российской Федерации, содержащей принципы (основные положения) уголовного процесса, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также ряда других нормативных правовых источников, лежащих в основе регулирования уголовно-процессуальной деятельности, и истории развития отечественного уголовно-процессуального законодательства.

Положения Декларации и Конституции Российской Федерации закрепили действие в России признанных международным правом основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в области уголовного судопроизводства. Впоследствии эти правила получили законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием – референдумом, и в уголовно-процессуальном законодательстве страны.

Под источниками любого права обычно понимаются формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Не вдаваясь в подробности оснований классификации норм права, отметим, что в зависимости от закрепления они могут быть законодательными, надзаконными, подзаконными и т.д.

Применительно определения понятия и оценки источников уголовно-процессуального права, автор придерживается традиционного подхода: как в уголовно-материальном праве, так и в уголовно-процессуальном праве единственным источником является закон, о чем свидетельствует ч. 1 ст. 1 УПК РФ. В этой связи под источниками уголовно-процессуального права следует понимать законодательные акты, принятые высшим представительным органом государственной власти или референдумом, непосредственно регулирующие уголовное судопроизводство и возникающие при этом правовые отношения между его участниками, либо в определенной степени связанные с ними.

Таким образом, анализ действующего законодательства России, истории развития отечественного уголовно-процессуального законодательства, а также уголовно-процессуальной теории по данному предмету, позволяет сделать вывод о том, что источниками уголовно-процессуального права являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Некоторые другие законы Российской Федерации.

4. Принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией с другими странами.

В настоящее время в формировании уголовно-процессуального законодательства значительная роль принадлежит постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» в числе полномочий Конституционного Суда Российской Федерации предусматривает разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Это полномочие, естественно, распространяется и на соответствующие источники уголовно-процессуального права.

Некоторые авторы постановления Конституционного Суда Российской Федерации относят к источникам права, именуя их негативными относительно изменения законов путем их отмены в силу несоответствия Конституции Российской Федерации, и позитивными применительно их содействия Федеральному Собранию Российской Федерации в осуществлении законотворчества[3]. В настоящее время в этом отношении среди процессуалистов нет единого мнения: одни их признают источниками уголовно-процессуального права, другие признают с указанной оговоркой, третьи вовсе их не относят к источникам закона, считая, что в случае несоответствия норм УПК РФ нормам Конституции Российской Федерации, на которые указывается в соответствующем постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, имеют прямое действие нормы Конституции Российской Федерации, о чем констатируется в соответствующем постановлении Конституционного Суда РФ.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Указанная норма определяет значение Конституции Российской Федерации как юридической базы уголовно-процессуального законодательства.

В Конституции Российской Федерации содержатся наиболее общие положения, определяющие построение уголовного процесса, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина в области уголовного судопроизводства (гл.гл. 1 и 2) и к осуществлению судебной власти в уголовном процессе (гл. 7).

Ряд норм Конституции Российской Федерации являются нормами прямого действия. Это означает, что если те или иные положения, относящиеся к области уголовного судопроизводства, не решены в уголовно-процессуальном законодательстве либо решены в нем не так, как это предусмотрено конституционными нормами, при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности непосредственно применяются нормы Конституции Российской Федерации. К числу таких норм Конституции относятся следующие:

- ст. 23, содержащая условия ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

- ст. 25, регулирующая порядок проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц;

- ч. 3 ст. 49, устанавливающая, что неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого;

- ч. 1 ст. 51, указывающая, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников и др.

2. Основным кодифицированным источником, непосредственно регулирующим уголовно-процессуальную деятельность, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Федерального собрания 22 ноября 2001 г., одобренный Советом Федерации Федерального собрания 5 декабря 2001 г., и утвержденный Президентом Российской Федерации 18 декабря того же года.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит шесть частей, девятнадцать разделов и пятьдесят семь глав.

Первая часть (разделы 1-6, главы 1-18) предусматривает «Общие положения», в которых изложены нормы, действующие на всех стадиях уголовного процесса.

Вторая часть «Досудебное производство» (разделы 7-8, главы 19-32) содержит порядок возбуждения уголовного дела и производства по нему предварительного расследования.

Третья часть «Судебное производство» (разделы 9-15, главы 33-49) регламентирует порядок производства в судах первой и второй инстанциях, исполнение приговора и производство в исключительных стадиях уголовного процесса (пересмотр вступивших в законную силу судебных решений).

Четвертая часть «Особый порядок уголовного судопроизводства» (разделы 16, 17, главы 50-52) содержит нормы, регулирующие особенности производства по некоторым категориям уголовных дел;

Пятая часть «Международное сотрудничество» (раздел 18, главы 53-55.1) регламентирует ряд вопросов, связанных с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства между различными странами.

Шестая часть «Электронные документы и бланки процессуальных документов» (раздел 19, главы 56-57) содержит нормы, предусматривающие порядок применения бланков процессуальных документов (в настоящее время действуют ст.ст. 474 и 474.1, а ст. 475 и гл. 57 (ст.ст. 476-477) Перечень бланков процессуальных документов утратили силу).

За время действия УПК РФ (с 1 июля 2002 г.) в него внесены значительные изменения и дополнения специальными федеральными законами. Эти законы также следует признать самостоятельными источниками уголовно-процессуального права. Сущность таких источников состоит в том, что они, не отменяя в целом сам закон, вносят в него новеллы сообразно изменившимся жизненным реалиям. Более того, наличие таких источников неизбежно: каким бы ни был полным и всесторонним основной кодифицированный источник уголовно-процессуального права, изменяющиеся экономические, политические и социальные процессы потребуют соответствующей корректировки действующего законодательства.

Исходя из того, что УПК РФ РФ является кодифицированным источником уголовно-процессуального права, специально предназначенным для регулирования уголовно-процессуальной деятельности и возникающих при этом отношений, следует сделать вывод, что все иные нормы, которые также направлены на регулирование указанной деятельности, но содержащиеся в других законах, должны соответствовать не только Конституции Российской Федерации, но и уголовно-процессуальному кодексу.

3. Отдельную группу источников уголовно-процессуального права составляют и другие отрасли законодательства Российской Федерации, которые призваны охранять и регулировать такие сферы общественных отношений, которые не связаны непосредственно с уголовным судопроизводством.

В группе материальных отраслей законодательства теснейшая связь уголовно-процессуального права прослеживается с уголовным (УК РФ) и гражданским (ГК РФ) законодательством, нормы и положения которых применяются в уголовном судопроизводстве.

Так, для возбуждения уголовного дела необходимым основанием является достаточность данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140. ст. 146 УПК РФ); предметом доказывания по любому уголовному делу являются обстоятельства, связанные с событием преступления, виновностью обвиняемого в совершении этого преступления и др. (ст. 73 УПК РФ); постановление судом (судьей) обвинительного приговора допустимо лишь при положительном разрешении всех четырех вопросов, указанных в ст. 299 УПК РФ, которые также связаны с доказанностью общественно опасного деяния, с содержанием в нем определенного состава преступления, совершено ли это деяние подсудимым и виновен ли он в этом и др.; основаниями к освобождению от уголовной ответственности и уголовного наказания являются обстоятельства и условия, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и т.д.

С Гражданским кодексом Российской Федерации связан институт гражданского иска и привлечения в качестве гражданского ответчика, который возникает в уголовном судопроизводстве как обязательство виновного вследствие причинения вреда преступлением потерпевшему.

Специфическим источником уголовно-процессуального права является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Если УПК РФ регулирует порядок обращения судебных приговоров к исполнению, то уголовно-исполнительное законодательство связано с порядком и условиями исполнения отбывания наказания, применения средств исправления осужденных и т.д. Вместе с тем в процессе непосредственного исполнения судебных приговоров подлежит разрешению ряд процессуальных вопросов как предусмотренных законом, так и связанных со всякого рода сомнениями и неясностями при их исполнении (освобождение от наказания осужденного в связи с болезнью; условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким и др.).

Ряд законодательных актов, носящие комплексный характер, основная направленность которых не имеет задачей регулирование уголовно-процессуальной деятельности, содержат и нормы, применяемые при осуществлении этой деятельности. Поэтому эти комплексные законы также являются источниками уголовно-процессуального права.

Например, Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» содержит положения о самостоятельности, независимости и неподотчетности судебной власти, о гарантиях независимости судей и др.

Закон Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» определяет в качестве функции прокуратуры в уголовном процессе уголовное преследование, содержит положения о надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, об участии прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде и др.

В Законе Российской Федерации от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» важное значение имеют положения и условия, при которых результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием к возбуждению уголовного дела и быть использованы в доказывании по уголовным делам.

В Федеральном законе от 21 июня 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» содержатся нормы, дублирующие основные уголовно-процессуальные положения о рассматриваемых законом участниках процесса, детализируют их право на защиту посредством регламентации порядка предоставления свидания с защитником и т.д.

В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регламентируются условия и порядок осуществления защиты подозреваемого и обвиняемого, а также оказания иной профессиональной юридической помощи участникам уголовного процесса.

4. К источникам уголовно-процессуального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Часть 5 УПК РФ).

Наиболее значительными в этой группе источников являются:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., где провозглашаются: принцип недопустимости произвольного ареста и задержания (ст. 9); презумпция невиновности и принцип недопустимости осуждения за деяния, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву (ст. 11); право каждого человека, которому предъявлено уголовное обвинение, на гласное и справедливое рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом (ст. 20) и др.;

- Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., нормы которого посвящены гарантиям прав личности при его аресте (ст.9), гарантиям прав обвиняемого в преступлении и осужденных (ст.14) и др.;

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.;

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран-участниц СНГ от 22 января 1993 г. и многие другие международные документы, гарантирующие права человека.

Значение иных нормативных правовых актов для уголовного судопроизводства. Подзаконные нормативные акты не являются источниками уголовно-процессуального права, поскольку издающие их органы не наделяются правом непосредственного регулирования порядка производства процессуальных действий. Однако они имеют большое значение для правильного и единообразного применения уголовно-процессуального закона, организационного обеспечения его применения, устранения недостатков, имеющихся в правоприменительной деятельности.

К числу подзаконных нормативных актов относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты некоторых иных государственных органов (например, органов и должностных лиц, наделенных полнолмочиями органа дознания).

1. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации содержат положения, имеющие большое значение для организационного обеспечения уголовно-процессуальной деятельности.

Так, Указы Президента Российской Федерации от 1марта 2011 г. №№ 248, 249, 250 и другие, изданные в связи с принятием Федерального закона «О полиции», направлены на реализацию указанного закона и организационно-управленческому совершенствованию органов внутренних дел (полиции), являющихся функциональным органом дознания.

Однако при этом нельзя допускать появления в подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др.) и в законодательных актах субъектов Российской Федерации норм, непосредственно регулирующих порядок производства уголовно-процессуальных действий (п. «О» ст. 71 Конституции Российской Федерации)[4].

В соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации, например, могут устанавливаться порядок и размер возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру и суд; меры, направленные на реализацию отраслевого законодательства, и т.д.

3. В постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации дается толкование уголовно-процессуального и иного законодательства, в силу чего разъяснения Пленума имеют большое значение для единообразного применения закона, однако не могут выходить за его рамки и создавать новые правовые нормы.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

5. Подзаконные нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, некоторых иных государственных органов содержат положения, направленные на организационное обеспечение надлежащего применения уголовно-процессуального закона в границах полномочий, предоставленных соответствующим ведомствам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: