Вопросы, подлежащие рассмотрению
3.1. Прокурор.
3.2. Следователь.
3.3. Руководитель следственного органа.
3.4. Орган дознания.
3.5. Начальник органа дознания.
3.6. Начальник подразделения дознания.
3.7. Дознаватель.
3.8. Потерпевший.
3.9. Частный обвинитель.
3.10. Гражданский истец.
3.11. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
Прокурор
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет различные функции. Основными направлениями деятельности прокуратуры, относящимися к сфере уголовного судопроизводства, являются: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).
Закон определяет категории прокурорских работников, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность.
Система и структура органов прокуратуры установлены ст.ст. 11, 14-16, 19 и др. ФЗ «О прокуратуре РФ», а разграничение компетенции прокуроров осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.
При выполнении уголовно-процессуальных функций полномочиями прокурора обладают прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним и вышестоящие прокуроры (ч. 5 ст. 37 УПК). Согласно п. 31 ст. 5 УПК прокурором является: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Полномочия прокурора как участника уголовного процесса в своей основе регламентированы ст. 37 УПК, которые конкретизируются в отдельных случаях производства следственных и других процессуальных действий и принятия решений. Так, согласно ч. 2 ст. 37 УПК в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор, в частности, уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения и т.д.
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст. 37 УПК).
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК). При этом прокурор вправе в порядке и по основаниям, установленным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения (ч. 4 ст. 37, ст. 246 УПК).
При несогласии следователя и руководителя следственного органа с требованиями прокурора, их взаимоотношения строятся в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК. Так, в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.
В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).
В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
Следователь
В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Закон здесь не уточняет его ведомственную принадлежность. Между тем на сегодняшний день следователь состоит в следующих ведомствах (или при них): 1) следователь Следственного комитета Российской Федерации; 2) следователь органов федеральной службы безопасности; 3) следователь органов внутренних дел Российской Федерации.
Компетенция следователей вышеуказанных ведомств определена уголовно-процессуальным законом по предметному и иным признакам уголовного дела, установленным ст.ст. 151 и 152 УПК. Кроме указанной компетенции все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают равными властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью. В своей деятельности по расследованию преступлений они руководствуются одними и теми же нормами УПК РФ.
Основные уголовно-процессуальные полномочия следователя регламентированы в ст. 38 УПК, которые закон детализирует в досудебной части производства по уголовному делу. Так, на следователя закон возлагает осуществление предварительного следствия по уголовному делу в пределах своей компетенции, установленной УПК (ч. 1 ст. 38 УПК).
Выполняя уголовно-процессуальные функции, следователь уполномочен:
1) возбуждать в пределах своей компетенции уголовное дело в порядке, установленном УПК;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК).
Рассматривая полномочия следователя в системе органов предварительного расследования, следует отметить, что одним из условий законного и обоснованного разрешения уголовного дела является всестороннее, полное и объективное установление обстоятельств совершенного преступления. Такая обязанность в ходе досудебного производства уголовно-процессуальным законом возлагается на органы предварительного расследования (следователя, дознавателя и органы дознания). Соответственно, перечисленным должностным лицам и государственным органам предоставлены полномочия, которые, по мнению законодателя, являются достаточными и необходимыми для выполнения указанной обязанности (функций).
Вместе с тем сравнительный анализ УПК РСФСР 1960 г. и УПК РФ 2001 г. в части, касающейся полномочий следователя, приводит к следующим выводам.
Во-первых, в УПК РФ нет дефиниции, в которой было бы сформулировано понятие «полномочия следователя», что вызывает затруднения при определении меры возможного и должного в конкретных процессуальных ситуациях, которые детерминируют реализацию полномочий следователя.
Во-вторых, в УПК РФ, хотя в основном и сохранилась система полномочий следователя, сложившаяся за время действия УПК РСФСР 1960 г., но изменилась словесная форма их закрепления. Кроме того, в УПК РФ появились «латентные» полномочия следователя, т.е. полномочия, которые не имеют вербального закрепления и обнаруживаются лишь путем толкования уголовно-процессуальных норм, закрепляющих принципы уголовного судопроизводства, процессуальный статус его участников и т.п.
В-третьих, в УПК РФ механизм реализации значительной части полномочий следователя установлен фрагментарно, а в ряде случаев вообще не установлен, что свидетельствует о несовершенстве уголовно-процессуального закона. О несовершенстве УПК свидетельствуют многочисленные изменения и дополнения, внесенные в него (в том числе и до его введения в действие), а также вынесенные Конституционным Судом РФ определения и постановления по запросам (жалобам) на конституционность уголовно-процессуальных норм, примененных или подлежащих применению в ходе производства по уголовному делу, в которых сформулированы правовые позиции, фактически расширяющие или ограничивающие установленные в УПК РФ полномочия следователя.
Понятие «полномочия следователя» входит в категориальный аппарат науки уголовного процесса и широко применяется в деятельности органов уголовной юстиции. Однако ученые и практики, оперируя данным понятием, по-разному понимают его содержание.
Одни вкладывают в понятие полномочий узкий смысл, рассматривая полномочия следователя лишь как некоторую совокупность его процессуальных прав (возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении; самостоятельно производить любые предусмотренные законом следственные действия; задерживать подозреваемого; избирать меры пресечения, кроме отнесенных к исключительной компетенции суда (например, заключение под стражу, залог); давать поручения органам дознания; оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению; привлекать в качестве обвиняемого и др.)[9].
Другие же включают в понятие полномочий следователя как его процессуальные права, так и процессуальные обязанности. Так, например, по мнению А.А. Власова, «полномочия следователя – это закрепленные в процессуальном законе возможности, позволяющие ему свободно и самостоятельно определять характер своего поведения на предварительном следствии в целях наиболее успешного выполнения возложенных на него задач, и в то же время его обязанности, предписывающие ему необходимость такого поведения, которое реализует его назначение в государственном механизме»[10].
Как совокупность прав и обязанностей рассматривают полномочия В.П. Божьев, А.А. Эйсман и другие авторы[11]. В теории права также высказаны суждения о том, что полномочие «...являет собой определенные законом вид и меру возможно-должного поведения»[12] и что «во многих случаях полномочие составляет и обязанность, и, наоборот, обязанность является правом»[13].
Отсутствие единого понимания в данном вопросе нельзя признать нормальным явлением, поскольку, как справедливо пишет Л.Б. Алексеева, «правильное уяснение той функциональной нагрузки, которую несет в каждом конкретном случае законодательная формулировка правомочия, имеет существенное значение для его использования в точном соответствии с законом»[14].
К сожалению, не вносит ясности в этот вопрос и действующий УПК РФ, в котором (впрочем, как и в УПК РСФСР 1960 г.) нет дефинитивной нормы, в которой было бы сформулировано легальное определение понятий «полномочие» или «полномочия». Анализ содержания ст. 29 («Полномочия суда») и ст. 53 («Полномочия защитника») УПК, в названии которых используется данное понятие, дает основание сформулировать тезис о том, что полномочиями в УПК РФ обозначаются только права участников уголовного судопроизводства. Однако истинность сформулированного тезиса не находит своего подтверждения, если проанализировать содержание уголовно-процессуальных норм, в которых используются производные от понятия «полномочия» термины «уполномочен», «лицом, уполномоченным» и т.п.
Так, закрепление в ч. 2 ст. 38 УПК терминов «следователь уполномочен» и п. 6 этой же части «осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом» свидетельствуют о том, что в п.п. 1-5 данной части рассматриваемой статьи УПК РФ закреплены именно полномочия следователя.
В ряде случаев в силу неопределенности содержащихся в нормах закона предписаний, позволяет считать полномочия как правами, так и обязанностями следователя. Таким образом, уяснить подлинное значение полномочий следователя можно только путем систематического толкования уголовно-процессуальной нормы, закрепленной в ч. 2 ст. 38 УПК и уголовно-процессуальных норм, в которых данная норма конкретизируется применительно к процессуальным ситуациям, решениям и действиям следователя.
На наш взгляд, уголовно-процессуальный закон не должен в ряде случаев давать жесткие определения полномочий следователя с тем, чтобы он, исходя из конкретной процессуальной ситуации, сложившейся при расследовании уголовного дела, мог сам решить вопрос о том, вправе он или обязан произвести определенные действия или принять определенные решения. Основным ориентиром в решении данного вопроса является установленная в ст. 6 и ч. 2 ст. 21 УПК обязанность следователя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении, либо установить непричастность этого лица к преступлению.
Дополнительными ориентирами, по которым следователь определяет должное и возможное при решении вопроса о выполнении или невыполнении определенных уголовно-процессуальных действий, как уже было отмечено, являются предмет и пределы доказывания по уголовному делу.
Наличие в уголовно-процессуальных нормах, закрепляющих полномочия следователя, слов «вправе» или «может» указывает, прежде всего, на право следователя выполнить то или иное процессуальное действие либо принять соответствующее решение, но при наличии соответствующих фактических оснований. Если это необходимо для установления обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК, то следователь обязан выполнить требуемое действие или принять необходимое решение, при условии, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие выполнению данной обязанности или принятию данного решения.
Проведенный анализ уголовно-процессуальных норм, устанавливающих меру возможного и должного в деятельности следователя, позволяет сформулировать следующее определение его полномочий.
Полномочия следователя – это установленные уголовно-процессуальным законом права и обязанности следователя, достаточные и необходимые для возбуждения уголовного дела и установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу в целях законного и обоснованного осуществления уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого, восстановления нарушенных преступлением прав и свобод физических и юридических лиц либо незоконным и необоснованным привлечением лица к уголовной ответственности, а также разрешения уголовного дела путем его прекращения, направления в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Содержание, цели и юридические последствия реализации полномочий следователя дают основание сгруппировать их следующим образом.
1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщения о преступлении: принять и проверить сообщение о преступлении (ст. 144 УПК); принять решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ст. 145 УПК); принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК), а также путем производства неотложных следственных действий (ч. 5 ст. 152 и ст. 157 УПК).
2. Полномочия по направлению уголовного дела: направить дело вышестоящему прокурору с письменными изложением своих возражений по поводу решений и указаний прокурора, осуществляющего надзор на предварительном следствии (ч. 3 ст. 38 УПК); направить уголовное дело по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК); соединить уголовные дела (ст. 153 УПК); выделить уголовное дело (ст. 154 УПК); выделить в отдельное производство материалы уголовного дела (ст. 155 УПК).
3. Полномочия по собиранию доказательств: произвести следственные и иные процессуальные действия (ч. 1 ст. 86 УПК); получить и приобщить к уголовному делу в качестве доказательств письменные документы и предметы, предоставляемые подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ч. 2 и 3 ст. 86 УПК); признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК); направить запрос компетентным органам иностранных государств о производстве допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий (ст. 453 УПК); дать органу дознания письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и для установления источников доказательств), а также о производстве отдельных следственных и процессуальных действий и потребовать содействия при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
4. Полномочия по допуску или привлечению физических и юридических лиц для участия в производстве по уголовному делу: признать потерпевшим физическое и юридическое лицо (ч. 1 ст. 42 УПК); отказать в признании потерпевшим (п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК); признать гражданским истцом физическое или юридическое лицо (ч. 1 ст. 44 УПК); признать представителем потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика адвоката, а представителем гражданского истца и гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, также иное лицо, правомочное в соответствии с Гражданским кодексом РФ представлять его интересы (ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 55 УПК); привлечь законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого к участию в уголовном деле, в порядке, установленном ст. 426 и 428 УПК (ст. 48 УПК); привлечь в качестве гражданского ответчика физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ч. 1 ст. 54 УПК); привлечь к участию в следственных действиях должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164 УПК), специалиста (ст. 168 УПК), переводчика (ст. 169 УПК) и понятых (ст. 170 УПК); привлечь к участию в уголовном деле законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера (ч. 1 ст. 437 УПК).
5. Полномочия по привлечению лица в качестве обвиняемого и осуществлению розыска обвиняемого, вынести постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого и предъявить обвинение (ст. 171 и 172 УПК); объявить розыск обвиняемого, скрывшегося от следствия либо место нахождения которого не установлено по иным причинам (ст. 210 УПК); направить материалы уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК).
6. Полномочия по применению мер уголовно-процессуалъного принуждения: задержать гражданина в качестве подозреваемою (ст. 91 и 92 УПК); избрать, отменить или изменить в отношении обвиняемого и подозреваемого меру пресечения (ст. 97-110 УПК); применить к подозреваемому или обвиняемому меры процессуального принуждения в виде обязательства о явке, привода, временного отстранения от должности и наложения ареста на имущество (ч. 1 ст. 111 УПК); применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому меры процессуального принуждения в виде обязательства о явке, привода и денежного взыскания (ч. 2 ст. 111 УПК).
7. Полномочия по приостановлению и возобновлению предварительного следствия: приостановить предварительное следствие по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 208 УПК (ч. 2 ст. 208 УПК); принять меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого (п. 1 ч. 2 ст. 209 УПК); принять меры по установлению местонахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принять меры по его розыску (п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК); возобновить предварительное следствие при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 211 УПК.
8. Полномочия по разрешению уголовного дела: прекратить уголовное дело (ст. 212 и 213 УПК); направить уголовное дело с обвинительным заключением прокурору (ст. 215-219 УПК); с согласия руководителя следственного органа прекратить уголовное преследование и возбудить перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК); направить уголовное дело в суд для применения принудительной меры медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК).
9. Иные полномочия: разрешать отводы, заявленные переводчику, эксперту, специалисту (ст.ст. 69, 70 и 71 УПК); отстранять от участия в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. 72 УПК); давать разрешение на встречу сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым или обвиняемым, находящимся под стражей (ч. 2 ст. 95, ч. 14 ст. 108 УПК); осуществлять дознание (только следователи СК РФ - п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК); рассматривать и разрешать ходатайства (ст. 159 УПК); принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК); принимать меры к предотвращению разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК).
Наряду с перечисленными полномочиями, систематическое толкование норм УПК РФ (п.п. 47 и 55 ст. 5, ст. 21 и др.) позволяет заключить, что закон наделяет следователя полномочием по осуществлению уголовного преследования. Однако в ряде случаев закон наделяет его полномочиями и по освобождению лица от уголовного преследования (ст.ст. 6, 24-28, 134, 174 УПК и др.).
Данный анализ дает основание для вывода о том, что установленное УПК РФ полномочие следователя по осуществлению уголовного преследования не является полномочием, стоящим в одном ряду с другими его полномочиями. В этой связи полагаем, что уголовное преследование как полномочие представляет собой лишь реализацию других закрепленных в УПК РФ полномочий следователя при наличии оснований для формулирования обвинительного тезиса, обоснования его истинности и разрешения путем направления уголовного дела в суд с обвинительным заключением или прекращения уголовного преследования [15].
Наравне со следователем (старшим следователем, следователем по особо важным делам) в некоторых ведомствах введены должности следователя-криминалиста (СК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство статус этого должностного лица специальной статьей не обозначает. Однако в п. 40.1 ст. 5 УПК закрепляет, что «следователь-криминалист – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству» (введен Федеральным законом от 02.12.2008 № 226-ФЗ).






