Руководитель следственного органа

 

В соответствии с п. 38.1 ст. 5 УПК руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Данный участник уголовного судопроизводства осуществляет процессуальные, организационно-управленческие и методические функции в следственных подразделениях ведомств, при которых они действуют. С учетом этого ч. 5 ст. 39 УПК полномочия руководителя следственного органа предоставляет: 1) Председателю Следственного комитета Российской Федерации; 2) руководителю Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации; 3) руководителям следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, их заместителям; 4) руководителям следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместителям, иным руководителям следственных органов и их заместителям.

Объем процессуальных полномочий перечисленных должностных лиц устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти). Процессуальные полномочия рассматриваемого уголовно-процессуального субъекта в целом установлены ст. 39 УПК, которые также конкретизируются в каждом отдельном случае при выполнении отдельных процессуальных действий и принятии процессуальных решений.

В частности, осуществляя уголовно-процессуальные функции, в соответствии с ч. 1 ст. 39 УПК руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении и т.д.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном законом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ (ч. 2 ст. 39 УПК).

При производстве по уголовному делу все указания руководителя следственного органа даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.

Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. По общему правилу обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются: 1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; 2) привлечения лица в качестве обвиняемого; 3) квалификации преступления; 4) объема обвинения; 5) избрания меры пресечения; 6) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; 7) направления уголовного дела в суд; 8) прекращения уголовного дела.

При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК). Именно в указанных полномочиях следователя проявляется его самостоятельность, поскольку они связаны с основными вопросами предварительного следствия.

В соответствии с ч. 4 ст. 39 УПК в случаях поступления руководителю следственного органа требований прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменных возражений следователя на указанные требования, он рассматривает их в срок не позднее 5 суток и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора.

В последнем случае отношения между руководителем следственного органа и прокурором строятся в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК.

 

Орган дознания

 

Уголовно-процессуальное законодательство РСФСР, называя государственные административные органы и должностных лиц в качестве органов дознания, не разъясняло, что следует понимать под «органом дознания». Действующий УПК под органами дознания понимает государственные органы и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5). Соглашаясь с ним надо отметить, что данная дефиниция не совсем полно определяет сущность органов дознания, поскольку в ней отсутствуют активные начала деятельности органов дознания. Законодательство не только наделяет органы дознания уголовно-процессуальными функциями в каждом случае обнаружения ими признаков преступления, но и обязывает выявлять подготавливаемые, совершаемые и совершенные преступления (ст. 21 УПК, ст. 2 Закона «О полиции», ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.).

С учетом этого органы дознания – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом государственные административные органы и должностные лица, обязанные выявлять и раскрывать преступления, возбуждать уголовные дела и осуществлять в пределах своей компетенции предварительное расследование и иные уголовно-процессуальные функции, связанные с их непосредственным функциональным назначением (по долгу службы).

Ранее действовавший Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. (ст. 117) систему органов дознания приводил в одной статье, в которую поэтапно вносились дополнения и изменения по мере наделения того или иного органа государственного управления полномочиями органа дознания или упразднения такого статуса. К ним были отнесены: 1) милиция; 2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; 3) органы федеральной службы безопасности; 4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов; 5) органы государственной противопожарной службы; 6) органы Федеральной пограничной службы; 7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8) федеральные органы налоговой полиции и 9) таможенные органы.

Ныне действующий процессуальный закон принципиально по-иному определяет систему органов дознания, поскольку бланкетная норма, содержащаяся в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, дополняет перечень органов дознания оперативными подразделениями различных ведомств (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Кроме того, на определение системы органов дознания и их полномочий влияют те законы Российской Федерации и подзаконные нормативные правовые акты, которые регламентируют образование и функционирование органов государственного управления, указанных в УПК РФ и Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве органов дознания.

Органы дознания могут быть классифицированы по различным основаниям (по процессуальной компетенции, по персонификации процессуальных субъектов, по наделению полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность и т.д.). Каждое из этих оснований оказывает определенное влияние на установление их процессуальной компетенции и полномочий. Но, поскольку все государственные органы и должностные лица, указанные в законе как органы дознания, обладают различными уголовно-процессуальными функциями, компетенцией и полномочиями, то и установление системы органов дознания должно основываться исключительно по этим критериям. Основополагающим критерием для этого служит объем процессуальной компетенции того или иного органа дознания относительно различных видов и составов преступлений, так как все они уполномочены выполнять основные функции – возбуждать уголовные дела и производить по ним либо неотложные следственные действия, либо предварительное расследование в форме дознания в пределах своей компетенции (правосубъектности).

Таким образом, анализ норм УПК, содержащихся в ст.ст. 40, 151 и 157, а также ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», по этому основаниюпозволяет привести следующую систему органов дознания:

а) органы дознания универсальной компетенции:

- органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;

- начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (органы дознания в составе Федеральной службы исполнения наказаний);

- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов;

б) органы дознания специальной компетенции:

- органы Федеральной службы судебных приставов;

- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

- органы федеральной службы безопасности;

- пограничные органы федеральной службы безопасности;

- таможенные органы Российской Федерации;

в) органы дознания эпизодической компетенции:

- капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

- руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания;

- главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Такое подразделение органов дознания основано на законе, ибо органы дознания универсальной компетенции не ограничены в своих полномочиях по кругу уголовных дел (преступлений) и лиц, совершивших преступления, за некоторым исключением (п. 1 ч. 3 ст. 151, п.п. 1, 4 и 5 ч. 2 ст. 157 УПК). Органы же дознания специальной компетенции законом ограничиваются либо по кругу подследственных (подведомственных) уголовных дел о преступлениях, либо по кругу лиц, в отношении которых распространяется их юрисдикция (п.п. 2 и 4 ч. 1 ст. 40, п.п. 3-6, 8 ч. 3 ст. 151, п. 2 ч. 2 ст. 157 УПК, п.п. 2, 6, 8 и 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Для органов дознания эпизодической компетенции законодатель предусмотрел специальные условия, при наличии которых они вправе исполнять обязанности органов дознания в рамках производства неотложных следственных действий независимо от вида и состава преступления, поскольку в пределах юрисдикции указанных органов дознания может быть совершено любое преступление, подследственное как органу дознания, так и следователю (ч. 3 ст. 40, ст. 157 УПК). Данное обстоятельство позволяет заключить, что для этих органов дознания компетенция составами совершенных преступлений не ограничивается. Однако рассматриваемые органы дознания не вправе завершить производство ни по одному уголовному делу. О возбуждении уголовного дела и начатом расследовании эти органы дознания обязаны незамедлительно уведомить прокурора при первой же возможности (ч. 4 ст. 146 УПК), например, средствами связи. Материалы уголовного дела и лицо, которое причастно к этому преступлению, подлежат немедленной передаче прокурору (прибытие судна в порт регистрации или на любую территорию России, наличие транспортной связи с зимовкой и т.п.) для направления надлежащему органу предварительного расследования.

Данный перечень органов дознания является исчерпывающим. Другие государственные органы и должностные лица, не указанные в ст.ст. 40, 151 и 157 УПК, а также в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», не обладают полномочиями таковых.

Перечисленные государственные органы и должностные лица, указанные в УПК как органы дознания, по роду основной деятельности выполняют административные и оперативно-розыскные функции. Однако уголовно-процессуальными полномочиями они наделяются лишь при необходимости принятия уголовно-процессуальных мер в процессе выполнения основных служебных обязанностей (обнаружении признаков преступления, выполнения отдельного поручения следователя и т.д.).

Анализ уголовно-процессуального законодательства, а также других законов и подзаконных актов, регламентирующих организацию и деятельность различных ведомств, указанных в УПК как органы дознания, позволяет классифицировать их обязанности (функции) по направлениям деятельности. К ним относятся:

1) обязанности органов дознания, вытекающие непосредственно из их функционального назначения: а) обнаружение преступлений и лиц, их совершивших (ст. 21 УПК); б) предупреждение и пресечение преступлений (ст. 21 УПК); в) рассмотрение заявлений и иных сообщений о преступлениях (ст.ст. 140, 144 УПК) и принятие по ним решений (ст.ст. 145 – 149 УПК);

2) предварительное расследование в форме дознания (п. 1 ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151, гл. 32 УПК);

3) производство неотложных следственных действий (п. 2 ч. 2 ст. 40, ч. 5 ст. 152, ст. 157 УПК);

4) содействие другим органам уголовного судопроизводства в расследовании преступлений (ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 2 ч. 3 ст. 41, ч. 4 ст. 157 УПК и др.);

5) восстановление прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию органами дознания, и возмещение причиненного ему вреда – реабилитация (гл. 18 УПК);

6 ) иные обязанности, вытекающие из УПК, а также других законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность органов дознания [16].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: