Дополнительная лекция

МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

I. Мировая система. Развивающаяся в политологии и теории международных отношений идея мирового сообщества в социологии рассматривается как идея мировой системы.

Мировая система — это динамическая система социальных связей, взаимодействий и взаимозависимостей между народами и государствами на мировом уровне.

Субъектами социальных связей и взаимодействий, образующих мировую систему, являются личности, социальные организации и движения, транснациональные корпорации, государства и народы.

Развитие мировой системы характеризуется стабильностью и неустойчивостью, равновесием и неравновесием, эффективностью и неэффективностью, интеграцией и дезинтеграцией, стихийными и планируемыми процессами, правовым регулированием и произволом.

Мировая система исследуется как по вертикали — в аспекте глобальной стратификации, так и по горизонтали — с точки зрения развития связей и взаимодействий между социальными субъектами отношений. Поэтому социологический анализ включает глобальные проблемы, развитие информационно-коммуникационных связей, процессы глобализации.

Существуют два основных подхода к исследованию мировой системы, связанных с оценкой роли в ней государств.

В государственно-центрическом подходе учитывается тот факт, что принуждение и насилие все еще находятся под контролем государства, сохраняющего верховную власть, поэтому социальные изменения, связанные с ростом взаимозависимости государств и народов, не являются объективными процессами. Это результат их воли и выбора. В рамках этого подхода развиваются имперские теории мировой системы, теория модернизации, теории зависимости.

1) Теория империализма. В.И. Ленин, анализируя капитализм начала XX в., отмечал в нем наряду с тенденциями развития намечающиеся тенденции к упадку. Капитализм, чтобы избежать этой угрозы, будет искать способы защиты главным образом в колониализме. Вывоз капитала в слабые страны в обмен на дешевое сырье и рабочую силу вынесет взаимодействие эксплуататоров и эксплуатируемых за рамки государств во всемирное пространство. Международные отношения будут определяться отношениями между государствами — буржуа и государствами — пролетариями.

2) Современные теории империи. Современное мировое сообщество, по мнению американского исследователя А.-Л. Страуса, представляет собой «униполе». Это конечная точка эволюции системы по линии «многополярность — биполярность — униполярность». На смену имперских держав-соперников — США и СССР — пришла новая «система гегемонии»,  действующая посредством концентрических кругов: в самом ее ядре — США. Имперская модель современного миропорядка заложена и в основу стратегии национальной безопасности США, где так и отмечается: «... наш стратегический подход основан на признании того, что мы должны лидировать в мире».

3) В некоторых теориях зависимости (Ф.-М. Лаппе, Д. Коллинз) подчеркивается, что неравенство в мировой системе является следствием преднамеренной политики богатых государств. В мире производится столько продовольствия, что при равномерном потреблении проблема голода была бы снята. Политика колониализма и неоколониализм европейских государств сделала страны Африки и Азии беднее, чем они были ранее.

4) Теория модернизации (У. Ростоу) возлагает ответственность за проблемы в мировой системе на страны, остающиеся приверженными традиции и не стремящиеся осваивать новые технологии. У. Ростоу анализирует исторические стадии экономического роста, в котором отчетливо видно, что на протяжении долгих лет весь мир был беден, и это было нормой. И поскольку группа стран вырвалась из первой, традиционной стадии развития общества с натуральным хозяйством, сословной иерархией и бедностью во вторую, индустриальную стадию с высоким уровнем технологической зрелости и потребления, то очень важно понять, что послужило причиной такого прорыва. Теория модернизации прямо указывает, что это стремление к освоению новых технологий.

Транснациональный подход представляют концепции, где роль мирового системного образования в социальных изменениях оценивается выше, чем роль государств. Согласно этим теориям системы социальных связей проходят в своем развитии различные и мир-система этапы, характеризующиеся масштабами систем. Вначале это мини-системы, ограниченные этническим ареалом, затем — имперские системы, вбирающие в себя военно-политическими средствами «мини-системы». В XVI в. с развитием капитализма формируются миры-системы, подчиненные капиталу (теория И. Валлерстайна). С распадом СССР и социалистического содружества образовалась единая мир-система с выраженным ядром — богатыми странами западноевропейского мира, вскормленными сырьем со всего света при помощи колониализма (душевой ежегодный доход — от 10 до 25 тыс. долл.).

Полупериферию составляют страны с ежегодным доходом на душу населения от 2500 до 10 тыс. долл. И. Валлерстайн сюда включает и Россию.

Предполагается, что процветание или бедность — это следствие всеобщей системы, она формирует судьбу всех и делает бедные нации зависимыми от богатых: у них узко специализированная, ориентированная на экспорт экономика, недостаточно развитая промышленность, огромные внешние долги, безработица, инфляция и другие беды. Мир-система ставит их в зависимость навсегда.

Страны с низким уровнем доходов (несколько сотен долл. на душу населения в год) составляют периферию мирсистемы. Они продолжают служить ядру системы, поставляя сырье, дешевую рабочую силу и составляя обширный рынок для потребления промышленных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: