К. Гаскойн- основатель литейного завода

Темник Ю.А. Столетнее горное гнездо. Том 1.Луганск: ШИКО,2004.

 Карл (Чарлз) Гаскойн - выдающийся шотландский инженер и промышленник. Его 20-летняя (1786-1806 гг.) деятельность в России способствовала коренным преобразованиям промышленности страны, произошедшим в XIX веке. Обладая колоссальными знаниями и богатым практическим опытом в металлургии и машиностроении, наделенный большими полномочиями, он внедрил в России целый ряд мировых технических достижений, что впоследствии сыграло решающую роль в развитии ее промышленности.

Луганский завод оказался для Гаскойна самым трудным и разорительным предприятием. Как инженер, он столкнулся здесь с освоением принципиально новой технологии выплавки чугуна в доменных печах на минеральном топливе. Причем в сжатые сроки необходимо было найти материалы, пригодные для этого процесса, и начать их разработку.

Как организатору производства, Гаскойну предстояло построить завод и начать работу в малоосвоенном и малонаселенном крае. Именно этими причинами объясняется то, что предпринимателю Луганский завод принес не прибыль, а убытки.

И высокие государственные мужи, и местные энтузиасты способствовали строительству Луганского завода, но душой всего этого дела был Карл Гаскойн.

Весной 1794 года по указанию Екатерины он был направлен на юг России «для осмотрения железных руд Екатеринославского наместничества в Бахмутском уезде, для испытания составления плана о учреждении завода для снабжения орудиями и снарядами флотов Черноморских, так и крепостей». Задание в сжатые сроки выбрать место и приступить к строительству завода было категоричным, поэтому инженером принималось рискованное решение. Энергичный, уверенный в себе, Карл Гаскойн без колебаний делает выбор места, а глубокие и обширные инженерные познания позволили ему оперативно разработать проект завода. 

Его привлекли реки Лугань и Северский Донец. Как опытный гидротехник, он определил, что вода Лугани и ее притока Ольховки с помощью системы плотин и каналов может быть с успехом подаваема к водяным колесам, вращающим механизмы. Северский Донец он счел наиболее дешевым транспортным путем от угольной ломки в Лисичьем буераки к Луганскому заводу. Привлекло Гаскойна и то, что рядом находилось селение Каменный Брод, через которое проходила важная дорога на Таганрог.

На Луганском заводе остро ощущался недостаток работников, и Гаскойн был постоянно озабочен набором на завод новых мастеровых. Высокая смертность, ранняя инвалидность, связанная с тяжелыми условиями труда и быта мастеровых, со временем все сильнее обостряли проблему. Большой заботы о работниках Гаскойн не проявлял, но чтобы как – то улучшить их жизнь, добился выделения им пахотных земель и пастбищ и всячески способствовал строительству ими собственных земель.

До Луганского завода Карл Гаскойн был директором трех заводов. Затем построил еще три (вместе с Луганским) и также стал их директором и Александровской мануфактурой. Естественно, осуществлять непосредственное руководство производством на всех предприятиях он был не в состоянии, а решал основные вопросы их технического развития, финансирования, согласовывал с морским и военным министерствами задания по выпуску пушек и снарядов, осуществлял внешние отношения заводов с правительством и частными лицами.

Для оперативного руководства работами на Луганском заводе, как и на других, было создано правление. Почти все заводы, которыми управлял Гаскойн, находились либо в Санкт- Петербурге, либо сравнительно недалеко от него. Луганский завод находился далеко, в 1700 верстах, на тогдашнем транспорте проезд составлял не менее 20 суток. Для почти 70- летнего человека такая поездка была крайне утомительной. Часто бывать на Луганском заводе он не мог, но если приезжал, то оставался здесь сравнительно надолго. Дом директора был построен в самом начале строительства завода. Он находился в парке, расположенном в излучине Лугани, вокруг дома прорыли канал, рядом соорудили оранжерею. Дом всегда был готов к приему хозяина, здесь находилась прислуга, а парк и оранжерея всегда были ухожены. Пока точно не установлено, когда и как долго здесь жил Гаскойн. Имеющиеся документы свидетельствуют о том, что в период строительства Луганского завода, в наиболее напряженные времена,

как например, освоение выпуска орудий, он находился здесь по несколько месяцев.

Луганский завод был самым трудным детищем Гаскойна. Он, конечно переживал неудачи, но отнюдь не «убивался». А продолжал активно заниматься созданием новых предприятий, получая немалые прибыли, половина некоторых шла на его счет.

 В первые годы строительства и начала работы Луганского завода Гаскойн ежегодно весной приезжал на завод, а в конце лета уезжал.

 Под его руководством в 1796 году производится закладка фундаментом и строительство зданий, в 1797 году – изготовление первой воздушной печи, в 1798 году – освоение изготовления снарядов, в 1799 году опробуется качество кокса и руды, в 1800 году (сведений о приезде мы не имеем) осуществляется монтаж оборудования доменной печи, с июня 1801 года по март 1802 года осваивается изготовление орудий малого веса, 1803 год – начало изготовления орудий больших калибров, строится домна.

 В1804 году Луганский завод приступает к изготовлению чугунных художественных отливок. В 1805 году Карл Гаскойн принимает предложение генерал – губернатора А. Куракина об отливке чугунной монументальной колонны и других деталей памятника, воздвигаемого в Полтаве в честь 100-летия победы над шведами. Изготовление художественных отливок на Луганском заводе, начатое Гаскойном, было впоследствии продолжено. 1804 -1806 гг. – Гаскойн не посещал Луганский завод. Занимался реконструкцией Ижорских заводов.

Гаскойн умер в 1806 году в Санкт –Петербурге в возрасте 69 лет.   

4.Внешний облик Луганска. Уклад жизни горожан.

А. Ф.Горелик. История родного края. Ч.1., Луганск,1995,с.214.

Одновременно с заводом рос поселок рабочих, который первоначально назывался Луганским заводом. Рабочие жили в казармах. Для служебного персонала строились квартиры. Английские специалисты разместились замкнутым мирком на центральной улице, проходившей по территории завода. В массе заводских рабочих они выделялись цветастыми офицерскими мундирами, удостоверявшими офицерские звания, которые царское правительство присваивало инженерам из Англии. С самого начала своего существования Луганский завод стал местом ссылки разных бродяг, а также провинившихся помещичьих крестьян, направленных на каторжные работы. В штате завода состояла воинская команда из 30 человек во главе с офицером. Для содержания преступников был построен «пристойный» острог. По прискорбной российской традиции завод и острог появились ранее больницы и даже церкви. Лучше обстояло дело с торговлей. Магазины и рыночные ряды, как и сам завод, стали приметами формирующего города.

Мой родной край - Луганщина. Луганск, 2008, с.34.  

Жизнь рабочих Луганского литейного завода и шахтеров казенного рудника была достаточно тяжелой. Жалование они получали небольшое – деньгами и ржаной мукой. Важной статьей доходов луганских мастеровых было домашнее хозяйство: кустарные промыслы, огородничество, бахчеводство, садоводство, разведение крупного рогатого скота, свиней, лошадей, овец. В периоды, когда завод простаивал, практиковалось отходничество – часть рабочих подавалась по вольному найму к грушевским казакам (территория Ростовской области), в соседние города или помещичьи усадьбы.

4 (25) ноября 1795 года Екатерина II издала указ об основании первого на юге Российской империи казённого чугунолитейного завода, который был построен в долине реки Лугань.

Строители и рабочие чугунолитейного завода поселились в посёлках Каменный брод (основан в 1755 году) и Вергунка, именно на основе этих двух поселений и возник город Луганск.

Посёлок вокруг завода стал разрастаться, к 1797 году посёлок получил название Луганский завод.

К строительству и работе на заводе привлекались специалисты, как из внутренних российских губерний, так и из-за рубежа.

Основу работников составляли мастеровые из Липецкого и Олонецкого заводов, а так же некоторые из Александровского пушечного завода.

Плотники и каменщики преимущественно прибыли из Ярославской губернии.

Что касается административно-технического персонала, то он состоял из англичан приглашённых главой завода Гаскойном.

Строительство завода проводилось высокими темпами, так уже в 1800 году первая доменная печь завода дала свой первый чугун.

Уже к 1806 году Луганский завод насчитывал порядка 49 казарм и 3-х землянок.

Одновременно с развитием завода рос и посёлок, во время «инвентаризации» 1833-1835 годов, на территории Луганского завода насчитывалось 204 каменных дома, 20 деревянных, 74 казармы, 3 каменных сарая, а так же молитвенный дом и горнозаводская школа.

Численность населения посёлка составляла 7853 человека.

Состав рабочих Луганского завода был интернациональным, что отразилось и на обычаях самого посёлка.

Первоначальная застройка Луганска проводилась без особого плана. Вертикальные улицы назывались линиями, горизонтальные имели персонализированное название.

Первой улицей Луганска считается улица Английская, именно здесь жили иностранные специалисты, работавшие на заводе (работники были англичанами отсюда и название улицы).

Именно на этой улице, в семье заводского врача родился известнейший составитель Толкового словаря русского языка Владимир Иванович Даль. На данный момент в доме, где он родился, расположен музей его имени.

Немного позже появились улицы Успенская, Банковая, Петербургская, Казанская.

Со временем статус центральной улицы, от Английской перешёл к улице Петербургской, именно здесь появляются первые двухэтажные дома, где первый этаж отдан под магазины, парикмахерские, фотоателье.

                                                                                                       

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: