Глобализации и исламский мир

 

Одним из наиболее болезненных проявлений глобализации является ломка устоев национальной хозяйственной, социальной, политической и духовной жизни, сложившихся в условиях как доиндустриального, так и индустриального общества. Для социумов, недавно перешедших или только переходящих к индустриальному развитию, глобализация дает эффект «двойной ломки», а психологический дискомфорт при этом многократно усиливается, в том числе и под воздействием мировых mass media. На самом деле все без исключения мировые центры, упомянутые выше, не только пережили, но и продолжают переживать процесс адаптации к глобализации, причем с негарантированным итогом. Однако если в отношении прочих мировых центров проблема адаптации, как правило, носит характер дилеммы (более или менее понятны условия и цели, которых требуется достичь, обозначены и ниши, которые они занимают или могут занять), то в случае исламского мира это проблема со многими неизвестными. Несомненно, что все базовые условия его вхождения в постиндустриальное общество (природные, финансовые, людские, интеллектуальные и пр. ресурсы) наличествуют. Однако

 

в силу политической, хозяйственной и прочей полицентричности ислам с кого мира эти ресурсы дисперсны, и вряд ли стоит ожидать в обозримом будущем их сосредоточения в каком то одном центре. Попытки же радикально утопических способов решения этой задачи (как свидетельствует, например, опыт Талибана и «АльКаиды») являются тупиковыми и, кроме «успеха в разрушении», вряд ли способны произвести какойлибо иной продукт. С другой стороны, целый ряд исламских стран (Турция, Малайзия, Иран, отчасти Индонезия) демонстрирует любо опытные примеры постиндустриальных достижений и достаточно динамичного развития. Впрочем, ни одна из них пока что не обнаруживает видимых потенций  дорастания в     будущем   до   статуса центра   мирового значения. Одной из наиболее существенных является проблема совмещения глубины постиндустриального перехода с сохранением цивилизационной идентичности (в результате чего, собственно, только и может сложиться современный цивилизационный продукт, востребованный как исламским обществом, так и остальным миром). Немаловажно и усиление конфронтационных аспектов во взаимоотношениях исламского мира практически со всеми другими мировыми центрами (прежде все его, конечно, с США и Европейским Союзом).

 

Татарский ислам.

 

Понятие "татарский" ислам на страницах научной, особенно научно-популярной литературы, встречается довольно часто. Но его содержание практически не раскрывается, под ним просто рассматривается функционирование и развитие ислама в татарском обществе на различных его этапах. Действительно, мусульманское сообщество у татар, возникшее вдали от основных центров ислама, всегда имело свою специфику, особенно в Российском государстве, когда религия стала не просто образом жизни, но и формой выживания в иноверческой среде, что уже предполагало выполнение не только ее догматических принципов, но и использование ислама как некий инструмент выстраивания новых социально-политических отношений. А это, в свою очередь, от ислама требовало мобильности, гибкости и приспособляемости к новым условиям. Для любой религии (в том числе и для ислама), выступавшей как защитница своих догматических основ и функционирующей на принципах консерватизма, иные подходы всегда были неприемлемыми. Поэтому перед обществом часто стояла дилемма: развитие или сохранение традиционных основ, зиждущихся на религиозных канонах. Мусульманское реформаторство начиная с конца XVIIIв. пыталось решать эту проблему, предлагая пути преобразования общества через переосмысление некоторых канонических основ ислама и через освобождение от поздних наслоений. Но реформаторские тенденции, как показывает история Запада и Востока, создают только определенные предпосылки для дальнейших политических решений. Так, на Западе Реформация предшествовала возникновению светского государства. А на Востоке мусульманское реформаторство осталось, по сути дела, формой интеллектуального поиска определенной части мыслящего духовенства, не привносящих в общественно-политическую жизнь мусульман серьезных изменений.

 

 

2. Решение задач, связанных с темой:

 

Задание №1

 

Обоснуйте свои ответы аргументами и фактами, зафиксируйте тезисы

 

ответа:

 

1. В чем заключаются особенности исламских обществ?

 

2. Какие основные направления модернизации в Турции?

 

3. Какие экономические реформы проводились в период с 1945 по 1980 год?

 

4. Кто был ханом Ирана до 1978 года?

 

5. Какие реформы проводил правящий хан Ирана?

 

6. Что включает в себя понятие татарский ислам?

 

7. Глобализация и исламский мир, что это?

 

Задача №2.

 

Обоснуйте  свои ответы аргументами   и фактами, зафиксируйте

 

тезисы ответа:

 

1. Чем вы объясните столь различное отношение к капиталистическому варианту развития, которое имело место в Иране и Турции?

 

2. Почему в Иране модель проевропейской модернизации вызвала сопротивление и привела к исламской революции?

 

3. Что такое исламская республика? Какие изменения произошли в государственном строе Ирана?

 

4. В чем причины усиления влияния религиозного фундаментализма в исламском мире?

 

5. Какие факторы обусловили успех преобразований в Турции?

 

Задание №3

 

Ответьте на вопросы, выбрав правильный ответ из предложенных:

 

1.Обозначьте цифрами названия стран Ближнего и Среднего востока, относящихся к группам:

 

А – арабских стран,

 

Б – неарабских стран.

 

1.Турция 2. Афганистан 3. Мавритания 4. Сирия 5. Иордания 6. Алжир 7. Ливан 8. Египет 9. Катар 10. Ирак 11. Иран 12. Кувейт 13. Пакистан 14. Марокко 15. ОАЭ

 

2.Укажите верный вариант продолжения фразы: Примером процесса трансформации исламских обществ, при котором происходит восприятие капиталистического пути развития, трансформируются традиционные устои жизни, является…

 

а) Афганистан б) Турция в) Иран.

 

3.Примером процесса трансформации исламских обществ, при котором традиционная исламская культура сохраняется в неизменной форме, игнорируются внешние влияния

 

а) Египет б) Турция в) Афганистан.

 

4. Соотнесите определение и термин Осуществлявшиеся шахским правительством реформы, направленные на модернизацию страны в Иране

 

а) «Белая революция» б) «Зелѐная революция» в) «Оранжевая революция»

 

5. Укажите верный вариант продолжения фразы: Во главе антишахской революции в Иране стояли…

 

а) прозападно настроенные либералы б) коммунисты в) представители исламского духовенства.

 

6. Соотнесите определение и термин Религиозные направления, выступающие против критического пересмотра религиозных понятий и норм: а) фундаментализм б) шовинизм в) пацифизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: