Согласно закону Ома, ток I н исследуемой цепи (см. рисунок 3.1) можно вычислить по формуле
,
где –ЭДС источника, В;
– сопротивление резистора , Ом;
R н – сопротивление нагрузочного резистора R н, Ом.
Падение напряжения на нагрузке U н вычисляется с учетом падения напряжения на внутреннем сопротивлении источника ЭДС (в данном случае ).
Зависимость напряжения на нагрузке в функции тока I н, называемая внешней характеристикой источника энергии, выражается уравнением
,
где = – падение напряжения на внутреннем сопротивлении источника ЭДС.
Мощность нагрузки определится по формуле
P н = U н I н.
По первому закону Кирхгофа алгебраическая сумма токов в любой момент времени для каждого узла цепи равна нулю:
,
где n -‑ число ветвей, сходящихся в узле.
Токи ветвей (см. рисунок 3.2) определяются по формулам
,
,
,
.
По второму закону Кирхгофа алгебраическая сумма падений напряжений по контуру цепи равна алгебраической сумме ЭДС этого же контура:
,
где m – количество пассивных элементов;
|
|
n – количество источников ЭДС в контуре.
В частности, например, для первого контура исследуемой цепи (см. рисунок 3.3) уравнение по второму закону Кирхгофа имеет вид
Лабораторная работа № 4
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРАЗВЕТВЛЕННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
ЦЕПЕЙ ГАРМОНИЧЕСКОГО ТОКА
Цель работы: определение соотношений между токами, напряжениями и мощностями в неразветвленных цепях гармонического тока.
Рабочее задание
1 Предварительный расчет
1.1 Рассчитать и построить в масштабе вольт-амперные характеристики резистора, катушки индуктивности и конденсатора. Частота генератора, сопротивление резистора, индуктивность катушки и емкость конденсатора задаются преподавателем. При построении вольт-амперных характеристик напряжение источника задавать в пределах от 0 до 15 В.
1.2 Для последовательного соединения RL, RC, RLC – элементов при заданных преподавателем напряжении (4 ‑ 8 В) и частоте генератора
(4 –7 кГц) рассчитать токи, напряжения на элементах, разность фаз входного напряжения и тока, мощности и эквивалентные сопротивления. Полученные результаты свести в таблицу 4.2.
2 Экспериментальная часть
2.1 Собрать электрическую цепь по схеме, представленной на рисунке 4.1.
Последовательно с исследуемой цепью включить измерительное сопротивление R 0 = 1 Ом для измерения тока цепи, разности фаз напряжения и тока на входе цепи.
2.2 При заданной преподавателем частоте генератора, изменяя напряжение от 0 до 15 В (через 2 ‑ 3 В), снять вольт-амперные характеристики (ВАХ) резистора, катушки индуктивности и конденсатора. Для одного значения напряжения на входе цепи (например, 6 В) определить с помощью осциллографа разность фаз напряжения и тока для каждого элемента, обратить внимание на знак угла. Полученные данные свести в таблицу 4.1.
|
|
Рисунок 4.1
Таблица 4.1
Вид нагрузки | Напряжение на входе | j, град | ||||||
U, В | ||||||||
I, мА | ||||||||
I, мА | ||||||||
I, мА |
2.3 В качестве исследуемой цепи использовать последовательное соединение RL, RC или RLC ‑ элементов в соответствии с таблицей 4.2. Установить ранее заданное преподавателем входное напряжение цепи (4 ‑ 8 В) и частоту генератора. Измерить ток I, напряжения на элементах (U, UL, UR, UC) и разность фаз (j) входного напряжения и тока цепи. При измерении разности фаз обратить внимание на отставание или опережение тока по отношению к напряжению. Если синусоида тока на экране осциллографа смещена вправо по отношению к синусоиде напряжения, ток «отстает» от напряжения и разность фаз имеет знак «плюс». В противном случае ток «опережает» напряжение, и угол сдвига фаз записывается со знаком «минус». Результаты эксперимента свести в таблицу 4.2.
Таблица 4.2.
Вид нагрузки | Способы определения величины | U, B | UR, B | UL, B | UC, B | I, мА | j, град | S, ВА |
расчет | ||||||||
эксперимент | ||||||||
расчет | ||||||||
эксперимент | ||||||||
расчет | ||||||||
эксперимент |
Продолжение таблицы 4.2
Вид нагрузки | Способы определения величины | P, Bт | Q, вар | Z э, Ом | R э, Ом | X э, Ом | L э, мГн | С э, мкФ |
расчет | ||||||||
эксперимент | ||||||||
расчет | ||||||||
эксперимент | ||||||||
расчет | ||||||||
эксперимент |
3 Обработка экспериментальных данных
3.1 По данным таблицы 4.1 построить вольт-амперные характеристики элементов на одном графике с теоретическими характеристиками, рассчитанными в 1.1. Сравнить теоретические и экспериментальные вольт-амперные характеристики и сделать выводы.
3.2 Сравнить значения разностей фаз напряжения и тока для различных элементов. Сделать выводы.
3.3 Сравнить значения разностей фаз напряжения и тока для различных цепей. Сделать выводы.
3.4 По экспериментальным данным 2.3 определить S, P, Q, Z э, R э, L эили C э и полученные значения занести в таблицу 4.2.
3.5 По экспериментальным данным таблицы 4.2 построить в масштабе векторные диаграммы токов и напряжений, проанализировать их и сделать выводы.
3.6 Сравнить значения электрических величин, полученных теоретически и экспериментально, сделать выводы.
3.7 Оформить отчет.