И моторной сферах у учащихся начальной школы

Определите ведущие показатели в сенсорной

Е.И. Николаева, д-р биол. наук, проф., РГПУ, г. Санкт-Петербург

Как проводить исследование. С младшими школьниками оценку латеральных признаков можно проводить в виде игры. Предварительно объясните им, что каждый человек имеет собственный уникальный набор определенных признаков - в этом случае тогда у детей возникнет желание узнать именно свои особенности.

Можно разделить группу на пары или тройки, выбрать наблюдателя и исполнителя, договориться с детьми, что решение о том, какой именно признак преобладает у каждого ребенка, будет приниматься совместно. В этом случае дети научатся сами оценивать латеральные признаки у себя, близких, а в дальнейшем не станут доверять данным, построенным на одном показателе.

Раздайте учащимся специальный бланк, в который вписаны все пробы, и вносите в него результаты - указывайте сторону, принимающую большую активность в движении.

Если исследование проводится индивидуально, необходимо объяснить ребенку суть того, что делает педагог-психолог, чтобы возбудить в нем интерес к самопознанию. Тогда результаты будут более точными. Каждую пробу выполняют три раза, но не подряд, а вперемежку с другими. В том случае, если все три раза ребенок двигается одинаково, вывод делаем на основании результатов трех проб. Следует помнить - часто леворукие дети и амбидекстры меняют сторону. В этом случае необходимо убедиться, предпочитает ли ребенок левую сторону (левая проба) или же ему все равно, как выполнять движение (симметричная проба). При подобной неопределенности число проб можно увеличить до 4-6, а выводы делать на основании количества «левых» и «правых» выборов.

Пробы проводятся только с теми детьми, у которых не зафиксировано серьезных травм конечности или исследуемых органов чувств. В противном случае точность исследования резко падает. Стоит попросить учащихся в специальной строке бланка написать, были ли у них травмы глаза, уха, ног или рук, а также уточнить, заметили ли они после этого какие-либо изменения, например, после травмы правой руки научились писать левой и до сих пор используют именно ее.

Перед началом исследования педагог-психолог дает детям следующую инструкцию: «Каждый человек уникален не только своим внешним видом или внутренним миром. У нас есть индивидуальный набор особых признаков, называемых латеральными. "Латеральный" в переводе с латинского означает "боковой". Мы сейчас попытаемся определить, какую руку, ногу, глаз или ухо вы используете чаще всего. Ученые выявили, что люди с разными латеральными показателями не отличаются друг от друга по личностным особенностям или интеллекту. Но каждый набор таких показателей дает преимущество в выполнении той или иной работы. Это означает, что, изучив собственный комплекс латеральных признаков, вы сможете более осознанно выбрать свою будущую профессию, а возможно, откажетесь от некоторых привычек. Я буду просить вас выполнить определенные действия, а вы попробуете это сделать максимально удобным для вас способом».

Как определить ведущую руку

«Поза Наполеона». Педагог-психолог, предлагая сидящему или стоящему ребенку скрестить руки на груди, быстро делает это сам и тут же разводит руки. Если сказать ребенку, что это поза Наполеона, тогда при повторении пробы ее можно только назвать, но не показывать Ведущей считается рука, которая первой ложится на грудь (а не та рука, которая сверху). Расположение кистей рук не учитывается: дети могут убрать обе кисти или, напротив, оставить так, чтобы их было видно. Когда учащиеся выполнили проб (при групповом исследовании), попросите поднять руки сначала тех, у кого снизу правая рука, потом тех - у кого левая. Дети должны убедиться, что примерно равное количество из них оказывается в каждой группе. Это повысит интерес и снимет напряжение из-за боязни, что «у меня что-то не так». Далее можно спросить школьников, сумеют ли они сделать то же самое, поменяв руки. И после повторения пробы узнать, как удобнее выполнять движение. Если ребенок говорит, что ему одинаково комфортно в обоих случаях, можно предположить симметричность в выполнении пробы. Это встречается редко - примерно у одного ребенка из 20. Чаще выявляется ведущая рука, и в соответствии с тем, правая она или левая, дети разделяются примерно на две равные группы (независимо от возраста). Результат пробы достаточно стабилен. Если среди испытуемых оказывается ребенок, у которого обе руки не являются ведущими, можно сообщить, что таких людей называют амбидекстрами («амби» - две, «декструм» - правая рука). Не нужно подчеркивать, что от этого зависят те или иные личностные качества. Это такая же особенность человека, как цвет волос.

«Сцепляем пальцы рук». Сидящему или стоящему школьнику педагог-психолог показывает движение: переплетает пальцы обеих рук и тут же их разводит. Вновь он называет пробу, чтобы при повторении ее не демонстрировать. Затем просит повторить это движение. Ведущей считается рука, указательный палец которой находится сверху.

Далее следует попросить выполнить пробу, сцепив руки как-то иначе. При этом можно наблюдать, насколько ловко у ребенка соединяются пальцы, а также спросить, как ему удобнее выполнять движение. Если он говорит, что ему все равно, как это делать, можно, как и в предыдущей пробе, прийти к выводу о симметричном ее выполнении, которое также встречается редко.

При групповом исследовании стоит вновь попросить детей поднять руки: сначала тех, у кого сверху палец правой, затем левой руки (их будет примерно по 45%), и, наконец, тех, кому все равно, каким образом делать эту пробу. Результат пробы также стабилен.

«Плечевой тест». Педагог-психолог предлагает детям закрыть глаза и поднять вытянутые руки перед собой. Специалист или один ученик из пары наблюдает за выполнением пробы. Оценивается, какая рука в процессе движения поднимается выше. Именно она считается ведущей. Стоит подчеркнуть, что у каждого ребенка возникает внутреннее чувство, что руки располагаются на разной высоте. Можно потом соотнести это ощущение с тем, что видит наблюдающий (ведущая рука только в первый момент поднимется выше, затем ребенок выравнивает положение рук, особенно когда открывает глаза).

Если 3-4-летние дети эту пробу часто выполняют симметрично или с преобладанием левой руки, то в 7 лет практически половина детей выше поднимает правую руку. Это свидетельствует о тренировке соответствующих мышц, включенных в движение.

Результаты пробы менее стабильны, чем у вышеописанных, - в трех движениях более чем у половины детей происходит смена руки.

«Аплодируем». Педагог-психолог предлагает детям похлопать в ладоши. Ведущей является рука, которая более активно выполняет действие. Если обе руки одинаково активны, то проба считается симметричной. Однако прежде чем сделать окончательный вывод, стоит спросить детей, можно ли похлопать как-то по-другому. В это время педагогу-психологу необходимо наблюдать за тем, какой из вариантов для них легче, а также спросить, как им больше нравится хлопать в ладоши. Эта проба, как и предыдущая, менее стабильна, чем первые две.

«Рисуем круг и квадрат». Сидящим за партами школьникам педагог-психолог предлагает закрыть глаза и нарисовать круг и квадрат - сначала одной, потом другой рукой. Фигуры, выполненные ведущей рукой, меньше по размеру, линии имеют больший нажим и точно замыкаются. Эффективность выполнения пробы меняется с возрастом и связана с навыком письма.

«Рука, берущая предмет». Эту пробу можно выполнять по-разному, в зависимости от временных возможностей и задач, поставленных перед взрослым. Можно, например, наблюдать, какой рукой ребенок берет предметы в других пробах (калейдоскоп -при оценке ведущего глаза и др.). Желательно, чтобы предмет не относился к письменным принадлежностям, т. к. с возрастом при их использовании устанавливается стереотипная последовательность действий. Проба проводится один раз, поскольку при ее повторении ребенку будут известны все предметы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: