Адаптированная основная общеобразовательная
Программа по математике основного общего образования
Ж» класс
(ТНР, вариант 5.1)
Разработана учителем
начальных классов:
Шаповал Л.В
2017-2018 учебный год
I.Целевой раздел
Пояснительная записка
Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Программа по математике отражают специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее.
Обучение математике в 1 классе связано с формированием словесной речи учащихся. Поэтому, обучая математике, нужно развивать устную и письменную речь учащихся. От учащихся необходимо требовать (по возможности) правильного произношения математических терминов, правильной грамматической структуры предложений. Перечень основного речевого материала указан в тематическом планировании (словарь). Весь речевой материал учащиеся должны понимать и по возможности проговаривать.
Программа обучения школьников с ТНР предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
— активизация математической стороны речи детей в единстве с их мышлением (повторение собственной речи, хоровое чтение, индивидуальное комментирование);
— создание условий для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
— формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
— выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Изучение предмета «математика» в школе с ТНР направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формировать способность к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических представлений — понимать значения величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; формировать умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитывать интерес к математике, осознавать возможность и роль математики в познании окружающего мира, понимать математику как часть общечеловеческой культуры, стремиться использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
Образовательные задачи:
-формировать систему начальных знаний и умение их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формировать умение вести поиск информации и работать с ней;
-формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления через практическую деятельность;
-развивать пространственное воображение через систему коррекционных упражнений;
-развивать математическую речь через изучение терминологии;
-развивать умение аргументировать, обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Воспитательные задачи:
-воспитывать ценностное отношение к своей Родине, семье, бережное отношение к окружающему миру;
-воспитывать интерес к учёбе, предмету;
-воспитывать стремление к расширению математических знаний.
Ведущие принципы обучения математике в первом классе — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Место курса в учебном плане
В 1 классе предусмотрено - 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебных недели).
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Характеристика на ребенка