Принципы практической психологии в системе социальной работы

Один из важнейших принципов теории и практики социальной работы «среда – личность» получает новое понимание в контексте психодинамического подхода. Эта двойная ориентация – на интрапсихические процессы и системные влияния окружающей среды – находит отражение в практике социальной работы. Наблюдения показывали, что индивидуальные проблемы зависят от своеобразия окружающей среды: этнического окружения индивида, классовой принадлежности, места проживания, семейных отношений, групповых норм поведения и т. д. С другой стороны, психодинамические теории утверждают, что люди – не столько продукты обстоятельств, пассивные объекты, сколько субъекты изменения отношений и обстоятельств, модифицирующих окружающую среду.

Такой подход дает возможность социальным работникам рассматривать клиента не как жертву, а как субъекта взаимодействия, где необходимо развить его самостоятельность в решении вопросов социального функционирования, несмотря на то что давление среды реально существует в субъект-субъектных отношениях.

Психодиагностика в социальной работе опирается на основные принципы психологии:

- принцип отражения суть его в том, что адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

- принцип развития ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений;

- принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

- принцип единства сознания и деятельности: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;

- личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей и дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации обследования. Практик-диагностик должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставление этих индивидуальных результатов с нормативами. Итак, психодиагност – практик, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит и в том, что это каждый раз новые отношения с Заказчиком, Клиентом или Пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

Выводы. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ним. Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии. Психология социальной работы по своей структуре включает три основных блока: общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие методологическую базу психологической практики социальной работы; конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации; особенности социально – психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально – психологического поведения, образа мышления и действий). Психодиагност – практик, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит и в том, что это каждый раз новые отношения с Заказчиком, Клиентом или Пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

Контрольные вопросы

1.На какие принципы опирается  психодиагностика в системе социальной работы?

2.Что является теоретической основой психологической практики социальной работы?

3.Какие общие положения характерны для теорий психодинамического подхода?

4.Как рассматриваются основы человеческого «Я» в концепции психосоциальной идентичности личности Э.Эриксона?

5.Что является основой психической жизни по Ж.Пиаже?

6.Какие результаты исследований поведенческого подхода используются в психосоциальной практике?

7.Какие экзистенциональные установки лежат в основе гуманистической психологии и в каких теориях они реализованы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: