История становления и развития практической психологии в социальной работе

Истоки зарождения социальной работы как профессии и ее развития связаны с именами Мэри Ричмонд, Алисы Соломон, Елизаветы Фрай, Джейн Адамс, Жаннет Шверин и др. В начале 1890-х гг. М. Ричмонд (1861–1928), тогда директор Baltimore Charity Organization, организовала первые в США курсы обучения социальных работников. В ряде книг М. Ричмонд («Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», «Социальные диагнозы», «Что такое социальная индивидуальная работа») были рассмотрены методы, технология социальной работы, в частности непосредственный (прямое воздействие на клиента при помощи предложений, советов, уговоров, рациональных дискуссий) и косвенный методы (воздействие на окружающую среду).

Некоторые принципы (требования) «ментальной гигиены», которые были предложены М.Ричмонд, впоследствии положены в основу этического кодекса социального работника, среди них:

- симпатизировать клиенту;

- отдавать ему предпочтение;

- поощрять его;

- совместно с ним строить ясные планы действий.

Разработка теории социальной работы, подготовка учебно-методического материала в зарубежных странах (США, Германия, Франция, Великобритания, Швеция и др.) начинаются с открытием профессиональных школ, факультетов, курсов в начале ХХ века. Первыми подготовку кадров в области социальной работы и социальной педагогики на научной основе начали осуществлять в Германии в 1893 г., когда А. Соломон и Ж.Шверин организовали набор на курсы «Группы девушек и женщин в помощь социальной работе». Центральное место принадлежит А. Соломон, которая еще в 1899 г. возглавила первые годичные женские курсы по подготовке специалистов для социальной работы в сфере социального обслуживания. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете. Первый учебный курс по новой дисциплине был предложен здесь в 1898 году. В настоящее время эта дата считается началом профессионализации социальной работы во всем мире.

В 1905 году появилась первая христианская социальная женская школа. К 1914 г. насчитывалось уже 12 подобных школ, а к 1926 г. их количество увеличилось до тридцати шести. В социальных школах девушки из богатых семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 г. Было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. В 1925 г. А. Соломон и ее соратницы организовали Немецкую академию женской социальной и педагогической работы.

Джеймс Адамс (1860–1935) – лауреат Нобелевской премии мира (1931) – социальный работник и социолог, одна из основателей Чикагской школы социологов. Она способствовала развитию Движения сеттльментов (поселений). Образованные люди из высших и средних слоев переселялись в бедные кварталы. Основная идея движения – признание факта, что сама окружающая среда больна и необходимо вмешательство, чтобы покончить с несчастьем и бедностью.

Различные аспекты социальной помощи (экономические, психологические, медицинские, педагогические и др.) рассматривались в работах ученых Европы и Америки (конец ХIХ – начало ХХ в.), в частности З. Фрейда, Б. Ф. Скиннера, К. Левина, Ж. Пиаже, А. Ч. Кули, Ф. Хайдера, Д. Хауманса, А. Зандера, Р. Мертона, М. Залда, Р. Кантера и др. Особую роль в теоретическом обобщении и анализе практики социальной работы сыграли труды женщин-ученых – Д. Лоуэлл, М. Ричмонд, Д. Адамс, Б. Рейнолдс.

Развитие практики социальной помощи показало необходимость в профессиональной подготовке таких специалистов. В 90-е гг. ХIХ в. в Великобритании организуются лекции, проводится практическая работа, связанная с деятельностью лондонского благотворительного общества; в 1899 г. в Амстердаме создается институт подготовки социальных работников. В начале ХХ в. в Европе и Америке действуют уже 14 школ социальной работы.

В настоящее время к основным целямсоциальной работы относят следующие:

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптация или реадаптация людей в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Международная ассоциация школ социальной работы (МАШСР) и Международная федерация социальных работников (МФСР) на своем совместном заседании 27 июня 2001г. В Копенгагене согласовали понятие «международное определение социальной работы», которое в целом очерчивает рамки профессиональной деятельности социального работника: профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

В настоящее время «под социальной работой понимается специальная профессиональная область, являющаяся сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих общественное или индивидуальное неблагополучие»

Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение и осуществляемая тремя разными способами: психолог добивается изменений жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью:

- собственных действий, без помощи клиента,

- путем прямого управления,

- путем косвенного управления.

Например, используя первый способ, социальной работник (психолог) помогает в выплате пособий, приобретении квартиры и пр., вплоть до того, что отбирает у алкоголика бутылку, чтобы тот совсем не спился; подбирает на улице пьяного подростка и доставляет его домой к родителям – т.е. во всех этих случаях социальный работник (психолог) принимает меры, не ожидая инициативы от клиента. После оценки внешних факторов, он либо снабжает клиента ресурсами, либо вмешивается непосредственно с целью осуществления благоприятного изменения ситуации.

Социальный работник при прямом управлении прямо руководит действиями клиента, предлагает, призывает, заставляет иногда клиента сделать что-то. т.е. здесь он берет ответственность за действия, но сами действия по улучшению ситуации производит клиент. Сюда относятся профилактические меры, консультации, беседы (например, социальный работник советует своему клиенту пройти курсы переподготовки, чтобы устроиться на работу). При косвенном управлении используется рациональная терапия, аппелирование к сознанию клиента, побуждение его принять решение об улучшении своей ситуации и реализовать это решение. В процессе работы с клиентом социальный работник использует все виды работы.

Психология, ее различные отрасли являются базовойосновой профессионального обучения социальной работе. Различные направления психологии как науки изучаются социальными работниками как в средних, так и высших учебных заведениях: социальная психология, психология личности, возрастная психология, семейная психология, психология конфликтов, психодиагностика и др. Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

Социальная работа и психология имеют прикладной характер, и для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления: психодиагностика – отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования, психотерапевтической помощи и др.); психологическое консультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: