Психологическая помощь в ситуации профессиональной реабилитации и реадаптации (потеря работы, выход на пенсию)

 В нашей стране разработка средств психологической помощи безработным находится в стадии становления, и сфера переживаний людей, оказавшихся в ситуации потери работы, психологические механизмы, позволяющие им выдержать столь сложный период жизни, способы и средства преодоления переживаемых затруднений достаточно редко становятся предметом психологического исследования.

Между тем изучение особенностей «проживания» ситуации потери работы, ее переживания и преодоления, факторов и внутренних детерминант, обусловливающих эти процессы, и должно помочь сформировать адекватные подходы к оказанию психологической помощи безработным, в которой многие из них нуждаются.

«Психологический портрет» безработных указывает на основные характеристики, затрудняющие их адаптацию в ситуации профессиональной невостребованности. К ним относятся: потеря потенциальной самоидентификации, ценностный конфликт, мотивационная кризис, снижение самооценки, эмоциональный дискомфорт, количество эктрапунитивних реакций с фиксацией на самозащите. Поэтому необходимо создание определенных условий, направленных на формирование психологической готовности к условиям рынка, творческое развитие личности, предприимчивости и, в конечном итоге, на повышение конкурентоспособности и мобильности женщин. Дифференциальная диагностика безработных, опирающаяся на выделенные типы позволяет разработать алгоритм применения технологий психологической поддержки безработных, с помощью которого преодоление ситуации профессиональной невостребованности будет происходить с наименьшими потерями. Это приведет к сокращению сроков безработицы, минимизиции ее «психологических последствий», повышению эффективности службы занятости.

Изучение необходимости и особенностей психологической помощипри выходе на пенсию, особенностей личности людей третьего возраста больше представлено в западных исследованиях. Кризис поздней зрелости протекает в 55-65 лет, и сущность его заключается в том, что взгляд человека окончательно обращается внутрь. Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Человек начинает готовиться к другому бытию и делает серьезную ревизию прожитой жизни. По мнению В.Слободчикова и Е.Исаева, этот кризис обостряется «устареванием деятельностной формы бытия». Открытие стареют; у детей рождаются свои дети (внуки), требующие иного воспитания в изменившихся условиях; стремительно меняется технология, другой становится предметная среда обитания человека. Отменить инновационный процесс нельзя. Человеку трудно спокойно смотреть на то, как стареет, отходит на второй план, а затем в небытие то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения.

После 55 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистично оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценности сделанного. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстанавливать тождество себя в новых условиях, найти себе и своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. Возраст 60-65 лет – это прежде всего период возрастного кризиса, отрицательный и наиболее эмоциональный ее период, связанный с изменением социального статуса людей, которые выходят на пенсию, следовательно, с изменением их внутренней позиции. Меняется и привычный стиль жизни, круг общения, распорядок дня, права и обязанности человека. Все это может привести к нарушению личностной идентичности, переоценке целостности своей жизни, которое делится на период до пенсии (когда я был всем нужен) и после пенсии (когда я никому не нужен). В этом плане ухудшения эмоционального состояния связано не с тяжелым материальным положением, а с изменением статусного места в обществе и семье. Таким образом, в возрасте около 60 лет каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. С точки зрения эмоциональной насыщенности не имеет значения, проходит этот процесс на сознательном уровне или осознается полностью, открываясь человеку быстрее в плане самоощущений, а не самосознания.

Жизненный период «уход от дел» характеризуется повышением чувствительности к нарушениям жизненного стереотипа, ростом потребности в коммуникации, обострением чувства родства и привязанности к близким, освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением деятельности с целью поддержания авторитета и власти, ухудшением умственного и физического состояния, адаптацией к новым условиям жизни. Хронологическое определение границы, которая отделяет старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий при появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако, кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими как, например, интеллектуальное и эмоциональное погружение во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Старость характеризуется полной незанятостью в обществе, отсутствием каких-либо ролей, кроме семейных, ростом социальной изоляции, постепенным сокращением круга близких людей, особенно из среды сверстников, физической и умственной недостаточностью. Границей, разделяющей зрелость и позднюю зрелость считается выход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности.

И.Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип – активная творческая старость, когда пенсионеры, идя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д. – живут полной жизнью, не испытывая какой-либо неполноценности. Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и тому подобное. То есть для этого типа людей пожилого возраста характерны социальная и психологическая приспособленность, гибкость, адаптация, но энергия направлена ​​главным образом на себя. Третий тип (это преимущественно женщины) находит главное применение своим силам в семье. А так как домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, которые занимаются ею, просто никогда хандрить, скучать. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем в первых двух. Четвертый тип старости – это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышение тревожности.

Для нормального старения очень важно развивать у людей пожилого возраста именно адекватный механизм психической жизни. В то же время должен доминировать прежде всего адекватной и полный вид компенсации, то есть этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в воображаемую компенсацию (обычно в свою болезнь), преувеличивая свои болезни и немощь, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать интерес и жалость, а может и добиться более значимых материальных привилегий. С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация. В то же время ригидность, трудности переключения, что растут в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является также сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что не позволяет полностью реализовать этот механизм.

Старость – это процесс универсальный и неизбежный, которому подвергаются все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических условиях и среде; это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с уходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Возрастной фактор становится все более очевидным, когда пожилой человек сталкивается с новыми или многочисленными испытаниями, особенно в возрасте старше 75 лет. Пожилые люди, которые регулярно тренировались физически, лучше выполняли тесты на рассуждения, память, время реакции, чем пожилые люди, которые тренировались мало и нерегулярно. При этом все авторы отмечают, что начинать программу физических упражнений надо с тщательного медицинского обследования и наращивать объемы следует постепенно. Тренировки существенно улучшают возможности запоминать, но эффективность обучения имеет определенные границы. Поведение старого человека в большой степени зависит от зрелости его взглядов на жизнь. Насколько адаптивным, успешным будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой путь на предыдущих этапах жизни, насколько он обнаружил и реализовал свой личностный потенциал.

Психологическая помощь должна бать направлена на задачи развития в период поздней взрослости:

- сохранение идентичности (набор своеобразно объединенных и согласованных между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качеств);

- целостность его против отчаяния;

- проявление мудрости.

Поддержка относительного постоянства идентичности предполагает ассимиляцию событий и переменных обстоятельств в Я-концепции, а также включает аккомодацию или изменения Я-концепции в случае каких-либо важных событий в жизни человека или при угрозе ее восприятия.

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется психологическое обеспечение безопасности труда?

2. Как осуществляется психологическое сопровождение профессионального подбора персонала?

3. Что представляет собой синдром профессионального выгорания?

4. Как реализуется практическая психология обеспечения профессиональной деятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций?

5. В чем состоит психологическая помощь в ситуации профессиональной реабилитации?

6. Какие особенности психологической помощи в ситуации профессиональной реадаптации?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: