Социально-психологическая работа с пожилыми в домах-интернатах. Отношение к смерти лиц пожилого возраста и практическая психологическая работа

Приступая к работе с пожилыми, социальный работник должен учитывать, что в старческом возрасте появляется много «болячек», которые вызваны во многом объективно самой по себе психологической перестройкой личности. В этом периоде у человека снижается жизненный тонус, возникает (или усиливается) пессимистический настрой в связи с осознанием неизбежного конца

Исследование пожилых, поступающих в дома – интернаты свидетельствуют о развитии у них дезадаптационных процессов. Сам по себе переход из домашних условий в «казенный дом», воспринимающийся и переживающийся как последний этап перед уходом из жизни, смена старого привычного домашнего окружения новым (персоналом, часто нежелательными соседями и т.п.) может привести к психическим расстройствам. Согласно исследованиям, дезадаптационные реакции обнаружены у 43.5 % лиц, помещенных в дома–интернаты и выражаются в разных формах клиники: невротические состояния (36.5 %), депрессивные реакции (слезливость, повышенная тревожность и пр.), психопатоподобные реакции (гневливость, склонность к конфликтам, недовольство персоналом, обида на родных и пр.). Формы дезадаптационных реакций во многом зависят от особенностей темперамента и характера. Так, изучение данной группы пожилых показало, что большая часть дезадаптационных процессов обнаружена у эмоционально–лабильных лиц (66.9 %). Отмеченные психологические особенности поведения пожилых требуют определенных соответствующих направлений и форм социально – психологической работы с ними.

Важным направлением в этой работе является благополучное прохождение пожилыми социально – психологической адаптации в доме – интернате, включающей три основных этапа:

- пребывание пожилых, поступивших в дом – интернат в приемно – карантинном отделении;

- расселение их для проживания в доме – интернате;

- 6-месячное пребывание в этом учреждении, после чего пожилые должны решить вопрос, оставаться в нем или нет.

Задача социального работника на первом этапе – снизить состояние неуверенности, тревожности у пожилых, оказавшихся в «казенном доме». Для этого необходимо дать клиентам достаточно полную информацию о жизни в доме – интернате (через стенды, альбомы с фотографиями и т.п., отражающими образ жизни, формы досуга и пр.), выяснить во время индивидуальных бесед причины поступления в интернат, ознакомить людей с условиями их будущей жизни, распорядком, функциями и т.д. После 2-х недельного пребывания в приемно – карантинном отделении пожилые переводятся на постоянное место жительства. Сложность проблемы совместимости людей в процессе проживания в одной комнате требует учета индивидуальных психологических особенностей соседей. Так, следует избегать селить вместе лиц, являющихся по своей натуре лидерами, более здорового соседа нужно научить общаться с более немощным и т.д. В целом социальный работник вместе с другими работниками интерната должен создать благоприятный социально – психологический микроклимат, обеспечить по мере возможности трудовую занятость пациентов, содержательный досуг, сформировать микросоциальные группы по интересам, активно развивать навыки общения и т.д. Весь комплекс данных форм работы с пожилыми, выражающий терапию средой ведет к их более успешной социально – психологической адаптации и реабилитации.

Отношение к смерти. Возрастные изменения, старение человека – это реальный, но слишком сложный комплекс важных проблем, стоящих перед обществом, человеком, наукой. Это проблема личности, нравственности, это проблема кадровой динамики профессионализма и преемственности поколений, это проблемы индивида и общества.Хронологическое определение границы, которая отделяет старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальные различия при появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако, кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими как, например, интеллектуальное и эмоциональное погружение во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Каждый период старости имеет определенные психологические характеристики и особенности личностного самоопределения.

В течение поздней взрослости организм проходит ряд изменений, затрагивающих:

- Внешность (седые волосы, увядающая кожа, изменение осанки, углубления морщин),

- Его органы чувств (зрение, слух, вкус ослабевают),

- Мышцы (уменьшение мышечной массы, силы и выносливости; ухудшается координация тонкой моторики, время реакции растет),

- Кости (становятся полыми, хрупкими, непрочными; из-за повышения пористости часто ломаются и медленнее срастаются),

- Подвижность, а также его внутренние органы (ухудшается работа легких, сердца, уменьшаются резервные возможности, проявляется в жару и холод).

Проблемы здоровья, которые возникли в старости, часто носят хронический характер (85 % людей старше 65 лет имеют как минимум одну хроническую болезнь). В старости способность сопротивляться стрессу снижается, но количество стрессовых ситуаций возрастает. Выделяют три основные причины смерти людей старше 65 лет: заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания и инсульт.

Когнитивные изменения в процессе старения. Прекращение активной профессиональной деятельности приводит к тому, что психологические процессы (мышление, память, внимание и другие) не получают полноценного нагрузки, снижается уровень их функционирования. Психологические процессы (мышление, память, внимание и другие) не получают полноценного нагрузки, снижается уровень их функционирования. При отсутствии ситуации передачи профессиональных знаний другим снижается и профессиональная компетентность. Проблемы с памятью, от которых страдают люди пожилого возраста, обусловленные часто такими факторами, как: депрессия, прекращение активной деятельности и побочные действия лекарств. Одной из главных изменений в когнитивной сфере является снижение скорости выполнения умственных операций, замедляется обработка перцептивной информации, увеличивается время реакции.

Старость характеризуется полной незанятостью в обществе, отсутствием каких-либо ролей, кроме семейных, ростом социальной изоляции, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность. Дряхлость, болезненная старость и смерть – окончательное нарушения биологических функций, хронические болезненные состояния, смерть. Границей, разделяющей зрелость и позднюю зрелость считается выход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности.

Отношение к собственному старению – активный элемент психической жизни в старости. В оформлении этого чувства выдающимися есть моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к тем новым изменениям, продолжают проявляться в физическом статусе находится уже под влиянием новой жизненной позиции, сформировавшейся нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет постоянных новых отношений пожилого человека с ее окружением, но в большей степени зависит от нее самой. Принятие собственной старости является результатом активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценки жизненных ценностей.

Психологический портрет старого человека зависит от его духовной жизни. Поведение старого человека будет зависеть от ее восприятия мира, мировоззрения; от ее ценностей и ценностных ориентаций; от того, какую жизненную программу перед собой ставила, и насколько ее достигла; удалось преодолеть уровень психо-физико-организменном данности, произошло отношение к себе как к духовного существа. Изменения в характере старого человека объясняются ослаблением контроля над своими реакциями, возможно, что те черты, которые раньше удавалось маскировать, понимая их непривлекательность, вышли на поверхность. Кроме того, этому возрасту присущ эгоцентризм, нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного внимания. Все окружение засчитывается в эгоисты, если они не поглощены заботой о старого человека

Отношение к долголетию и смерти в православной культуре, по наставлениям схиигумена Саввы.   Чтобы сохранить телесное здоровье и жить долголетно, надобно сохранить следующее правило, столь же истинное, сколько истинны слова Божии. Всемерно надобно избегать гнева, особенно сильного, который приводит до боли в голове, повреждает тем здоровье и незаметным образом сокращает жизнь человека. Рвение и ярость, по свидетельству слова Божия, умаляют дни. Следовательно, кто удерживает себя от гнева, тот не повреждает своего здоровья и не умаляет дней своей жизни. Сон здоровый и чрево умеренное удлиняют долголетие. Когда сон хорош, тогда и здоровье благонадежно. Следовательно, умеренность в употреблении пищи и питии может сохранить и продлить жизнь человека. Напротив, пресыщение в пищи и питии производит болезнь, могущую сократить жизнь. Посему те, кои пресыщаются или не знают меры в пище и питии, редко живут. «Пресыщением бо, – уверяет Писание, многие умроша». Итак, кто хочет продлить свою жизнь, тот должен любить воздержание в пище и питии.

Полезно воздерживаться от излишнего употребления пищи,а еще полезнее от излишнего употребления вина, ибо оно умаляет крепость, убавляет дни жизни того, кто побеждаем вином. Говорится в Священном Писании: «Умножиша пьянство ярость безумного на претыкание, умаляет крепость и сотворяет струп ея. Винением множайшим многих бо погуби вино». Следовательно, кто воздерживается от вина, сокращающего жизнь медленным огнем, тот удобно может сохранить свое здоровье и продлить дни своей жизни. Для достижения глубокой старости всемерно надобно удаляться от непозволительной связи одного пола с другим, ибо те, которые предаются этому пороку и подобным нечистотам, противным седьмой заповеди, подвергаются, кроме общего расслабления тела, разным болезням, сокращающим жизнь. Не повредит крепости своих сил и не засушит костей своих тот, кто старается, уповая на Бога, не иметь в сердце печали,ибо печаль сердечная снедает и совершенно истребляет крепость человека. «От печали смерть бывает», – утверждает Слово Божие. Сам Господь обещает долголетие всем детям, почитающим и прославляющим родителей своих, наипаче духовных отцов,исполняющим все святые их желания с детской любовию. Вот Его слово: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли».

Смерть рассматривают как последнее критическую событие в жизни человека, который на физиологическом уровне представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций; как переход к вечности. Некоторые авторы высказывают мнение, что в западном индустриальном обществе, которое ориентировано на молодых, есть особенность отрицать смерть и избегать мыслей о ней и в то же время быть беспокоиться о ней (Г.Крайг). Но когда люди становятся старше или болеют, они начинают осознавать, что смерть не так уж и далеко. В проведенном исследовании Е. Кюблер-Росс выделила 5 стадий по отношению «западной» человека к мысли о смерти:

-отрицание (отказывается признать возможность смерти и занимается поисками других мыслей, диагнозов);

-гнев (когда осознает, что действительно умирает, его охватывает гнев, обида, зависть к окружающим; наступает состояние фрустрации, вызванный крахом всех планов и надежд);

- торг (ищет способы продления жизни и облегчения боли и страданий);

-депресия;

- принятие неизбежности.

Не все люди проходят через эти стадии отношения к смерти, умирания. На отношение человека к смерти влияет много факторов: культура, вероисповедание, уровень развития личности, мировоззрение, продолжительность и характер смертельного заболевания. Отношение к смерти у православных христиан основывается на памятование смерти. Памятование смерти – драгоценнейший из всех духовных подвигов, оно отторгает человека от сует века сего, делает его мертвым мира, уничтожает все Греховный страсти, очищает сердце, привлекает благодать Святого Духа. Под памятью смерти разумеется НЕ частная мысль о смерти, в ее последствиях, мысль, которая нередко тревожит всякого грешника и от которой он старается как можно скорее избавиться, а не разумеется даже и несомненная уверенность в смерти как неизбежной участи всякого человека, а не разумеется и самое чаяние близкой смерти, наводящее ужас на нашего телесного человека.

Памятование смерти – это особое духовное созерцание, которое можно чувствовать, но невозможно определить и выразить словам; это есть духовное созерцание и дивная благодать; есть ежедневная смерть, ежедневное воздыхание, мысль о роковой минуте наводит невольный страх на грехолюбивую душу, а представление Страшнего Суда по смерти приводит в трепет и душу, и тело. Какой увидим мы страх, трепет и какую нужду, когда  душа будет разлучаться с телом! Эта страшная картина борьбы демонов с ангелами за исходящую из тела душу на глазах и при живейшем сознании самой души умирающего человека есть несомненная истина загробной жизни, дознанная многими опытами в христианстве лиц, которые, как обычно говорят, обмирали на некоторое время и опять возвращались к жизни. Во время исхода души из тела ангелы будут показывать все добрые дела, посты, бдения, безмолвие, молчание, непрестанную молитву, частые поклоны и даже рогозину, истертую от поклонов, во свидетельство против демонов. Боязнь смерти есть свойство, полученное естетством нашим вследствие преслушания, а трепет смертный есть признак не очищеннях покаянием грехопадений. Убоимся смерти без покаяння. Беда тому, кто думает пройти мытарства без добрых дел. Мы должны употреблять всевозможные средства не к тому, чтобы удержа ее, свыкнуться с нею, т.е. всецело проникнуться ею.

Психологическая помощь людям пожилого возраста. Задачами психологической помощи пожилым людям являются: помощь в адаптации к статусу пенсионера, помощь клиенту рассмотреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, выбрать для себя увлекательное дело; помощь в принятии старости и всего прошлого опыта жизни в целом, поиск новых ориентиров (формирование положительного образа старости как времени для счастья, развития внутреннего покоя, обсуждения всего хорошего, что есть в актуальной жизненной ситуации); повышение общего фона настроения; повышение самооценки. В особых ситуаций, в которых проводится оказание психологической помощи пожилым людям, относят: потерю близких, глубокую депрессию, приближение к смерти. О переживание клиентом горя свидетельствуют следующие признаки: физические страдания («короткое» дыхание, постоянные вздохи, сухость во рту и др.). Погружение в образ умершего; чувство вины; враждебные реакции; потеря моделей поведения.

Глубокая депрессия пожилых людей. Психолог должен показать клиенту, что он не может взять на себя ответственность за состояние клиента, а может лишь помочь его самоопределению. Следует показать клиенту, что его пессимистический взгляд на мир – результат его депрессивного состояния; можно облегчить состояние, и картина мира улучшится. Следует поддержать клиента и помочь ему в психологическом объяснении его проблем, при этом активно расспрашивать о переживаниях и обстоятельства жизни клиента.

Приближение к смерти. Беседа с умирающим человеком преклонного возраста не является в полном смысле слова психологическим консультированием. В конце жизни человек часто обращается мыслями к вечному, к Богу. Подводя итоги своей жизни, он ищет закон человеческого существования и находит его в вере. В пожилого человека вера может быть глубокой и искренней, и потому присутствие священника у постели умирающего сегодня не редкость. Близкие, заняты своим горем и не могут оказать серьезной помощи умирающему. Это может сделать священник для верующего и врач или психолог – для неверующего. В современной психологии разработаны общие принципы общения с умирающим пожилым человеком. Так, психологу необходимо внимательно выслушать умирающего и помочь ему поделиться мыслями о смерти и о том, что он оставляет в этой жизни. Следует внимательно выслушать жалобы, пожелания и последние распоряжения умирающего, по возможности удовлетворить их или пообещать сделать все возможное.

Виды работ и упражнения, которые целесообразно использовать при оказании психологической помощи пожилым людям: работа с письмами, работа с психосоматическими проблемами.

Работа с письмами используется в работе с чувством одиночества, помогает клиенту принимать и выражать значимые для него мысли и чувства.

Упражнение 1. «О чем я до сих пор молчал».

Цель: помочь клиенту четко увидеть и заново продумать те желания и претензии, которые до сих пор выражались лишь косвенным образом.

Упражнение 2. «История в письмах».

Цель: составление и структурирование автобиографического материала, помощь клиенту в осмыслении важных моментов в жизни, прояснении предпосылок различных жизненных поворотов, решений, кризисов, в осознании их смысла.

Работа с психосоматическими проблемами применяется для определения причин болезни, прояснения ее значения для клиента и выявления ее вторичной выгоды.

Упражнение 1. «Определение вторичной выгоды болезни».

Цель: помочь осознать клиенту, что причиной его болезни могут быть те преимущества, которые он дает. Инструкция: «Возьмите лист бумаги и перечислите пять главных преимуществ, которые вам дала самая серьезная из всех ваших болезней. Посмотрите составленный вами список и подумайте, какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставляет вам болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т.д. Затем попробуйте определить те правила и представления (убеждения, фиксированные идеи), которые мешают вам удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни.»

Упражнение 2. «Определение смыслов и преимуществ болезни «.

Цель: помочь клиенту осознать психологические аспекты его болезни.

Инструкция: «Попробуйте самостоятельно и максимально откровенно ответить на вопрос о вашей болезни, будто» разворачивают «ее психологические аспекты в плоскость» значение и потребности «. Что болезнь значит для вас?

Что для вас значит избавиться болезни? Как болезнь помогает вам, какие преимущества и компенсации вы получаете от болезни? Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности? Каким образом болезнь дает вам больше сил и уверенности? Чего болезнь помогает избежать? Каким образом болезнь дает вам возможность получать больше внимания и любви? Какие чувства помогает вам выразить болезнь? Каким вы были до того, как появилась болезнь? Что произошло в вашей жизни, когда появилась болезнь? Как все изменилось после того, как появилась болезнь? Что произойдет, если не будет болезни? После того, как болезнь исчезнет, каким будет ваша жизнь через год (через 5,10,20 лет) У кого еще когда-нибудь была ваша болезнь сейчас?

Контрольные вопросы

1. Расскройте сущность понятия «инвалидность». Какие причины инвалидности?

2. В чем проявляются особенности психологической практики работы с инвалидами?

3. Какие направления психологической работы с неизлечимо больными?

4. Какие особенности психологической работы с беспризорными?

5. Какие виды социально-психологической работы проводятся с пожилыми в домах-интернатах?

6. Чем отличается отношение к смерти у верующих и неверующих лиц пожилого возраста?

7. В чем состоит психологическая помощь людям пожилого возраста?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: