Психологическая работа с неизлечимо больными. Психологическая работа с беспризорными

Большинство больных проходят через пять основных стадий психологической реакции: стадия  отрицания или шока; стадия гнева; стадия «торговли»; стадия депрессии; стадия принятия.

Первая стадия очень типична. Человек не верит, что у него потенциальная смертельная болезнь. Он начинает ходить от специалиста к специалисту, проверяя еще раз полученные данные, делает анализы в различных клиниках. В другом варианте он может испытывать шоковую реакцию и вообще больше не обращается в больницу

Вторая стадия характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, обращенной на врачей, общество, родственников.

Третья стадия – это попытки «выторговать» как можно больше дней жизни у самых разных инстанций.

На четвертой стадии человек понимает всю тяжесть своей ситуации. У него опускаются руки, он перестает бороться, избегает своих привычных друзей, оставляет свои обычные дела, закрывается дома и оплакивает свою судьбу.

Пятая стадия – это наиболее рациональная психологическая реакция, но до нее далеко не каждый доходит. Больные мобилизуют свои усилия, чтобы несмотря на заболевание продолжать жить с пользой для близких.

Существует также ряд основных психопатологических симптомов, которые наиболее характерны для онкологических больных. К ним относятся: тревога, депрессия, астения, ипохондрия, апатия, дисфория. Именно эти симптомы и состояния, как основные в том или ином клиническом синдроме, служат ориентиром и для оценки степени выраженности психогенной реакции, и для выбора действия, купирует. Лечебно-диагностический процесс, состоящий порой из сложных диагностических процедур хирургического и лучевого компонентов и других методов лечебных воздействий, очень часто оставляет больного в своеобразном «психологическом вакууме», где он, по сути дела, предоставлен сам себе.

Хосписное обслуживание в США. Хоспис – это многопрофильная программа, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. Цель хосписа – создать условия для больного и оказать поддержку его семье. Хосписы в США начали организовываться с 1979 года. Обслуживание в них основано на следующих принципах:

- принцип «помощи семье»: наряду с больным человеком обслуживание охватывает и его семью. Членам семьи необходима помощь, чтобы подготовиться к надвигающейся утрате и справиться с шоком утраты;

- принцип «временного облегчения»: хоспис скорее приносит временное облегчение, чем лечит. Формой лечения здесь является контролирование боли и других симптомов, а не хирургическое вмешательство или другие лечебные процедуры. Данная медицинская помощь требует современных знаний в области управления реакциями больного и внимательного отношения к мелочам. Только тогда, когда контролируются различные симптомы, больной в состоянии воспринять социальную, психологическую и духовную поддержку;

- принцип «комплексности»: хосписное обслуживание обеспечивается многопрофильной бригадой профессионалов: врачей, медсестер, работников медицинской помощи на дому социальных работников, священнослужителей и добровольцев. Действия всех специалистов координируются одним из них чаще всего медсестрой или социальным работником. Директор хосписа по лечебной работе выступает как консультант основного лечащего врача.

- принцип «добровольности»: хоспис отличается от обычно домашнего, стационарного и медицинского (на дому) ухода за больным широким использованием труда добровольцев. Чтобы повысить качество жизни умирающего человека, доброволец, не связанный определенными обязанностями, может проявить гибкость в решении многих проблем возникающих внутри семьи, например, таких как потребность в юридической консультации или просто в дружеском визите;

- принцип «круглосуточности»: обслуживание в рамках хосписа осуществляется круглосуточно и семь раз в неделю. Если даже члены семьи никогда не обращаются за помощью ночью, они должны быть уверены в том, что с медсестрой или социальным работником всегда можно обсудить возникшие проблемы и получить от них необходимую помощь;

- принцип «непрерывности»: хоспис – это всеобъемлющая программа, предусматривающая оказание помощи независимо от того, находится ли человек в больнице, приюте или дома. Больные не просто попадают из одних условий в другие, скорее, программа хосписа служит мостом между этими условиями жизни больного и предполагает ответственность за него везде, где бы он ни был, обеспечивая тем самым непрерывный уход.

Движение сторонников хосписа уходит своими корнями в средние века, когда странноприемные дома, а позже – монастырские гостиницы предлагали кров любому путешественнику, будь он болен или здоров, сирота или умирающий. В Америке приоритет в оказании помощи умирающему, которому некуда было обратиться, принадлежит сестрам ордена св. Доминика. Их заведения, построенные по английской модели стационарной помощи, возникли в конце 20 века. Они действуют, и по сей день.

Однако большинство американских хосписных программ возникло не из модели стационарной помощи. Движение «американский хоспис», ставшее известным в начале 70-х гг. базировалось на домашнем уходе. Упор делался на то, что больной может получить уход в семье и умереть дома, пользуясь при этом поддержкой сотрудников хосписа.К середине 1984 года на территории США действовало свыше тысячи программ по хоспису. Некоторые полностью осуществлялись силами добровольцев, но большинство реализовывалось силами штатного персонала и добровольцев. Самые первые программы хосписа предусматривали в основном только одну услугу – домашний уход. Эти программы не использовали стационарное (в больнице или приюте) лечение, и непрерывного ухода практически не было.

В настоящее время полная программа хосписа включает в себя три основные услуги:

-обслуживание больного на дому,

-обслуживание больного в стационаре

-помощь семье пережить горе утраты.

После подтверждения безнадежного состояния больного медсестра или социальный работник делает первоначальную оценку потребностей больного и его семьи, при наличии согласия семьи составляется план соответствующих услуг. В первую очередь семью обучают, как справляться с физическими симптомами больного. После этого другие специалисты могут сосредоточить свои усилия на психологических, духовных, финансовых проблемах больного.

Для необходимой корректировки плана и уточнения состояния больного еженедельно проводятся совещания бригады хосписа. На любом этапе реализации программы семья имеет круглосуточный и ежедневный доступ к бригаде. Обслуживание в стационарных условиях имеет двоякую цель: борьба с симптомами (облегчение состояния) и предоставление близким умирающего временной передышки. Если в домашних условиях невозможно контролировать симптомы больного или же семья нуждается в отдыхе от круглосуточного ухода, больному предоставляется место в больнице, приюте или другом учреждении, осуществляющем исключительно программу хосписа. Обычно пребывание в стационаре бывает недолгим – от семи до десяти дней максимум.

Цель третьего вида обслуживания – помощи после смерти – состоит в поддержке ближайших родственников, с тем чтобы они могли выразить горе и пережить утрату. Иначе подавленное горе может проявиться в деструктивном физическом или эмоциональном поведении. Помощь тем, кто понес тяжелую утрату, имеет разную форму. Могут проводиться индивидуальные беседы дома. Устраиваются также групповые занятия, которые носят социальный или терапевтический характер. Помощь семье умершего осуществляется обычно в течение года или же до того момента пока семья не справиться с утратой.

Социальные работники играют важную роль в бригаде хосписа, предоставляя больному и его семье как прямые услуги в рамках хосписа, так и косвенные – выполняя свои административные функции. Заключение о психосоциальном состоянии семьи делается социальным работником и рассматривается на совещаниях бригады. Основная обязанность социального работника состоит в консультировании больного, а также семьи как до, так и после его смерти. Часто он выступает в роли консультанта других членов бригады в период их работы с больным человеком и его семьей. Социальный работник может также руководить действиями добровольцев и оказывать моральную поддержку сотрудникам хосписа. Финансовая база хосписа была укреплена, принятым в 1982 году Законом о налоговой и финансовой ответственности. Этот Закон предусматривал возмещение расходов по хоспису для лиц, пользующимся правом на бесплатную медицинскую помощь. Предоставление подобной компенсации создало основу для компенсации расходов приблизительно для 70 % общего числа всех больных, охваченных службой хосписа; отменило систему оплаты в форме платы услугу, взимаемую с пациента, заменив ее предоплатой за каждого человека.

 Психологическая работа с беспризорными. В настоящее время проблема бездомных становится все более актуальной. При психологической работе с беспризорными предоставляется ряд услуг в области психологической помощи: 

-психопрофилактика и психогигиена

- психодиагностика и обследование личности клиента;

- психотерапевтическая помощь;

- семейные психологические консультации;

-психологические консультации;

-психосоциальное консультирование;

-психологический патронаж;

- психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

- коррекция отношений и поведения;

-проведение тренингов коммуникативных отношений;

- развитие навыков эмоциональной саморегуляции,

- организация посреднических услуг;

- организация деяльности групп взаимной помощи;

-психологическое просвещение.

Задачи психологической работы с беспризорными: психологический анализ социальной ситуации беспризорных; выявление и удаление психологических причин и нарушений в отношениях беспризорных; профилактика отклонения в социальном становлении, психологическом здоровье и развитии беспризорных; формирование у бездомных способностей к самовоспитанию, саморазвитию, самокоррекции; профилактика негативных явлений общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: