Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Вопросы к зачету по спецкурсу

«Актуальные проблемы российской государственности».

1. Понятие цивилизации как основы государственности. Цивильность и цивилизация.

2. Культура и основы государственности; политическая культура.

3. Понятие государственности в широком и узком смыслах: как социокультурного и политико-правового «образа жизни» и как принципа его поддержания («государственничество», «государственный человек»).

4. Научное правовое знание как специфический тип знания: общая уровневая характеристика (объекты изучения, предмет).

5. Научное правовое знание и идеология как отражение мировоззренческих программ (парадигм): единство или разрыв?

6. Мировоззренческая модель западноевропейского политико-правового знания (парадигма плюральности): характеристика основных черт.

7. Мировоззренческая модель российского политико-правового знания (парадигма органицизма): характеристика основных черт.

8. Западноевропейская модель политико-правового плюрализма: специфика, основные черты.

9. Современная российская модель политико-правового знания: принцип формирования (рецепция досоветских цивилизационных моделей, рецепция западной модели, интергативность, универсализм, консерватизм)?

10. Государственнические основы православной цивилизации.

11. Алгоритм этно-социальной и политико-правовой системы Запада: понятие и ведущий принцип (принцип "ячеистого круга").

12. Алгоритм этно-социальной и политико-правовой системы России: ведущий принцип (принцип "воронки").

13. Западноевропейское понятие прогресса как системы линейного динамичного времени.

14. Ритмо-форма линейной динамической модели времени (состояние нарушаемого и восстанавливаемого равновесия): принцип работы.

15. Ритмо-форма цикличной модели времени (состояние вращательности вокруг единого центра): принцип работы.

16. Западноевропейское понятие исторического прогресса (парадигма линейной - горизонтальной - поступательности): основная формула.

17. Российское понятие исторического прогресса (парадигма спиралевидного осевого вращения по принципу конуса): основная формула.

18.Основные условия воспроизводства Россией собственного временного ритма: формула совмещения динамического - горизонтального - и вращательного - поступательного - вертикального – уровней.

19.Цивилизационные сломы России: характеристика основных "точек" системно-структурной переориентации ритмо-формы (ведийская, православно-самодержавная, советская, принятая западноевропейская)

20. Алгоритм советской социо-политической системы как сохранение на уровне идеологии ритмо-формы религиозной (православной) картины мира.

21. Тоталитаризм советского типа и уровень свободы человека и гражданина: структурная модель.

22. Причины непоследовательности реформ "новой России" и понятие "потерянного человека".

23.Основные типы понимания свободы человека: модель "свобода в" и модель "свобода от".

24.Алгоритм отечественного понимания свободы человека (поиск духовного центра, справедливого, а не законного): Ваше понимание.

25. Алгоритм западноевропейского понимания свободы человека как восстановление равновесия между наличным и формально-должным: основные черты.

27. Специфика понимания права в России и на Западе: основные модели.

28. «Противостояние» Востока и Запада и политика евроцентризма: истоки и современное направление угрозы человечеству.

29. Единство или зеркальная оппозиционность Европы и России: два типа понимания прав человека.

30. Пределы конвергенции западноевропейской государственно-правовой модели российской государственностью: основные уровни.

 

    Учитывая инновации, креативную направленность спецкурса «Актуальные проблемы российской государственности», достаточную сложность ее творческого освоения, предполагаемый перечень вопросов для контрольных работ является примерным. Студент вправе и самостоятельно избрать интересующую его проблему в области государственного строительства. Избрать, в том числе и в первую очередь, такую проблему, которая соответствовала бы теме его выпускной квалификационной работы.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения является одной из основных форм самостоятельной работы, свидетельствующей об уровне усвоения материала учебного курса. Студент обязан самостоятельно глубоко разобраться в изучаемых темах курса, понять, какие научные разработки помогают понять содержание дисциплины (и науки, на основе которой дисциплина читается аудиторно).

Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче зачета.

Контрольная работа должна соответствовать установленным требованиям:

а) в ней должны быть раскрыты все вопросы избранной темы, проанализированы основные проблемы изученной литературы;

б) в ней должен содержаться самостоятельный анализ первоисточников – монографической литературы, статей в периодических изданиях, законодательства, если того требует тема, и только затем учебной литературы.

Контрольная работа – серьезное учебное задание, свидетельствующее о наличии или отсутствии у студента целевой установки на эффективность самообучения. Студент обязан работать в библиотеках, приобретать юридическую, политико-философскую литературу, знакомиться с информационными законодательными базами. Иными словами – он с первого курса должен начинать формировать собственную библиотеку профессионала-юриста, знания которого в настоящее время требуют освоения не только узкоспециальных юридических проблем, но и проблем современного интегрирующегося мира. Необходимой профессиональной базой современного юриста является также владение нормами современной политической и правовой культуры, владение навыками профессионального мышления представителей разных цивилизационных систем, знание «технического словаря» права, «технического словаря» демократического государства, норм-понятий современной государственности как европейских, так и азиатских стран, и конечно же нормативности собственной цивилизации и государственности, ее выражающей. Все это, особенно в данной дисциплине сложно, а в ряде случаев невозможно отыскать в учебнике.

При написании контрольной работы студенту следует обращать внимание на грамотное использование научной терминологии. При употреблении впервые тех или иных специально научных терминов, понятий, институтов следует давать их определение либо в самом тексте, либо в сносках контрольной работы. В этих целях следует пользоваться юридическим энциклопедическим словарем, а также другими энциклопедическими изданиями, справочниками.

Приступая к выполнению контрольной работы, студенты следует ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники, составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой проблемы. План соответственно должен состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания контрольной работы – пять наименований. При этом не следует ограничиваться источниками, предложениями в «Программе» курса, а по возможности использовать новейшие доступные издания: монографии, сборники статей, материалы научных конференций (российских и международных).

Обязательным условием является использование юридической литературы, юридических журналов, а также журнала «Вопросы философии», политологических изданий, что позволит студенту сопоставлять мнения и ответы на актуальные вопросы политико-правового, государственного строительства представлений разных областей знания, выработать собственный на них взгляд – взгляд профессиональный.

Необходимым условием становления профессионального юриста с государственно-правовой специализацией является также знание цивилизационных особенностей современного мира в целом, а также отдельных цивилизаций, тех культурных и духовных основ, на которых эти цивилизации «взрощены». Вне всякого сомнения, в рамках государственно-правовой специализации необходимо также знание и понимание причин современных религиозных конфликтов и войн, умение понимать, следовательно, каким образом мыслят и мотивируют свои действия те граждане, их сообщества, конфессии, которые строят свою целостность на другой основе. Найти ответы на эти вопросы в отраслевой юридической литературе, учебниках, которыми оперирует учебный процесс и которые имеются в библиотеке нашего университета, конечно же, невозможно. Поэтому при написании контрольной работы помимо уже сказанных информационных источников (в том числе и магнитных носителях) требуется использование и литературы духовной направленности, в которой излагаются идейные, социальные и сакральные (для верующих) основы современных религий.

Основные требования, предъявляемые к контрольным работам: она должна иметь введение (здесь необходимо обосновать, почему избрана данная тема, в чем ее актуальность – для практики государственности и лично для студента); основное содержание (оно должно включать самостоятельный ответ на один или несколько вопросов – в зависимости от того, как студент видит для себя содержание соответствующей проблемы); заключение (где делаются выводы, которые «вынес» для себя студент на основе изученного материала). Иными словами, он должен заниматься не «скачиванием» информации, не случайным «складированием» (переписыванием) попавшегося на глаза материала из первого доступного ему источника, а «отчитаться» об уровне самостоятельного овладения сложным материалом по избранной теме.

Объем контрольной работы должен составлять 10-12 страниц текста (формат бумаги А 4, печать через 2 интервала) либо 14-16 страниц рукописного текста, выполненного разборчивым почерком, с соблюдением полей (правое – 38 мм, левое – 20 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: