Вопросы для контрольных работ

1. Фундаментальные (конституционные) принципы современной российской цивилизационной системы: публичная власть – общество – право.

2. Основы европейской правовой цивилизации: публичная власть – общество – право.

3. Государственность – уровни ее понимания (в широком смысле – как «образ» социально-правовой жизни; в узком – как принцип (модуль) поддержания государственного, как «государственный человек»).

4. Понятие публично-правового начала в общественной жизни.

5. Понятие общего блага (интересов общества) и задачи публичной власти (государства) в обеспечении принципа конституционализма.

6. Понятие демократической системы как системы организации государственности на всех уровнях (по вертикали и горизонтали).

7. Имеет ли правовая государственность «цивилизационное лицо» или это универсалистская модель государственности? Должна ли Россия стать элементом западноевропейской цивилизационной системы государственности с принятием (соответственно) всех ее идеологических стандартов (вступление в ЕС)?

8. Понятие политической системы в модели правовой государственности как системы сдержек и противовесов между гражданским обществом (не естественным обществом как обществом экономических связей; не «просто» обществом как «обществом людей») и государством. Понятие государства на данном системном уровне.

9. Надлежащее ли место в политической системе РФ занимает государство как система публичной, ориентированная на «общее благо» власти? Понятие публично-правового начала (в западноевропейской политико-правовой идеологии).

10. Западное понятие системы (государственной системы).

Объясните на примере «чистой теории права» Г. Кельзена как одной из характерных теорий, объясняющей принцип нормативности и нормативной работы системы. Дайте понятие Грунд нормы как органической нормы, которая обусловливает конституционную норму, создает должный конституционный порядок.

11. Понятие государства как системы публичной власти. Понятие разделения властей как системы специфических внутрисистемных связей, обеспечивающих самодостаточность, т.е. дееспособность государства, его властного начала на всех уровнях.

12. Понятие дискреции во власти. Дискреция публичной власти (государства) как использование ее не в интересах «общего блага», а в «частных интересах».

Понятие коррупции как «присвоения», «приватизация» публично-правового начала (системного, самой системы) его носителями (чиновниками).

Приведите примеры (типичные) сращения неправильного понятого «частного» и «государственного» в законодательной, исполнительной, судебной власти, в институте президентства (администрация Б. Н. Ельцина), которые привели к ненадлежащей правосубъектности и недееспособности власти в РФ.

13.Типы (модели) дискреционной власти: плюралистической (западноевропейской) и корпоративистской (современная Россия). Специфика российского типа корпоративизма (олигархического государства) как имеющего полупубличную-получастную природу. Как понимать политическую константу «слабость власти в РФ»?

14. Типы федераций, систем федерализма (европейская, американская, советская, современная российская). От чего уходит и в направлении какой системы должна развиваться Российская Федерация?

15. Понятие равной правоспособности субъектов федерации как конституционного принципа федерализма. Что следует, по Вашему мнению, предпринять для реализации этого принципа (по вертикали: «федералы» - субъекты; по горизонтали – межсубъектные взаимоотношения)?

16. Особенности американской федерации (классической федерации) как жестокой федерации с «высоким государственным весом» ее субъектов.

Почему внедрение такого типа федерации в РФ привело к прямо противоположному по отношению к искомому результату: формированию «субъектного корпоративизма», замыканию власти в субъектах федерации на принципе не «публичного», а «частного» начала (проявленного) или начала невыявленных «третьих сил»?

17. Понятие механизма государства: целостная и жизнеспособная система государственности на всех ее уровнях (публичная власть – государство, политическая система, гражданское общество, народ, человек) или структура государственных органов»?

18. Типы межгосударственных объединений в Европе и на постсоветском пространстве.

Интеграция и глобализация в евро-американском понимании и вектор «правильного» поведения России: а) продолжение имеющей место системной ассимиляции в западные структуры или б) начало суверенизации и создания иного типа системы (противовесной европейской), которая построена на отличных от последней традициях и принципах государственности и межгосударственного взаимодействия?

Эти проблемы политики или сама «природа вещей», требующая своего оформления?

 

Литературу, на основе которой можно выполнить контрольную работу; подготовиться к зачету по дисциплине см. в программах спецкурсов «Актуальные проблемы российской государственности», «Современные проблемы теории государства и права», «История политических и правовых учений».

В то же время данный спецкурс предполагает в качестве субъекта его выполнения уже сформировавшегося профессионала – юриста, который помимо знания законодательства владеет аналитическими навыками и способен к практической работе по специализации – государственному строительству.

В этой связи контрольная работа может быть выполнена в виде самостоятельного (личного) проекта, его модели, который мог бы быть реализован на практике.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: