Раздел 1.Введение в профессию

Методические рекомендации по дисциплине «Введение в профессию»

для студентов направлений подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 37.03.01 «Психология»

(очная, очно-заочная формы обучения)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цели освоения дисциплины «Введение в профессию»

Дисциплина «Введение в профессию» предназначена способствовать профессиональному самоопределению студентов, выбравших психологию своей специальностью, и сконструировать у них позитивную профессиональную идентичность.

Основной целью освоения дисциплины является формирование адекватного представления о профессии психолога и о профессионализме в психологии.

Задачами курса являются:

1. сформировать представление о категориальном аппарате психологии; о методологических основах современной психологии и ее методах,

  1. сориентировать в основных психологических проблемах, различных подходах, теориях и парадигмах;
  2. ознакомить с содержанием профессиональной деятельности психолога, ее особенностями, основными направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами, сложившимися в психологической практике;
  3. создать у будущих психологов позитивные установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями, реализация которых будет способствовать формированию компетентного грамотного профессионала;
  4. сформировать установки на непрерывное развитие, обучение и образование, связанные с возможностями дальнейшего расширения и углубления своих компетенций;
  5. способствовать формированию мотивации самопознания, личностного роста и самосовершенствования;
  6. сформировать системное психологическое мышление, знание и психологическую культуру.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основы современной психологии, ее категориальный аппарат, проблемное поле, теоретические и методологические основания, перспективные направления развития;
  • классификацию профессий как динамичную, исторически развивающуюся систему;
  • профессиограмму психолога, его профессионально-важные качества и сферы самореализации;
  • методологические и этические принципы организации деятельности психолога, его права, обязанности, зону ответственности;
  • риски профессиональных деструкций и профессиональных деформаций психологов;
  • критерии становления субъектности психолога;
  • цели, задачи и функции Российского психологического общества (РПО).

Уметь:

· ориентироваться в различных концепциях, теориях и парадигмах психологии, сопоставлять психологические теории и теоретические конструкты с реалиями современной жизни;

  • применять полученные знания для решения социальных, профессиональных, личностных задач, свободно оперировать психологическими понятиями; работать с теоретическими первоисточниками и хрестоматиями;
  • адекватно определять место профессии «психолог» в систематике профессий;
  • ориентироваться в теоретико- и практико-ориентированных сферах профессиональной деятельности;

· уметь применять эффективные технологии работы с научно-методической литературой, оформлять реферативные и курсовые работы;

· ориентироваться в периодических профессиональных психологических изданиях и электронных ресурсах.

Владеть:

  • понятийным и категориальным аппаратом современной психологии;
  • культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
  • навыками самопрезентации, саморефлексии, анализа особенностей своего поведения и специфики переживаний;

· навыками социального взаимодействия, эффективной коммуникации, коммуникативными приемами и техниками;

· навыками анализа вербальной и невербальной коммуникации для получения дополнительной информации при решении различного рода профессиональных и коммуникативных задач;

· навыками социальной перцепции, социального познания и понимания людьми друг друга, эмпатии, толерантности и социальной ответственности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы:

Раздел 1.Введение в профессию

Тема 1.1. Психология как наука. Психология как профессия

Различные значения термина психология. Научное, житейское психологическое знание. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы. Основные разделы и сферы деятельности психологов-практиков. Академическая психология: наука как система знания и как вид человеческой деятельности. Знания и мифы в научных сообществах и общественном сознании. Проблема точности и объективности психологического знания. Практическая психология: от проблем к целостным явлениям.

Психология как профессия. Профессиональная деятельность как непреходящая общечеловеческая ценность. Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности. Самоопределение, интересы, жизненные перспективы и пути их реализации.

Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты). Стадии профессионализации личности. Психологические трудности развития личности при переходе от стадии выбора профессии к стадии профессиональной подготовки. Выбор деятельности профессионального психолога. Теоретические исследования как приращение знаний по проблемам: преподавание как передача теоретических знаний; практическая работа как приложение специальных знаний к целостным жизненным явления. Специфика предметной области и этический кодекс психолога. Профессиональная позиция. Профессиональные жизненные пути психологов.

Тема 1.2. Основные этапы развития психологии

Основные этапы развития психологии. Изменение предмета психологии. Основные этапы становления психологической науки. Основные научные направления и школы в психологии.

Тема 1.3. Адаптация студентов в ВУЗЕ.

Особенности обучения в ВУЗе. Понятие адаптации, дезадаптации и адаптивности личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: