1. Введение в философию/ Под ред. Г.П.Фролова. – М., 1989. – Кн. 1, гл.3. – С.223-247.
2. История философии+ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов н/Д., 1999. – С.241-257.
3. Нарский И.С. Западно - европейская философия 19 века. – М., 1976. – С.479-503.
4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. – С.524-554.
5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997. – С. 717-724.
6. Философия медицины / Под ред. Ю.Л.Шевченко. – М. 2004. Гл. 4. С.111-120.
7. Реале Дж.Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – Т. 3. – С.120-133.
8. Хрусталёв Ю.М. Философия. – М., 2005., Ч.I. Гл. 5. С.156-181.
Дополнительная литература
1. Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-8.
2. Маркс К. Капитал. Т. 1. // Указ.соч. Т. 23. С. 188-195.
3. Энгельс Ф. Анти – Дюринг // Указ.соч. Т. 20. С. 46-55, 66-96, 278 – 295.
4. Энгельс Ф. Диалектика природы // Указ. соч. Т. 20. С. 364-372, 384-407, 526-571.
5. Энгельс Ф. Роль труда в превращении обезьяны в человека// Указ.соч. Т.20. С. 486-499.
6. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. – М., 1992. С. 97-243.
7. Философская энциклопедия. Т. 3. статья «Маркс» - М., 1964. С.300-310; Т. 5. статья «Энгельс». – М., 1970. С. 558-562.
8. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. – М. 1966. Гл.2. С.64- 77.
9. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии могнистического взгляда на историю/ Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. Т.1. – М., 1956. С.507-730.
10. Плеханов Г.В. Материалистическое понимание истории/ Там же. Т.2. С.634-668.
11. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории./Указ. соч. Т.2. С.236-266.
Литература к рефератам
К 1 реферату:
1. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. –М., 1963. Гл. II, III. С. 57-97.
2. Царегородцев Г.И. Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. – М., 1966. Гл.1. С.9-33.
Ко 2 реферату:
1. Новиков А.И., Дробышев А.А., и др. Трансформация российского общества. Международный опыт и отечественные новации. Омск. 2005. Гл.III. С.37-53.
К 3 реферату:
1. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и
минусы// Вопросы философии. 2001. № 2.
2. Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный
социализм// Вопросы философии. 2002. № 2.
3. Ойзерман Т.И. Догматизация марксизма и внутренне присущий
марксизму догматизм// Вопросы философии.2003. № 2.
4. Митрохин Л.Н. Из бесед с академиком Ойзерманом Т.И.//
Вопросы философии. 2004. № 5.
5. Марксизм: за и против (материалы на кафедре)
ТЕМА 9. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(4 часа)
Семинарское занятие №1
1. Изменение философской проблематики на рубеже XIX-XX веков. Общая характеристика мироощущения эпохи.
2. Иррационалистическое направление в философской мысли (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), его значение для западноевропейской философской традиции.
Семинарское занятие №2
1. Экзистенциальная философия как открытие фундаментальных основ человеческого существования (от С.Кьеркегора к М. Хайдеггеру, К. Ясперсу, Ж.-П. Сартру, А. Камю)
2. Позитивизм и его эволюция. Современные формы позитивизма. Постмодернизм.
Темы рефератов
1. Философия бессознательного как творческое продолжение идей иррационализма.
2. Экзистенциализм: поиск основ подлинности человека (по произведениям А. Камю, Ж.-П. Сартра)
3. Философия языка и современная проблема науки.
4. Постмодернистское мышление: за и против. (К вопросу об основаниях постмодернизма).
Семинарское занятие № 1.
Вопрос 1. Изменение ценностной картины мира на рубеже XIX-XX веков: разрушение фундаментальных человеческих ценностей – Бог, Закон, Разум, Абсолютная истина. Открытие многогранности и неопределенности (феноменальности) мира. Проблема самоопределения человека и его места в «безразличной к нему и его поискам Вселенной», потеря человеком привилегированного положения в мире. Реальность одиночества, заброшенности, абсурдности человеческого бытия, чувство собственной ничтожности относительно открывающейся бесконечности времени и пространства (научные открытия в физике, химии, геологии, биологии, психологии, космологии XIX – н.XXвв.). Переживание как единственно подлинная реальность, как единственная возможность собственного бытийствования. Преодоление кризиса рациональности духом романтизма: признание иррациональной основы мира как другой стороны существования мироздания и человека, новое определение реальности.
Вопрос 2. Идея Мировой воли (А. Шопенгауэр) и осознание могущества и непостижимости жизни. Проблема новых форм философствования. Категория «жизни» и утрата миром объективности: «Мир есть мое представление – вот истина для всякого живущего существа (А. Шопенгауэр). Единство мира и человека и проблема свободы человека.
Ф. Ницше как ниспровергатель всяких ценностей и «освободитель» человеческого. Неопределенность мира и жизнеутвержающая воля к власти (открытие дионисийского истока человеческого бытия). Метафизическое рождение человека как внесение порядка в хаос и неопределенность мироздания: идея «вечного возвращения». «Новое» рождение Бога и идея Сверхчеловека. Сверхчеловек как прорыв к ценностям, лежащим «по ту сторону Добра и Зла», прорыв в мир Свободы. Понимание Истины как того, что должно сотворить человеку. Значение философских идей Ф. Ницше для современной философии.
Семинарское занятие №2
Вопрос 1. Проблематизация человеческого существования, подлинности Я в философии экзистенциализма. Гуманность экзистенциализма. Ситуация выбора как проявление человеческой экзистенции (С. Кьеркегор). «Экзистенциалы» как новые формы философского постижения бытия, отказ от категориальных понятий классической философии. Создание фундаментальной онтологии (М. Хайдеггер): истина бытия и истина человеческого существования. Открытие безосновности (неданности, незавершенности) человеческого бытия, экзистирование как возможность обретения своей подлинной реальности. Экзистенциалы человеческого бытия – свобода (Ж.-П. Сартр), коммуникация (К. Ясперс, Г. Марсель), любовь, совесть, смерть (М. Хайдеггер).
Вопрос 2. Проблема оснований наукообразности философии в к.XIX- XXвв. в ситуации кризиса рациональности. Философия позитивизма – О. Конт, Б. Рассел, К. Поппер, Л. Витгенштейн. Первый этап развития позитивизма: естественно-научный материализм XIX века, основные принципы и идеи. Второй этап: логический позитивизм (неопозитивизм) – анализ языкового структурирования человеческого опыта и кризис неопозитивизма. Третий этап: постпозитивизм и философия науки – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабент. Метод верификации и фальсификации научного знания. Идея парадигмальности научного знания. Новое понимание объективности и научности. Проблема основ человеческого знания. Постмодернизм: основные принципы, проблемы и идеи.
Основная учебная литература
1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб.,1997.
2. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000.
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
4. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.,2003.
5. История философии/Под ред. В.П. Кохановского. Р-н-Д., 1999.
Дополнительная литература
1. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
2. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.,
3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Любое издание.
4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Любое издание
5. Ницше Ф. Антихристианин. Любое издание.
6. Чанышев А. А. Философия А. Шопенгауэра/Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1998.
7. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2002.
8. Камю А. Экзистенциализм – это гуманизм/Сумерки богов. М.,
9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Любое издание.
10. Ясперс К. Введение в философию. Мн., 2000.
11. Вригт фон Г.Х. Витгенштейн и двадцатый век//Вопросы философии.2001.№7.
12. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека//Вопросы философии.2002.№2.
13. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше//Вопросы философии.2002.№2.
14. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека//Вопросы философии.2002.№2.
15. Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса//Вопросы философии.2006.№4.
16. Грюнбаум А. Сто лет психоанализу: итоги и перспективы//Вопросы философии.1997.№7.
17. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»//Вопросы философии.1990.№7.
18. Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992.






