Расчет параметров уравнения регрессии

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего образования

 «Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра экономики

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

По дисциплине

 

ЭКОНОМЕТРИКА

Направление подготовки 38.03.01 Экономика

 

   
   
   
   

 

Цель контрольной работы

Целью контрольной работы является обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по курсу «Эконометрика». Контрольная работа включает теоретическую и практическую часть. В теоретической части раскрываются теоретические и методические аспекты темы в соответствии с приведенным ниже перечнем. В практической части выполняется задание в соответствии с номером варианта, выданным студенту.

 

Выбор темы контрольной работы

Темы и номера вариантов контрольной работы для группы Эз-117 приведены в таблице:

ФИО студента Номер варианта практического задания Тема теоретической части контрольной работы
Антонова Д.И. Вариант 1 Метод наименьших квадратов
Березенский А.В. Вариант 2 Парная линейная регрессия
Большакова Ю.Р. Вариант 3 Множественная линейная регрессия
Васина О.О. Вариант 4 Нелинейные регрессионные модели
Герасимова А.И. Вариант 5 Оценка качества модели парной регрессии
Крисанов В.В. Вариант 6 Дисперсионный анализ
Крисанова А.В. Вариант 7 Ложная регрессия
Маркелов Н.М. Вариант 1 Использование эконометрических моделей в прогнозировании социально-экономических процессов
Москаленко А.А. Вариант 2 Модели финансовой эконометрики
Сентюрина М.В. Вариант 3 Методы анализа тренда
Сорокова А.И. Вариант 4 Выявление сезонности. Аддитивные модели
Сумина А.А. Вариант 5 Выявление сезонности. Мультипликативные модели
Тимина Т.А. Вариант 6 Тестирование моделей регрессии на автокорреляцию
Филатова С.А. Вариант 7 Тестирование моделей регрессии на гетероскедастичность
Чернова Д.А. Вариант 1 Фиктивные переменные и их использование в эконометрических моделях
Язенцева Т.Л. Вариант 2 Оценка качества модели множественной регрессии

Методические указания по выполнению практического задания

 

Расчет параметров уравнения регрессии

Наиболее простой моделью регрессии является парная линейная регрессия. В модели парной регрессии зависимость между переменными представляется в виде:

где a, b – коэффициенты регрессии, оценки параметров α, β.

Оценка параметров уравнений регрессии осуществляется методом наименьших квадратов (МНК), для чего составляется и решается система уравнений:

Коэффициенты регрессии находятся по формулам:

 

Коэффициент регрессии b показывает, на сколько единиц в среднем изменяется переменная у при увеличении независимой переменной х на единицу. Постоянная а формально показывает значение зависимой переменной при х = 0, однако, если признак-фактор x не может иметь нулевого значения, вышеуказанная трактовка не имеет смысла, т.е. параметр a может не иметь экономического содержания.

Рассмотрим расчет параметров уравнения регрессии на примере оценки зависимости объема продаж (y) от расходов на рекламу (х).

 

Таблица 1 – Исходные данные

Показатели 1 2 3 4 5
Объем продаж, тыс. руб. 15668,25 13496,87 12021,97 13582,01 14276,34
Расходы на рекламу, тыс. руб. 1515,83 1496,40 1254,38 1333,42 1587,12

 

Показатели 6 7 8 9
Объем продаж, тыс. руб. 12789,01 18617,17 18667,22 18166,07
Расходы на рекламу, тыс. руб. 1706,03 1865,48 1954,45 1866,98

 

Таблица 2 – Исходные данные для расчета параметров уравнения регрессии по МНК

№ наблюдения, хi Расходы на рекламу, хi Объем продаж, yi
1 1515,83 -104,18 15668,25 414,37 10853,47 -43169,18 14318,51
2 1496,40 -123,61 13496,87 -1757,01 15279,43 217183,87 14144,06
3 1254,38 -365,63 12021,97 -3231,91 133685,30 1181682,85 11971,12
4 1333,42 -286,59 13582,01 -1671,87 82133,83 479140,90 12680,77
5 1587,12 -32,89 14276,34 -977,54 1081,75 32151,25 14958,58
6 1706,03 86,02 12789,01 -2464,87 7399,44 -212028,02 16026,2
7 1865,48 245,47 18617,17 3363,29 60255,52 825587,07 17457,8
8 1954,45 334,44 18667,22 3413,34 111850,11 1141557,80 18256,6
9 1866,98 246,97 18166,07 2912,19 60994,18 719223,84 17471,26
Итого 14580,09 137284,91 483533,04 4341330,38 137284,9
Среднее 1620,01 15253,88 53725,89 482370,04 15253,88

 

Расчет коэффициентов:

Уравнение регрессии:

Полученные значения коэффициентов могут интерпретироваться следующим образом. При отсутствии рекламы объем продаж составит 708,86 тыс. руб., увеличение расходов на рекламу на 1 тыс. руб. приводит к росту объемов продаж на 8,98 тыс. руб.

Подставив значения коэффициентов в уравнение регрессии, рассчитываем теоретические значения  (расчет проведен в таблице 2).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: