Метод сравнения (метод контрастных сопоставлений)

Методы обучения

   Метод обучения- способ обучения, т.е. способ решения конкретной педагогической задачи- это определенные действия педагога и учащегося, в результате которых происходит передача и усвоение знаний, развитие способностей и мышления.

Выбор метода обучение определяется конкретной педагогической целью:

• дать или закрепить умения и навыки

• развить музыкальные способности, эстетические чувства;

•привить музыкальный вкус,, воспитать серьёзное и ответственное отношение к урокам музыки.

Методы обучения бывают общие и частные.

Общие методы обучения, используемые на уроках музыки:

- объяснительно-иллюстративный метод;

- проблемно-поисковый метод (метод проблемного изложения).

 - метод обобщения (подытоживания);

- практический метод.

1. Объяснительно-иллюстративный метод используется с целью дать ученикам знание и сформировать умение.

Действия учителя:

Учитель объясняет что-либо («Что это», «Как это делать») и приводит наглядные примеры: -*показывает наглядные средства (картины, схемы, видеозаписи, предметы); -

*иллюстрирует звучание (исполнение на инструменте или голосом,аудиозапись);

*показывает способы действия.

Проблемно-поисковый метод (метод проблемного изложения)

Используется для:

- формирования у учеников самостоятельности и самобытности выполнения какого-либо действия;

- формирования умения самостоятельно делать выводы, думать («получать знания»);

 

  Действия учителя:

Учитель даёт задания и вопросы, связанные с возможностью выражения собственного мнения, своей оценки. Следует задавать вопрос таким образом, чтобы вызвать у ученика не вспоминание ранее полученной информации, а размышление над проблемой, подводящей к ответу.

 Например:

 * Каким способом лучше изобразить на металлофоне звучание летнего дождя: играя связно или отдельно, громко или тихо?

* подумайте, какие чувства и мысли выразил в «Вокализе» С. Рахманинов?

* Какую роль в театре и кино играет музыка?

* придумайте название произведению и поясните, почему, на ваш взгляд, оно подходит к прослушанной музыке лучше других.

*подберите инструмент, наиболее подходящий для передачи образа соловья (блок-флейта, колокольчики или ксилофон).

*Если бы вы были композитором, как бы вы изменили образ мелодии (изменив лад, темп, ритм или динамику:

Метод обобщения (подытоживания)

Обобщить, подытожить - сделать вывод, подвести итог, выявить результат.

Используется, чтобы систематизировать знания школьников, свести ряд частных понятий к одному главному. Используется в конце каждого этапа урока и в конце урока. Действия учителя:

- выделяет частные понятия и сводит их к главному понятию;

- указывает на достигнутые результаты работы и подтверждает правильность выполнения

Например:

* Обобщение знаний, полученных на уроке во 2 классе, посвящённом теме «Марш в нашей жизни»

 Учитель: О чём мы говорили сегодня на уроке? Школьники: О марше. У.: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Ш.. Что такое марш... Главные черты марша, по которым мы его отличаем от других музыкальных жанров... Что марши бывают разного характера (разные). У.: А поняли ли вы, какое значение имеет марш в нашей жизни? Ш.: Да, марш нам необходим. Он нужен, чтобы настроить людей в одном, общем для всех настроении.

4. Практический метод

Используется, чтобы:

- научить школьников применять полученные знания в практической деятельности;

 - закрепить навыки;

 - определить уровень знаний и навыков;

- развить музыкальные способности;

- развить творческие способности.

Примеры заданий:

• Определить развитие образа в музыкальном произведении и отобразить его при помощи геометрических фигур,

• Изобразить на коробочке звучание частого и редкого дождика

•Определить динамический план исполнения песни,

 • Прослушать музыкальный фрагмент и высказать свое мнение

Методы музыкального обучения

  1. Методы моделирования:

- метод моделирования художественно-творческого процесса;

-метод моделирования слуховых представлений и музыковедческих понятий;

 2. Полихудожественный  метод;

 3. Метод сравнения (метод контрастных сопоставлений);

4. Метод сопереживания;

5. Метод эмоционального воздействия;

6. Метод наблюдения за музыкой и размышления о ней;

7. Метод уподобления характеру музыки;

8. Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу (метод перспективы и ретроспективы).

Методы моделирования

Моделировать - значит создавать подобное, отражающее свойства оригинала.

Виды моделирования - зрительное, речевое, графическое и двигательное.

Например:

*слуховое представление мелодии (звуковысотной линии) может быть смоделировано движениями руки, при помощи графических изображений (лесенка, пирамида, горы), графических элементов (линия, точка, геометрические другие изображения);

*ритмический рисунок можно отобразить посредство звучащих жестов (щелчки, хлопки, шлепки, притопы), слоговых обозначений (та – ти-ти, бам - ди-ли),

* слуховое представление динамического, темброво развития в музыке можно отобразить при помощи контрастного сопоставления цвета, в графических изображениях; цветовых пятен

* характер музыки можно отобразить в движении тела и мимики (пластическое интонирование).

Полихудожественный метод

Поли – в переводе с греческого означает «многочисленный».

Синтез- в переводе с греческого означает «соединение»; синонимы – единство, целостность.

  Полихудожественный метод – метод, основанный на идее синтеза различных видов искусства: музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра". Данный метод позволяет рассматривать одно и то же явление с позиции разных видов искусства и предполагает вовлечение учащихся в разные виды художественной деятельности (музыкальной, речевой, художественно-изобразительной, двигательной, театрализованной)

Метод сравнения (метод контрастных сопоставлений)

Сравнение, сопоставление – нахождение сходства и отличий.

Используется с целью:

- развития эмоциональной отзывчивости школьников на музыку и тонкости восприятия музыки;

- развития мышления;

- формирования музыкального вкуса.

 

Действия учителя:

- даёт задания на сравнение и нахождение правильного варианта.

Например, можно сравнить:

*произведения разных жанров (вальс и марш);

*произведения одного жанра (вальс из балета «Спящая красавица» " П. Чайковского и вальс из балета С. Прокофьева «Золушка»)

* произведения с одинаковыми названиями («Утро» Э.Грига и «Утро» С. Прокофьева); *варианты исполнения одного произведения (в оркестровом  и вокальном исполнении: две исполнительские трактовки на одном инструменте, например фортепиано)

Задания на сравнение нужно давать в форме проблемно-поисковой ситуации.

Например:: Послушайте и скажите, из-за чего изменился образ произведения? Какое средство выразительности изменилось? Как изменился образ, каким он стал?

 : Послушайте и постарайтесь определить, какой характер вальса создал Чайковский, а какой Прокофьев? (вальс из балета Чайковского «Спящая красавица» и вальса из балета Прокофьева «Золушка») и т.п.

Метод сопереживания

Сопереживать – значит испытывать эмоции, схожие с чувствами другого человека (чувствами героя музыкального произведения), находиться в той эмоции, которая выражена в музыкальном произведении

 Используется с целью:

 - развития эмоциональной отзывчивости школьников на музыку, обогащения эстетических чувств.

 Действия учителя: - перед прослушиванием музыки в рассказе раскрывает образную сферу музыкального произведения, тем самым настраивая учеников на переживание определённых эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: