Используется с целью:
- эмоционального воздействия на учеников и подготовки их к восприятию образной сферы музыкального произведения;
- эмоционального настроя учеников перед прослушиванием музыки.
Действия учителя:
- посредством голоса, мимики и жестов выразительно, образно, художественно рассказывает о музыке (содержании, образной сфере, особенностях выразительных средств), раскрывает каждое слово-образ.
Метод наблюдения за музыкой и размышления о ней
Используется с целью:
- научить школьников внимательно слушать музыку от начала и до конца;
- научить воспринимать музыку как звуковое воплощение образа; помочь осознать музыкальный образ;
- научить высказываться о музыке;
- развить творческие способности.
Действия учителя:
- даёт задания услышать в музыке нечто определённое, после подумать и дать ответ.
Задания даются в проблемно-поисковой форме.
Примеры заданий:
* Послушайте внимательно и подумайте, как изменился образ после появления в звучании нового тембра (гобоя, фагота и т.п.)?
|
|
* проследите за движением мелодии и скажите, каким образом она развивалась (восходящее, нисходящее, скачкообразное, кружащееся движение, движение на одном звуке и т.п.).
• прослушайте внимательно произведение до конца. Изменится ли его образ? Если да, то как? определите, как нарастание динамики меняет характер музыки?
Метод уподобления характеру музыки
Упoдoбить -- сделать подобным одно явление другому.
Упoдoбление - подражание, создание подобного; действие подобно чему-либо.
Уподобиться звучанию на уроке музыки можно посредством голоса, пластического интонирования и ритмических движений.
Пластическое интонирование - движения тела и мимики, выражающие художественный образ, эмоциональную сферу произведения и отображающие (моделирующие) особенности его звучания (звуковысотное движение и артикуляцию, динамическое развитие и агогику, метр и ритм, гармонию, принципы развития и форму произведения).
Используется с целью:
- проявить и развить у учащихся эмоциональную отзывчивость на музыку;
- дать учащимся возможность полнее ощутить музыку
- способствовать осознанию музыкального образа.
Действия учителя:
- даёт ученикам задание отобразить, выразить в движениях тела и мимики художественный образ и особенности языка музыкального произведения: динамические, тембровые, темповые и регистровые особенности
Например:
• Отобразите в движениях характер музыкального произведения «Океан-море синее» (Н. Римский-Корсакова из оперы «Садко») - делайте плавные, широкие, мягкие движения руками подобно тому, как мягко, широко и плавно двигается мелодия
|
|
· Отобразите при помощи движений и мимики образы Деда, Волка, Пети, Кошки, Утки и Птички (Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»).
Упoдoбление характеру музыки в движении может проводиться двумя способами:
1. без предварительного прослушивания и анализа музыки - спонтанно, без подготовки;.
2. с предварительным прослушиванием и анализом музыки – обдуманно, осознанно,
Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (метод перспективы и ретроспективы)
Используется с целью обеспечения удобства и прочности усвоения учебного материала. Действия учителя:
- даёт новые знания на знакомом музыкальном материале. При этом пройденный материал воспринимается в новом качестве, восприятие музыки углубляется;
- при закреплении знаний или навыков использует фрагменты новых музыкальных произведений, которые подробно будут изучаться в дальнейшем. Таким образом, усвоение этого нового музыкального материала в будущем происходит легче.