Сильные и слабые стороны предприятия

Практическая работа 4 «SWOT-анализ»

 

Цель: проведение SWOT-анализа для конкретного предприятия.

В качестве объекта исследования выступает предприятие, на котором студент проходил производственную практику или работает в настоящее время.

Задачи:

- рассмотрение структурных компонентов внешней и внутренней среды организации;

- исследование структуры внутренней и внешней среды конкретной организации;

- формирование самостоятельного творческого подхода студента к анализу факторов среды организации;

- построение матрицы возможностей предприятия;

- построение матрицы угроз предприятия;

- составления профиля внешней и внутренней среды предприятия;

- проведение SWOT-анализа.

Вопросы для обсуждения в форме решения практических задач:

1. Структурные компоненты внутренней маркетинговой среды фирмы и характер их взаимосвязи.

2. Факторы внешней микросреды организации.

3. Факторы внешней макросреды организации и характер их влияния на деятельность организации.

4. Метод SWOT-анализа.

Домашнее задание:

1. Изучить лекционный материал по соответствующим вопросам.

2. Выбрать предприятие и охарактеризовать факторы его внешней и внутренней среды.

3. Построить матрицу возможностей и угроз предприятия.

4. Составить профиль внешней и внутренней среды предприятия.

5. Выполнить SWOT-анализ.

6. Подготовить отчет.

Рекомендации к проведению практического занятия.

Практическая работа проводится в форме проблемного урока, предусматривающего подробный анализ отчетов студентов о проделанной во внеурочное время самостоятельной работе по проведению исследования деловой ситуации на конкретном предприятии.

При консультировании преподавателя формулируется проблема исследования среды организации, определяется цель анализа среды, составляется его план анализа, выбирается перечень необходимых методов исследования (метод SWOT-анализа, метод построения матрицы возможностей, метод построения матрицы угроз, метод составления профиля среды), затем производится сбор необходимой информации, ее обработка и представление на уроке результатов исследования в форме отчета с последующим его обсуждением в группе. При этом оценивается не только глубина проведенного студентом исследования, но и его участие в обсуждении отчетов других членов группы. По итогам занятия делаются выводы относительно результатов проведенного анализа внешней и внутренней среды конкретных предприятий и определяются возможные направления решения выявленных в ходе анализа проблем; проводится работа над ошибками.

 

Ниже приведены краткие примеры отчетов по данной практической работе. Названия предприятий были преднамеренно изменены.

ПРИМЕР 1.

В качестве объекта исследования выбрана архитектурная мастерская ООО «Арт-проект», специализирующаяся на производстве следующих работ и услуг:

- разработка проектов объектов промышленного и гражданского строительства;

- проводит обследование технического состояния зданий;

- занимается сбором разрешительной документации, проведением согласования проектов;

- осуществляет авторский надзор за строящимися объектами;

- выполняет функцию генерального подрядчика и заказчика-застройщика;

- выполняет геодезические работы на строительных площадках.

Предприятие расположено в одном из пригородов Ростова-на-Дону и работает на рынке архитектурных услуг уже 10 лет.

Анализ внешней среды предприятия позволил обозначить возможности, предоставляемые внешней средой и исходящие от нее угрозы. Возможности и угрозы обобщены в таблице 4.11.

Таблица 4.11

Перечень возможностей и угроз предприятия

Возможности Угрозы
1 2
O1 Улучшение уровня жизни населения T1 Изменение правил проектирования, смена ГОСТов и СНиПов
O2 Развитие ипотечного кредитования T2 Рост налогов и пошлин
O3 Развитие информационной отрасли T3 Обязательства закладки экологичных стройматериалов
O4 Появление новых рынков сбыта T4 Сбои в предоставлении предпроектной документации
O5 Изменения моды T5 Рост темпов инфляции
O6 Усиление правовой защиты архитекторов T6 Появление фирм-конкурентов
  Окончание табл. 4.11
1 2
O7 Снижение налогов и пошлин T7 Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
O8 Совершенствование менеджмента T8 Скачки курсов валют
O9 Стабилизация экономики T9 Изменение покупательских предпочтений
O10 Неудачное поведение фирм-конкурентов T10 Ужесточение законодательства
O11 Уменьшение императивных норм законодательства T11 Появление принципиально новых услуг, заменяющих проектирование
O12 Совершенствование технологии производства T12 Увеличение цен на энергоресурсы
O13 Предложения о сотрудничестве со стороны проектных организаций   г. Ростова-на-Дону T13 Снижение безработицы
O14 Увеличение темпов строительства T14 Ухудшение политической обстановки
  T15 Усиление конкуренции

 

Анализ внутренней среды предприятия позволил выделить сильные и слабые его стороны, представленные в таблице 4.12.

Таблица 4.12

Сильные и слабые стороны предприятия

Сильные стороны Слабые стороны
S 1 Высокая квалификация персонала W 1 Несоблюдение сроков сдачи проектов
S 2 Наличие типовых альбомов проектирования W 2 Недостатки в организационной политике
S 3 Использование передовых пакетов программ архитектурного проектирования W 3 Плохая мотивация персонала
S 4 Высокий контроль качества W 4 Отсутствие дополнительных услуг (например дизайн)
S 5 Наличие договоров со строительными компаниями города W 5 Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
S 6 Наличие возможности предоставления дизайнерских услуг W 6 Отсутствие гибкой системы оплаты
S 7 Достаточная известность W 7 Плохая рекламная компания
S 8 Широкий круг предоставляемых услуг W 8 Высокий уровень цен
S 9 Полная загруженность трудовых (производственных) ресурсов  
S 10 Высокая рентабельность  
S 11 Достоверный мониторинг рынка  

 

Для успешного анализа окружения организации методом СВОТ важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.

Для оценки возможностей был использован метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (таблица 4.13).

 

 

Таблица 4.13

Матрица возможностей

Вероятность

использования

возможности

Влияние на предприятие

сильное умеренное малое
Высокая ПОЛЕ ВС - Улучшение уровня жизни населения - Развитие ипотечного кредитования ПОЛЕ ВУ - Развитие информационной отрасли - Изменение моды ПОЛЕ ВМ - Увеличение арендной платы
Средняя ПОЛЕ СС - Появление новых рынков сбыта - Усиление правовой защиты архитекторов   ПОЛЕ СУ - Совершенствование менеджмента - Увеличение темпов строительства ПОЛЕ СМ - Совершенствование технологии производства
Низкая ПОЛЕ НС - Снижение налогов и пошлин - Стабилизация экономики - Неудачное поведение конкурентов ПОЛЕ НУ - Уменьшение императивных норм законодательства ПОЛЕ НМ - Предложения о сотрудничестве со стороны проектных организаций г. Ростова-на-Дону

 

Выявленные в ходе анализа возможности имеют разное значение для предприятия. Возможности, попавшие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для анализируемого предприятия и их надо обязательно использовать. К их числу относятся:

- улучшение уровня жизни населения;

- развитие ипотечного кредитования;

- развитие информационной отрасли;

- изменение моды;

- появление новых рынков сбыта;

- усиление правовой защиты архитекторов.

Возможности, попавшие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания предприятия, т.е. предприятие без опасения потери конкурентоспособности может игнорировать в ближайшем будущем такие возможности, как совершенствование технологии производства, уменьшение императивных норм законодательства, предложения о сотрудничестве со стороны проектных организаций г. Ростова-на-Дону.

Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля НС, СУ и ВМ, можно, если у предприятия имеется достаточно ресурсов. К числу таких возможностей были отнесены:

- снижение налогов и пошлин;

- стабилизация экономики;

- неудачное поведение конкурентов;

- совершенствование менеджмента;

- увеличение темпов строительства;

- увеличение арендной платы.

Для оценки угроз, предоставляемых внешней средой, был использован метод позиционирования каждой конкретной угрозы на матрице угроз (таблица 4.14).

Таблица 4.14

Матрица угроз

Вероятность

реализации

угрозы

Возможные последствия

разрушение критическое состояние тяжелое состояние «легкие ушибы»
Высокая ПОЛЕ ВР ПОЛЕ ВК - Изменение правил проектирования, смена ГОСТов и СНиПов - Рост налогов и пошлин - Усиление конкуренции ПОЛЕ ВТ - Обязательства закладки экологичных стройматериалов ПОЛЕ ВЛ - Увеличение цен на энергоресурсы
Средняя ПОЛЕ СР   ПОЛЕ СК - Сбои в предоставлении предпроектной документации - Рост темпов инфляции - Появление фирм-конкурентов ПОЛЕ СТ - Изменение покупательских предпочтений - Ужесточение законодательства ПОЛЕ СЛ - Снижение безработицы
Низкая ПОЛЕ НР ПОЛЕ НК - Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов - Скачки курсов валют ПОЛЕ НТ - Появление принципиально новых услуг, заменяющих проектирование ПОЛЕ НЛ - Ухудшение политической обстановки

 

Угрозы, попадающие на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую опасность для предприятия и требуют немедленного и обязательного устранения. К их числу отнесены: изменение правил проектирования, смена ГОСТов и СНиПов; рост налогов и пошлин; усиление конкуренции.

Угрозы, попавшие на поля ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Речь идет о таких угрозах, как обязательства закладки экологичных стройматериалов, сбои в предоставлении предпроектной документации, рост темпов инфляции, появление фирм-конкурентов.

Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. К таким угрозам были отнесены: увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов, скачки курсов валют, изменение покупательских предпочтений, ужесточение законодательства, увеличение цен на энергоресурсы.

Попавшиеся на оставшиеся поля угрозы (НТ, СЛ, НЛ) также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие. В числе таких угроз были отмечены: появление принципиально новых услуг, заменяющих проектирование, снижение безработицы, ухудшение политической обстановки.

 

Завершить анализ среды предприятия целесообразно составлением профиля среды. Профиль среды был составлен отдельно по внешней макросреде, внешней микросреде и внутренней среде предприятия.

Каждому из факторов среды экспертным путем давалась оценка:

- важности для отрасли по шкале: 3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая;

- влияния на организацию по шкале: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 – отсутствие влияния;

- направленности влияния по шкале: +1 – позитивная, -1 – негативная.

 

Профиль внешней макросреды представлен в таблице 4.15.

Таблица 4.15




double arrow
Сейчас читают про: