Рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов
1. Рабочая программа учебного предмета (курса, дисциплины) (далее – РПУП) - это локальный (созданный для определенного образовательного учреждения) документ образовательной организации, в котором определяются наиболее оптимальные и эффективные для неё содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования. РПУП являются составной частью Рабочей Основной образовательной программы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательной организации и представляются органам управления образованием муниципального/республиканского уровней, органам контроля и надзора в сфере образования.
2. РПУП разрабатываются на основе Примерных основных образовательных программпо учебным предметам, дисциплинам, курсам (ред.2020 года).
|
|
3. РПУП разрабатываются одним или группой учителей на уровень образования, то есть на срок действия и освоения рабочей основной образовательной программы (НОО – 4 года, ООО – 5 лет, СОО – 2 года). Например, если учитель химии в школе один, он является составителем РПУП, если учителя химии 2, то они вдвоём могут быть её составителями. РПУП.
4. Предметная область «Технологии» - при составлении РПУП необходимо выбирать примерные программы в зависимости от контингента обучающихся: если классы делятся на мальчиков и девочек – то добавляем тематическое планирование для девочек и для мальчиков отдельно. В случае, если все классы не делятся, то добавляется тематическое планирование из варианта девочки+ мальчики и т.п. В случае изменения контингента детей в следующем учебном году возможно внести дополнения в данный учебный план.
5. Основные компоненты РПУП:
Титульный лист.
5.2. Пояснительная записка (наполнение – материал Пояснительной записки Примерной образовательной программы по конкретному учебному предмету (ред.2019)),содержит информацию: Общая характеристика учебного предмета; цели и задачи.Описание места учебного предмета в учебном плане. В Пояснительной записке учителя ссылаются на нормативные документы, которые легли в основу РПУП) и Примерную основную образовательную программу по предмету (ред.2020), а также учитывают особенности уровня обучения, особенности её реализации в конкретной школе (с учётом научно-экспериментальной деятельности, целей и задач Концепции развития школы, допрофильной или профильной подготовки, методической проблемы учителя (ей)-предметника (ов) и т.п.).
|
|
5.3. Содержание учебного предмета, курса.
5.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5.6. Критерии оценивания.
6. В обязательном порядке РПУП должна пройти согласование с ЗДУВР школы, о чём будет свидетельствовать запись на титульной странице.
7. РПУП оформляются и прошиваются согласно требованиям делопроизводства.
8. Все РПУП по предметам, курсам, факультативам и т.п. рассматриваются на заседании педагогического совета школы, результаты рассмотрения вносятся в протокол, на титульной странице РПУП гриф «РЕКОМЕНДОВАНО» с указанием номера протокола и даты проведения заседания пед.совета.
9. РПУП утверждается в школе приказом руководителя.
10. Документ находится у администрации и является частью РООП школы уровня НОО, ООО, СОО.
Рабочая программа учителя
1. Рабочая программа учителя (далее – РПУ) - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет образовательный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам с учетом особенностей образовательной политики, статуса школы, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.
2. РПУ разрабатывается на основе Примерной основной образовательной программы по предмету или на основе программы курса внеурочной деятельности и может отличаться от Примерной или авторской программы не более чем на 20%.
3. РПУ разрабатывается на 1 учебный год.
4. Составителем РПУ может быть один учитель или группа учителей, которые работают в пределах одного уровня образования.
5. РПУ составляется согласно утверждённого в школе Положения (должен быть в школе приказ!!!)
6. Составитель(и) имее(ю)т право самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки; устанавливать последовательность изучения учебного материала, исходя из его дидактической значимости; распределять учебный материал по годам обучения (при отсутствии распределения в примерной (авторской) программе), ориентируясь на содержание используемых учебно-методические комплектов и индивидуальные особенности обучающихся; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также с учетом материально-технических ресурсов образовательной организации; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программыобучающимися (при необходимости); выбирать методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
7. Основные компоненты РПУ:
7.1. Титульный лист
7.2. Пояснительная записка, в которой должны быть указаны:
7.2.1 нормативные документы:
- Приказ Минобрнауки об утверждении ГОС соответствующей степени обучения (2020г.);
-Приказ Минобрнауки 2020г. об утверждении Примерной программы уч.предмета или /программы курса внеурочной деятельности, согласно которой составлена РПУ;
- Рабочий учебный план СШ, утверждённый приказом СШ (реквизиты),
7.2.2 основной учебник или учебное пособие, которые используются в работе,
7.2.3 особенности изучения учебного предмета/курса в конкретном классе (классах);
7.2.4 количество часов на изучение предмета согласно Рабочему учебному плану(по классам);
7.2.5 формы, методы и средства обучения, технологии, которые учитель будет использовать в конкретном классе, формы,
7.2.6 способы проверки и оценки результатов обучения по данной РУП, формы проведения ПА;
|
|
7.2.7 изменения, которые вошли в РПУ в зависимости от особенностей деятельности организации (например, экспериментальная деятельность, а также с учётов внедрения новых технологий обучения, апробации каких-либо подходов и т.п.) в сравнении с примерной и рабочей программой по учебному предмету. НУЖНО УКАЗАТЬ что изменили, если добавлены часы, то за счет каких тем, каким образом будут достигнуты планируемые результаты.
7.3. Тематическое планирование и перечень обязательных видов контроля
Примерная форма
Период обучения | Название тематического блока | Количество отводимого времени по плану - по факту | Количество контрольных работ по плану- по факту |
1 четверть | |||
2 четверть |
7.4. Критерии оценивания (в виде таблицы)
7.5. Календарно-тематическое планирование
Примерная форма календарно-тематического плана
№ п/п
| Дата проведения | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Количество часов на изучение темы | Примечание
| |
по плану | по факту | |||||
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ,
Ø организация самостоятельно принимает решение какую форму Календарно-тематического планирования использовать!
Ø если учитель работает в 5, 8, 9 классах, то можно сделать единую Пояснительную записк у, в которой отразить особенности преподавания предмета в этих классах, и приложить 3 отдельных КТП для каждого класса + планируемые результаты (см.ниже);
Ø если учитель работает в 5,6, 10 классах, то он готовит РУП отдельно для каждого уровня – ООО (для 5кл. и 6 кл.) и СОО (10 кл.);
Ø если в параллели 2 класса, то возможно составление одного КТП, а графу Дата проведения разграфить на количество классов и указать соответственно даты проведения уроков в них, а при выпадении уроков в любом из классов на праздничный день указать на интенсификацию изучения данных тем.
В графу «Примечание» учитель может вносить информацию о дом.задании, интенсификации, об используемых методах, формах работы и т.п.
|
|
7.6. Перечень необходимого учебно-методического и материально-технического обеспечения -информационные и материально-технические средства обучения.
7.7. Планируемые результаты (на каждый класс ОТДЕЛЬНО! !!0
8. Учитель (учителя) рассматривают структуру РУП, её содержание на заседании школьной метод.комиссии (необходимо внести в Протокол) своей предметной областина предмет ее соответствия государственным и программным требованиям, а
также миссии, целям, задачам, зафиксированным в РООП.
9. В обязательном порядке РПУП и РПУ должна пройти согласование с ЗДУВР школы, о чём будет свидетельствовать запись на титульной странице.Зам.директора на соответствие Рабочему учебному плану образовательной организации, наличие рекомендуемого программного обеспечения, учебной литературы, которые допущены к использованию в образовательном процессе.
10. РПУ оформляются и прошиваются согласно требованиям делопроизводства.
11. РУП утверждается в школе руководителем, о чем свидетельствует гриф «УТВЕРЖДАЮ».
12. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в РУП в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора и утверждены директором школы. Изменения в РПУП – утверждены приказом по школе.
13. Запрещается:
исключение тем, ориентированных на достижение требований обязательного минимума содержания основных образовательных программ;
исключение обязательных контрольных работ и других форм контроля, предусмотренных примерной программой.
14. Документ хранится у учителя и является частью его основной документации.
Во всех общеобразовательных организациях в августе до проведения педагогического совета должна быть проведена предварительная работа по утверждению требований к содержанию и структуре РПУП и РУП локальным актом (приказом) («Положение о порядке разработки рабочей программы учителя Муниципальной ….№ 1»).
Образец прилагается.
ПОЛОЖЕНИЕ