Требования к структуре и содержанию курсовой работе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Теория и методика спортивных игр»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине «Теория методика спортивных игр» является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами, обучающимися по направлению подготовки 44.03.01«Педагогическое образование» профилю подготовки «Физкультурное образование» в соответствии с учебным и графиком учебного процесса.

Курсовая работа – самостоятельная научно-методическая работа студентов, выполняемая в письменном виде под руководством преподавателя (научного руководителя).

Тематика курсовых работ направлена на решение профессиональных задач в области физического воспитания и является формой выявления способности к изучению, обобщению, анализу и изложению теоретического и практического материала, а также определения степени готовности студента к написанию выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика спортивных игр» может являться этапом написания выпускной квалификационной работы.

Целью выполнения курсовой работы является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений на основе формирования навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

Основными задачами курсовой работы являются:

− углубление уровня освоения общекультурных и профессиональных компетенций;

− формирование умений и навыков самостоятельной организации учебно-исследовательской работы, применять знания для решения профессиональных задач;

− формирование умения работать с научной и справочной литературой, в том числе нормативными документами и стандартами;

− освоение современными методами поиска, обработки, использования и анализа информации;

− формирование необходимой культуры выполнения квалификационных работ.

При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности:

· собрать и обработать информацию по теме;

· изучить и проанализировать полученные материалы;

· систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;

· самостоятельно решить поставленные задачи;

· логически обосновать и сформулировать выводы.

 

Организация выполнения курсовой работы

Выбор темы. Тематика курсовых работ ежегодно утверждается кафедрой. Студенту предоставляется право выбора темы. Обучающийся имеет право, обосновав свою инициативу, предложить собственную тему курсовой работы.

Темы и задания на курсовую работу, их руководители утверждаются заведующим кафедрой и доводятся до обучающихся путем опубликования распоряжения по кафедре на доске объявлений кафедры и электронном информационном пространстве кафедры. В начале семестра до обучающихся доводится график выполнения курсовой работы с указанием контрольных точек, фиксирующих успешность хода ее выполнения. В графике отражается дата выдачи индивидуального задания обучающемуся и сроки защиты. Форма задания представлена в Приложении В.

Составление плана. После ознакомления с научной и методической литературой по теме курсовой работы, следует составить предварительный план. По существу план курсовой работы – краткое описание его логической структуры. При его составлении важно учесть, чтобы приводимый материал был сконцентрирован вокруг основных вопросов темы.

План систематизирует материал, позволяет последовательно раскрыть основные аспекты проблемы исследования в их логической взаимосвязи. План согласовывается с научным руководителем. Он не является окончательным и может в процессе исследования уточняться.

План должен содержать введение, основную (теоретическую) часть работы и заключение. Как правило, составляется план, в котором главы разбиваются на параграфы.

Требования к структуре и содержанию курсовой работе

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов.

Результаты курсовой работы, должны соответствовать следующим требованиям:

− соответствовать компетенциям, формируемым у обучающихся в рамках дисциплины «Теория и методика спортивных игр»;

− быть выполненными на достаточном теоретическом уровне и соответствовать установленному в университете пределу допустимого уровня заимствований для работ подобного типа;

− включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;

− основываться на результатах самостоятельного исследования или расчетов;

− иметь самостоятельные выводы, изложенные в заключительной части;

− иметь необходимый объем – 20-25 стр. машинописного текста на листах формата А4 без учета приложений;

− быть оформленными по стандартам и требованиям, устанавливаемые кафедрой.

Курсовая работа должна иметь имеют следующую структуру:

− титульный лист;

− задание;

− оглавление;

− введение;

− основной текст (главы, параграфы);

 − заключение;

− список используемых источников;

− приложения (по необходимости).

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе и его научном руководителе, тема работы, подзаголовочные данные (вид работы), место и год выполнения работы. Титульный лист выполняется по установленной в университете форме (Приложение А).

ОГЛАВЛЕНИЕ, дается в начале курсовой работы и включает названия ее структурных элементов (введение, название главы, параграфов (разделов) и подразделов, заключение, библиографический список, приложения) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих частей курсовой работы. Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» записывают в виде заголовка прописными буквами. Заголовки должны быть написаны так, чтобы можно было судить об их соотношении между собой по значимости (глава, разделы). Все структурные элементы в «ОГЛАВЛЕНИИ», кроме наименований параграфов, выполняются полужирным шрифтом (приложение В).

ВВЕДЕНИЕ. В этом разделе обосновывается выбор темы, ее актуальность, практическая значимость и целесообразность, отмечается состояние разработанности проблемы, ставятся цель и задачи исследования. Объем введения 1,5-2 страницы.

- Актуальность темы.

- Объект и предмет исследования.

- Цель исследования.

- Задачи исследования.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе и начальный этап любого исследования. Актуальность определяется степенью важности изучения темы с точки зрения теории и современной практики в области спортивной тренировки и физического воспитания. То, как автор курсовой работы умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Здесь необходимо сформулировать положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной или прикладной практической значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе.

Объект и предмет исследования. Объектом педагогической науки, к которой относится и сфера физической культуры и спорта, являются учебно-воспитательный, учебно-организационный, учебно-тренировочный процессы. Объект исследования следует формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя в качестве важнейшего элемента предмет, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении его с другими сторонами этого объекта.

Предметом исследования могут выступать методика обучения двигательным действиям или воспитания физических качеств, совершенствования различных видов спортивной подготовки, и т.д. Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение.

Именно предмет исследования определяет тему!

Приведем несколько примеров:

Объект исследования: физическая подготовка баскетболистов; предмет исследования: методика воспитания выносливости баскетболистов в подготовительном периоде; тема: воспитание выносливости баскетболистов в подготовительном периоде.

Объект: физическая подготовка волейболистов на этапе базовой подготовки; предмет: методика воспитания скоростно-силовых качеств волейболистов специальными средствами; тема: воспитание скоростно-силовых способностей волейболистов на этапе базовой подготовки.

Объект: учебно-тренировочный процесс хоккеистов 9-10 лет; предмет: методика технической подготовки хоккеистов 9-10 лет; тема: обучение технике ведения шайбы хоккеистов 9-10 лет.

Объект: физическое воспитание учащихся начальных классов обще-образовательной школы; предмет: методика использования подвижных игр на уроках физической культуры в первых классах; тема: специфика применения подвижных игр на уроках физической культуры в первых классах.

Объект: спортивно-оздоровительная деятельность во внеурочное время; предмет: методика проведения физкультурных занятий с использованием элементов спортивных игр в группе продлённого дня; тема: проведение физкультурных занятий с использованием спортивных игр в группе продлённого дня учащихся начальных классов.

Цель и задачи исследования. Цель – это формулировка главной идеи, которая видится в решении основной проблемы выполняемой работы. Задачи – те аспекты, решение которых позволит выполнить достижение цели. Цель является конечным результатом исследования, а задачи – это действия, которые предпринимаются для достижения цели.

Следует выделить 2 задачи. В качестве задач может быть, изучением состояния вопроса по проблеме исследования, изучение уровня подготовленности исследуемого контингента. Задачи формулируются в виде поручения «Изучить…», «Проанализировать…», «Обосновать…», «Выявить…». В числе задач следует изучить теоретические и методические основы решения проблемы, опыт других исследователей.

Например, целью работы может быть:

изучение научно-методических подходов к воспитанию координационных способностей футболистов на этапе общей базовой подготовки.

Задачи:

1. Изучить координационные способности и особенности их проявление в футболе.

2. Проанализировать методику воспитания координационных способностей юных футболистов.

Цель – изучение организационно-методических основ обучения подвижным играм в начальных классах общеобразовательных школ.

Задачи:

1. Изучить содержание государственного стандарта по физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы.

2. Проанализировать организационно-методические особенности обучения подвижным играм на уроках физической культуры в начальных классах.

В основной части приводятся все существенные положения, раскрывающие тему курсовой работы. Все части исследования должны служить оптимальному раскрытию темы. Каждая глава обязательно должна иметь конкретное название, отражающее содержание работы. Например:

– «Теоретические аспекты технической подготовки баскетболистов на этапе спортивной специализации»

– «Научные и методические основы скоростно-силовой подготовки гандболистов в подготовительном периоде».

Главы состоят из 3-4 параграфов (1.1, 1.2, 1.3…) в зависимости от намеченных задач. Работу целесообразно начинать с рассмотрения общетеоретических вопросов, касающихся темы курсовой работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. В данной главе, формулируется исследуемая проблема, определяется ее место в избранной области науки или практики, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами.

Каждый из параграфов (подразделов) посвящен решению одной задачи и носит название, соответствующее этой задаче. Основное требование к написанию работы – логичность и последовательность изложения материала, самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление. Работа должна показать знания студента по изучаемой проблеме.

Эта глава содержит информацию о том, что сделано учёными и специалистами в аспекте выбранной темы. Необходимо по возможности полно обобщить теоретический, практический и нормативный материал по данной теме, подвергнув его определенной научной систематизации, проанализировать различные стороны рассматриваемой проблемы.

Обзор литературы здесь является важным разделом, освещающим основные положения, определяющим эффективность исследования. Анализируя различные стороны поставленной проблемы, автор курсовой работы должен показать глубокое знание теории физического воспитания, спортивной тренировки, профессиональное умение формулировать проблемные аспекты, грамотно использовать общепринятые и специальные методы обучения двигательным действиям и (или) развития физических качеств. Собранная информация позволяет составить полное представление о предмете исследования, проанализировать нередко противоречивые взгляды разных авторов, наметить пути решения конкретных задач выбранной темы.

Методическая (ПРАКТИЧЕСКАЯ) глава. Следует за теоретическими выкладками и предполагает анализ и систематизацию организационных и методических аспектов рассматриваемой научной проблемы, рекомендации по их реализации в физкультурной и спортивной деятельности. Могут быть представлены собственные экспериментальные данные, включая результаты педагогических наблюдений, мониторинга и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключении кратко подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам работы над выбранной темой; указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения результатов работы, дальнейшие перспективы работы над темой. Оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы.

Выводы должны отражать суть работы в соответствии с выбранной темой, актуальностью проблемы, целью и задачами исследования. Выводы излагаются в лаконичной форме и отвечают на задачи, поставленные в исследовании. Выводы распространяются лишь на сферы деятельности, контингент и возрастные группы, рассмотренные в исследовании.

Каждая поставленная задача должна иметь свой вывод. Сколько в работе имеется задач, минимум столько выводов должно быть представлено. Допускается и более одного вывода на каждую задачу для углубленной конкретизации полученных результатов исследования.

Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи.

Кроме выводов можно представить практические рекомендации по применению упражнений, методике тренировки, тестированию и т.п., полученные в ходе исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Характеристика использованных источников и научной литературы должна соответствовать теме исследования. Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в курсовой работе. В библиографию (список использованных источников) включаются только те источники, которые были изучены и использованы при написании курсовой работы. В списке авторы располагаются в алфавитном порядке. Количество источников литературы должно быть не менее 20 (из них не более 5 из интернета с обязательным указанием сайта), не позднее 2007 года выпуска. Не желательно включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: