В технологическом процессе производства некоторых видов продукции для ее транспортировки от места производства до склада готовой продукции используется система пневмотранспорта. Этот вид транспортировки сыпучих материалов на предприятиях стран СНГ используется повсеместно и является традиционным, так как ранее при проектировании предпочтение отдавалось пневмотранспорту, отличающемуся высокой надежностью и безотказностью в работе. Однако вместе с тем не учитывались отрицательные характеристики пневмотранспорта, такие как высокая энергоемкость и экологическая не безопасность, присущая транспортным системам, работающим под давлением.
При замене пневматической системы транспортировки на механическую экономический эффект достигается за счет:
снижения расхода электроэнергии на производственные нужды вследствие вывода из эксплуатации энергоемкого оборудования, обеспечивающего необходимое давление для системы пневмотранспорта,
уменьшения эксплуатационных затрат.
|
|
Расчет экономии электроэнергии от замены пневмотранспорта на механическую систему транспортировки
22.1. Для проведения сравнительного анализа определяем годовые расходы электроэнергии электропотребляющим оборудованием пневматической (Эпн) и механической (Эмех) систем транспортировки отдельно по группам оборудования по формуле
Э = Ny * Kи * Тс, кВт ч/год
где Ny – суммарная установленная мощность группы электропотребляющего оборудования (насосы, компрессоры для пневмотранспорта и скребковые конвейеры, ковшовые элеваторы для механической системы), кВт
Kи – коэффициент использования электрической мощности для соответствующей группы электропотребляющего оборудования, определяется технологией производственного процесса,
Тс – годовое число часов использования средней нагрузки для соответствующей группы электропотребляющего оборудования, определяется технологией производственного процесса.
22.2. Определяем удельные расходы на транспортировку 1 тонны сыпучих материалов для пневматической (эпн) и механической (эмех) систем транспортировки по формуле
э = Э / М, кВт ч/т
где М – годовая производительность технологических линий, т/год
Э – годовой расход электроэнергии, кВт ч/год
22.3. Определяем экономию электроэнергии от внедрения мероприятия
ΔЭ = (эпн - эмех) * М, кВт ч/год
22.4. Определяем экономию топлива от замены пневмотранспорта на механическую систему транспортировки с учетом потерь в электрических сетях на транспортировку электроэнергии до вводов токоприемников предприятия:
DВ = DЭ * (1+ DЭпот./100) * bээср * 10-6, т у.т.
|
|
bээср – удельный расход топлива на отпуск электроэнергии принимается равным фактическому расходу топлива на замыкающей станции в энергосистеме (Лукомльской ГРЭС) за год, предшествующий составлению расчета г у.т./кВт ч;
DЭпот – коэффициент потерь в электрических сетях, %.
Расчет срока окупаемости замены пневмотранспорта на механическую систему транспортировки
22.5. Определение укрупненных капиталовложений
Стоимость механической системы транспортировки сыпучих материалов определяется по данным предприятия изготовителя аналога, принятого для расчета и уточняется по результатам тендерных торгов на поставку оборудования.
Стоимость демонтажных работ определяется по сметам организаций, выполняющих аналогичные работы.
Стоимость проектно-изыскательных работ – 5-10% от стоимости оборудования.
Стоимость строительно-монтажных работ определяется по сметам организаций, выполняющих аналогичные работы.
К = Соб + (0,05 ÷ 0,1) Соб + Сдем + Ссмр, руб.
22.6. Определение срока окупаемости мероприятия:
Срок = К/(DВ х Стопл), лет,
где К – капиталовложения в мероприятие, руб.;
DВ – экономия топлива от внедрения мероприятия, т у.т.;
Стопл – стоимость 1 т у.т., (руб.), уточняется на момент составления расчета.