Организация и проведение собственно исследовательской работы

Весь ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

1. Выбор темы.

2. Обоснование актуальности выбранной темы.

3. Постановка цели и конкретных задач исследования.

4. Определение объекта и предмета исследования.

5. Формулировка гипотезы исследования.

6. Сбор фактических данных с использованием различных методов и методик.

7. Количественная и качественная обработки данных исследования.

8. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

9. Обсуждение результатов исследования.

 

 Рассмотрим данные этапы исследования более подробно.

• ВЫБОР ТЕМЫ

Тематика выпускных квалификационных работ предлагается из имеющегося списка разработанных кафедрой тем дипломных работ, но может быть предложена научным руководителем или самим студентом.

При выборе темы самостоятельно целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко про­работать. Если возникают затруднения при выборе темы, то могут помочь следующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификаци­онных работ, выполненных на кафедре ЭОиА другими студентами.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в пе­дагогике и психологии, философии, эстетике, социологии и музыковедении, а также на стыке данных наук.

3. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций с привлечением других су­щественных фактов, выявленных студентами-исследователями.

Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике (журналы «КПР» (Культурно-просветительная работа»), «Клуб», «Народное творчество», «Музыкальная жизнь», газеты «Музыкальное обозрение», «Российская музыкальная газета»), а также беседы и консультации с ведущими преподавателями кафедры ЭОиА и практиками – руководителями известных и популярных оркестров и инструментальных ансамблей, рок-групп.

В формулировке темы выпускной квалификационной работы должны отражаться объект, взятый автором для исследования, про­цесс, предмет исследования, условия. Например:

Объект: область науки, культуры, сферы психического развития и т.д.
Процесс: диагностика, изучение, исследование, развитие, формирование, становление, воспитание, анализ, разработ­ка, влияние и. т.д.
Предмет исследо­вания: познавательные процессы, способности, личностные качества, представления (о чем-то), факторы, деятель­ность, мотивы, знания, умения, навыки и т.д.
Условия: на занятиях, на уроках, в процессе прохождения практики в эстрадном оркестре (ансамбле), в ходе общения и т.д.

Примеры формулировок тем выпускных квалификацион­ных работ студентов кафедры «Эстрадный оркестр и ансамбль»:

«Преодоление сценического (эстрадного) волнения у музыкантов исполнителей в эстрадном оркестре»;

«Красочные приёмы игры на гитаре как средство воплощения художественного образа в джазовых (эстрадных) сочинениях»;

«Инструктивный материал в старших классах ДМШ, как важный фактор технического развития учащегося-пианиста».

«Становление джаза в Кузбасском регионе в контексте развития мирового джаза».    

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Это начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы покатать главное — сутьпроблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Проблема в науке — это противоречи­вая ситуация, требующая своего разрешения. Важно указать, что про­блема привлекает внимание многих, но в ней есть не исследованные моменты. Необходимо сформулировать свое понимание имеющихся неясностей. Проблема формулируется обычно как вопрос, на который требуется найти ответ. Чаще всего это вопрос о причинах тех или иных событий или о тех или иных событий или о тех фактах, которые определяют существование или спе­цифику тех или иных явлений. Например: "Что (какие факторы) опре­деляет проявление музыкальных способностей детей?", "Как должна строиться система воспитания художественного вкуса, ориентированная на лично­стный рост музыканта", "Каковы психологические последствия воспри­ятия рок-музыки?". «Каковы направления в работе над исправлением различных дефектов в постановки исполнительского аппарата музыканта-духовика»

Во многих случаях проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а связями иного рода. Так, вполне правомерен вопрос о наличии и характере связи между уровнем ин­теллекта и уровнем профессиональной подготовленности студента.

Возможна и другая постановка проблем; они могут быть связаны не с отношениями, а с самим фактом существования какого-либо объекта или его особенностей, например: "Обладают ли руководители любительских эстрадных коллективов профессиональными знаниями и умениями?" или "Существуют ли  возможности повышения квалификации преподавателей ДМШ и руководителей любительских коллективов – выпускников кафедры ЭОиА КемГУКИ?"

Как правило, проблемы вытекают из практики в связи с необхо­димостью решить конкретную прикладную задачу или в связи с не­возможностью теоретического продвижения в той или иной области постольку, поскольку появились факты, необъяснимые или сомни­тельные с точки зрения той или иной теории.

• ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

От доказательства актуальности выбранной темы логично пе­рейти к формулировке цели предпринимаемого исследования. Целя­ми исследования называются те промежуточные и конечные научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в ито­ге его проведения. Разница между проблемой и целью состоит в том, что формулировка проблемы обычно является общей, а формулировка целей — достаточно конкретной. В проблеме лишь указывается на некоторый трудноразрешимый вопрос, в то время как формулировки целей содержат в себе результаты, которые должны быть получены в процессе решения данной проблемы. После целей формулируются конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления:

· изучить..., опи­сать.... установить.... выяснить..., вывести... и т.д.;

· решить теоретические задачи;

· экспериментально изучить практику решения данной про­блемы: ее типичное состояние, характер недостатков и затруднений, их причины. Такое экспериментальное исследование уточняет и про­веряет имеющиеся в литературе данные о состоянии практики по научной проблеме;

· выработать систему мер для решения теоретико-практических задач и осуществить их экспериментальную проверку;

· разработать методические рекомендации для тех, кто будет использовать результаты исследования в практике.

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить со­держание глав выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости, то есть сочетать объемную задачу с частной.

 

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объектом психолого-педагогического исследования может быть область науки, сферы психического развития, в том числе и абстрактные объекты (понятия, гипотезы, теории и т.п.), связанные с системой музыкального (джазового) образования.

Предмет — это то, что находили в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процес­са соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделя­ется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификацион­ной работы.

 

ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫ

В процессе исследования предположительно определяется веро­ятностный ответ на поставленный вопрос и в дальнейшем проверяет­ся правильность этого предположения. Это предположение называ­ется гипотезой исследования. Основную черту гипотезы составляет неопределенность ее истинного статуса. Гипотеза представляет собой догадку об истинности, т.е. предположительно истинное знание, дос­товерность которого нуждается в обосновании.

Гипотеза обладает минимально обоснованностью (она обычно опирается на реальные фактические данные и предшествующее на­учное знание). Однако уровень обоснованности такого предположе­ния является недостаточным для квалификации его как достоверно­го, надежно обоснованного знания. Вполне вероятно, что у исследователя возникает несколько равновозможных гипотез: тогда они проверяются последовательно. На вербальном уровне гипотеза оформляется следующим образом: «Если…., то…».

СБОР ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК

Работа должна опираться на достоверный, обширный необхо­димый и достаточный материал, полученный в работе с эстрадным оркестром (ансамблем). Планомерное его накопление и яв­ляется целью этого этапа. Все собранные материалы и полученные результаты должны быть достоверными. Поэтому необходимо стро­жайшее соблюдение используемых методов и методик.

В качестве методов исследования могут быть использованы: на­блюдение за работой дирижёра и оркестрантами, проведение различного рода творческих  экспериментов, опросы оркестрантов и слушателей, изу­чение результатов деятельности музыкального коллектива и др.  В ходе экспери­ментальной работы необходимо использовать взаимопроверяющие и дополняющие друг друга оригинальные, модифицированные методи­ки исследования.

Стратегия исследования имеет форму классической триады. Первую ее часть составляет констатирующий эксперимент, в ходе которого делается первичный анализ — определение степени знаний, осведомлённости, умений и сформированности, наличия каких-либо явлений, процессов или качеств в деятельности оркестрового коллектива и каждого оркестранта.

Вторая часть представляет собой формирующий экспери­мент, который предполагает целенаправленное воздействие студентом-практикантом на испы­туемого (них) в целях формирования у него (них) определенных (новых, предполагаемых) ка­честв. Он может в данном случае смело применять обучающие или воспитывающие методы, изученные им на предметах: педагогике, психологии, методике работы с эстрадным оркестром и таким образом добиваться поставленной цели.

Третья часть исследования может представлять собой контроль­ный эксперимент, где вновь анализируются результаты проделанного в оркестровом коллективе, в про­цессе которого определяется, насколько изменились показатели по сравнению с полученными в констатирующем эксперименте. Важно, чтобы результаты исследований не подтягивались ни в какую сторону, ради выравнивания показателей и подтверждения то или иной гипотезы.

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Она включает в себя количественный и качественный анализы. Количественный анализ — это подсчет показателей по намеченным критериям обработки материала (время протекания процесса работы с оркестрами или оркестрантами, частота повторяемости экспериментов, количество правильных и неправильных ответов оркестрантов и т.д.) Сравнивая данные, можно найти среднеарифметическое, процентное соотношение показателей. Итоги количественного анализа оформляются в сводных таблицах, графиках диаграммах. Таким образом, количест­венный анализ позволяет установить ряд фактов, вытекающих из проведённого экспе­римента.

Качественный анализ — это рассмотрение количественных дан­ных в новых связях и отношениях. Они вновь переосмысливаются, сопоставляются по сериям, возрастам и другим критериям. Они могут существенным образом отличаться от первоначальных показателей.

 

ВЫВОДЫ

Выводы - один из последних этапов научного исследова­ния. Содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты, полученные на основе работы с оркестровым коллективом и ставшими основой для выпускной квалификационной работы.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ведет­ся на заседаниях кафедры, научного кружка, а также на научных конференциях. Именно здесь дается предварительная оценка теоре­тической и практической ценностям выпускной квалификационной работы студента.

Ill этап


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: