Библиографический аппарат в любой научной работе (в том числе и выпускной квалификационной) — это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Вместе с тем, такой аппарат есть выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности автора в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат выпускной квалификационной работы представлен библиографическим списком (списком использованной литературы) и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с ГОСТ—7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составление библиографического описания» (2-е изд., дополненное — М.. Книжная палата. 1991).
Библиографический список — элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей выпускной квалификационной работы и поэтому позволяет судить о компетенции автора в исследуемом вопросе.
Библиография — описание источника не должно наблюдать пропуски каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.
В выпускных квалификационных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые практически не были использованы автором работы.
В выпускных квалификационных работах могут быть использованы следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного типа.
Алфавитный способ группировки источников: фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.
Записи рекомендуется располагать:
• при совпадении первых слов — по алфавиту вторых и т.д.:
• при нескольких работах одного автора — по алфавиту заглавий;
• при авторах - однофамильцах — по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын — от старших к младшим):
• при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими — по алфавиту фамилий соавторов.
При алфавитном способе расположения библиографических описаний источников их список обычно не нумеруется. Связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилий авторов и года издания.
Библиографический список по хронологии публикации целесообразен, когда основная задача списка — отразить развитие научной идеи или мысли. Принцип расположения описаний здесь — по году издания. Форма связи записи с основным текстом по номерам записей в списке. Такие номера обычно заключают в круглые или прямые скобки Цифры в них показывают под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.
Если в расположенных подряд библиографических описаниях совпадают сведения, то во втором и последующих описаниях их заменяют словами «тоже», «его же» и т.п.
Библиографический способ построенный тематически, применяется, когда необходимо отразить большое число библиографических описаний Такое построение позволяет быстро навести справку на книги на одну из тем, в то время как при алфавитном или хронологическом построении для этого пришлось бы прочитать весь список, отыскивая книги на нужную тему. В тематическом библиографическом списке расположение описаний внутри рубрик может быть:
• по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием):
• по характеру содержания (от общих по содержанию источников к частным);
• по виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий.
В выпускной квалификационной работе может быть представлен библиографический список смешанного построения, когда внутри главных разделов списка применяются другие виды построения. Например: внутри алфавитного — хронологический (для работ одного автора), внутри списка по видам изданий — по алфавиту, или по характеру содержания, или по тематике. Возможны и другие сочетания видов и подвидов построения, которые определяются целевым и читательским назначением списка, а также особенностями его построения.
Примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
1. Государственные стандарты и сборники документов: Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 17.1.84. - Введ. 01.01.86. — М., 1984. — 75 с. (система стандартов по информ. библиографическому и издательскому делу).
2. Составление библиографического описания: краткие правила. - 2-е изд., доп. — М., Кн. палата, 1991. — 116 с.
Книги одного, двух, трех и более авторов.
1. Мицкевич Н.А. Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах. Общий курс. Учебное пособие. – Изд. 2-е. – Кемерово: КемГУКИ, 2007. – 104 с.
2. Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф., Шевелев Н.Н. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. – М., 1983.
3. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, peфераты, диссертации. — 2-е изд. — М.: Вестник, 1997. — 240 с.
Сборник одного автора:
4. Мохонько А.П. Кузбасс музыкальный. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.; Он же. Методика работы с эстрадным оркестром. – Кемерово: КемГАКИ, 2002. - 142 с.
5. Белкин А. Русские скоморохи. – М., 1975.
Сборник коллектива авторов.
7. Развитие художественных интересов сельских школьников / Под ред. Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохт-Бабушкина. – М.: Педагогика, 1979.
8. Воскресенский С., Киянов Б. Современные эстрадные ансамбли. – М., 1975.
Статьи из продолжающегося издания.
9. Серебрякова Т.С. Вопросы подбора репертуара в самодеятельном хоровом коллективе // Народное творчество. - М.: НИИК, 1976. – С. 32-44.