Оформление библиографического аппарата

Библиографический аппарат в любой научной работе (в том числе и выпускной квалификационной) — это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Вместе с тем, такой аппарат есть выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности автора в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат выпускной квалификационной работы представлен библиографическим списком (списком использо­ванной литературы) и библиографическими ссылками,  которые оформляются в соответствии с ГОСТ—7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составление биб­лиографического описания» (2-е изд., дополненное — М.. Книжная палата. 1991).

Библиографический список — элемент библиографического ап­парата, который содержит библиографические описания использо­ванных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей выпускной квалификацион­ной работы и поэтому позволяет судить о компетенции автора в ис­следуемом вопросе.

Библиография — описание источника не должно наблюдать пропуски каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

В выпускных квалификационных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основ­ном тексте и которые практически не были использованы автором работы.

В выпускных квалификационных работах могут быть использо­ваны следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного типа.

Алфавитный способ группировки источников: фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.

Записи рекомендуется располагать:

• при совпадении первых слов — по алфавиту вторых и т.д.:

• при нескольких работах одного автора — по алфавиту заглавий;

• при авторах - однофамильцах — по идентифицирующим призна­кам (младший, старший, отец, сын — от старших к младшим):

• при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими — по алфавиту фамилий соавторов.

При алфавитном способе расположения библиографических описаний источников их список обычно не нумеруется. Связь биб­лиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилий авторов и года издания.

Библиографический список по хронологии публикации целесо­образен, когда основная задача списка — отразить развитие научной идеи или мысли. Принцип расположения описаний здесь — по году издания. Форма связи записи с основным текстом по номерам запи­сей в списке. Такие номера обычно заключают в круглые или пря­мые скобки Цифры в них показывают под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.

Если в расположенных подряд библиографических описаниях совпадают сведения, то во втором и последующих описаниях их за­меняют словами «тоже», «его же» и т.п.

Библиографический способ построенный тематически, приме­няется, когда необходимо отразить большое число библиографиче­ских описаний Такое построение позволяет быстро навести справку на книги на одну из тем, в то время как при алфавитном или хроно­логическом построении для этого пришлось бы прочитать весь спи­сок, отыскивая книги на нужную тему. В тематическом библиогра­фическом списке расположение описаний внутри рубрик может быть:

• по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием):

• по характеру содержания (от общих по содержанию источников к частным);

• по виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий.

В выпускной квалификационной работе может быть представлен библиографический список смешанного построения, когда внутри глав­ных разделов списка применяются другие виды построения. Например: внутри алфавитного — хронологический (для работ одного автора), внутри списка по видам изданий — по алфавиту, или по характеру со­держания, или по тематике. Возможны и другие сочетания видов и под­видов построения, которые определяются целевым и читательским на­значением списка, а также особенностями его построения.

Примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

1. Государственные стандарты и сборники документов: Библиогра­фическое описание документа. Общие требования и правила составле­ния: ГОСТ 17.1.84. - Введ. 01.01.86. — М., 1984. — 75 с. (система стан­дартов по информ. библиографическому и издательскому делу).

2. Составление библиографического описания: краткие прави­ла. - 2-е изд., доп. — М., Кн. палата, 1991. — 116 с.

Книги одного, двух, трех и более авторов.

1. Мицкевич Н.А. Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах. Общий курс. Учебное пособие. – Изд. 2-е. – Кемерово: КемГУКИ, 2007. – 104 с.

2. Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф., Шевелев Н.Н. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. – М., 1983.

3. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, peфераты, диссертации. — 2-е изд. — М.: Вестник, 1997. — 240 с.

Сборник одного автора:

4. Мохонько А.П. Кузбасс музыкальный. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.; Он же. Методика работы с эстрадным оркестром. – Кемерово: КемГАКИ, 2002. - 142 с.

5. Белкин А. Русские скоморохи. – М., 1975.

Сборник коллектива авторов.

7. Развитие художественных интересов сельских школьников / Под ред. Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохт-Бабушкина. – М.: Педагогика, 1979.

8. Воскресенский С., Киянов Б. Современные эстрадные ансамбли. – М., 1975.

Статьи из продолжающегося издания.

9. Серебрякова Т.С. Вопросы подбора репертуара в самодеятельном хоровом коллективе // Народное творчество. - М.: НИИК, 1976. – С. 32-44.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: