Общие требования к его написанию

Т.В. КУГУШЕВА

ГЕОГРАФИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТУРИЗМА

методические указания к выполнению и защите рефератов

для обучающихся заочной формы по направлению подготовки

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Профиль «Менеджмент рекреации и туризма»

 

Чайковский, 2020

 


 

Кугушева, Т.В.

География рекреационных систем и туризма: методические указания к выполнению и защите реферата для обучающихся по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм профиль «Менеджмент рекреации и туризма» / Т.В. Кугушева. – г. Чайковский, ФГБОУ ВО «ЧГИФК», 2020. – 33 с.

Обсуждены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры Теории и методики физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, протокол № 13 от 6 марта 2020 г.

 

Утверждены учебно-методическим советом ЧГИФК, протокол № 8 от 22 апреля 2020 г.

 

Методические указания к выполнению и защите реферата составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «География рекреационных систем и туризма», отвечающей требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм профиль «Менеджмент рекреации и туризма».

В методических указаниях изложены общие требования к реферату: структура, содержание, правила оформления реферата. Представлена примерная тематика, даны рекомендации по подготовке и защите реферата. Представлен список основной литературы по предлагаемым темам.

 

Рецензент: к.п.н., доцент                       Шорохова Л.Б.

 

 

© Кугушева Т.В., 2020

© Чайковский государственный институт физической культуры, 2020

 

 


 



Оглавление

стр.

Введение………………………………………………………………… 4
1 Назначение реферата. Общие требования к его написанию………….. 5
2 Этапы работы над рефератом…………………………………………… 8
3 Примерный перечень тем рефератов…………….…………………….. 20
4 Подготовка и процедура защиты реферата………………………….. 22
5 Оценивание реферата………………………………….………………… 23
Список рекомендуемой литературы……………………………...………. 26
Приложения……………………………………………………………… 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с учебным планом студенты 1 курса заочной формы обучения должны подготовить реферат по дисциплине «География рекреационных систем и туризма».

Слово «реферат» в переводе с латинского буквально означает «пусть он доложит». Реферат представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. 

Реферат, как форма обучения студентов, это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.

Написание реферата является:

- одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;

- одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.

Темы рефератов определяются преподавателем, ведущим дисциплину, и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.



НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРАТА.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО НАПИСАНИЮ

Первоначальный смысл слова «реферат» (нем. Referat, от лат.referre– докладывать, сообщать) – краткий обзор содержания одной или нескольких печатных работ по избранной теме.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме или научной проблеме, обобщающую информацию из нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение наиболее важных (с точки зрения автора реферата) моментов, главных идей, содержащихся в научной и учебной литературе по выбранной теме, а также собственных взглядов на проблему.

Цельюнаписания реферата является:

- привитие обучающимся навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);

- привитие обучающимся навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;

- приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;

- выявление и развитие у обучающихся интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и выпускной квалификационной работах, а также в дальнейших научных трудах.

Основные задачи обучающегося при написании реферата:

1. С максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции.

2. Верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе.

3. Уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.

Одним из шагов к решению этих задач является формирование у обучающихся умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, обучающийся приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, доклады, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.

В общем виде образовательные функции реферата можно представить, сгруппировав следующим образом:

Учебные:

- информационная (расширение дисциплинарного кругозора);

- познавательная (усвоение научных сведений, дополняющих обязательную систему знаний);

- стимулирующе-мотивационная (формирование интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в их получении);

- коммуникативная (связующая, устанавливающая контекст учебной дисциплины);

- развивающая (развитие интеллектуальных способностей личности).

Научно-исследовательские:

- обучающая (овладение методикой анализа научных материалов);

- ориентационная (ориентация в современных научных подходах в оценке той или иной области знаний);

- интерпретационная (преобразование имеющихся текстов первоисточников в собственный);

- систематизирующая (навыки системной работы; подготовка к последующим курсовым и выпускными квалификационными работам);

- культурно-речевая (умение осуществлять отбор языковых средств для оформления письменных научных текстов).

Вспомогательные:

- воспитывающая (формирование мировоззренческой и ценностно­ориентационной культуры личности);

- организационная (приобретение или совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование способов деятельности).

Таким образом, наблюдаемая полифункциональность свидетельствует о том, что написание реферата является необходимым и обязательным умением в процессе получения профессионального образования.

Выделяют два вида рефератов:

- репродуктивные - воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы.

- продуктивные - содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников путем сопоставления различных точек зрения по исследуемой проблеме.

Общие требования к выполнению реферата:

- материал, использованный в реферате, должен относиться строго к выбранной теме;

- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)

- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;

- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу.

2 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ

Порядок подготовки реферата включает в себя следующие основные этапы:

1. Подготовка и планирование работы.

2. Выбор, согласование темы реферата и сроков его выполнения.

3. Составление плана реферата.

4. Подбор источников информации и литературы.

5. Работа с выбранными источниками и литературой.

6. Систематизация и анализ материала.

7. Письменное изложение материала по параграфам.

8. Редактирование, переработка текста.

9. Оформление реферата: титульный лист, иллюстрации, подготовка списка литературы, сноски, приложения.

10. Сдача (выступление) реферата.

К реферативным работам предъявляются ряд требований, важнейшими из которых являются следующие:

- актуальность тематики;

- использование новейших публикаций;

- изучение и характеристика истории проблемы, степень ее изученности в литературе;

- обобщение результатов, обоснование выводов.

Этап 1. Подготовка и планирование работы

Тщательная подготовка вполне может рассматриваться как фундамент будущего реферата. Время, отведенное на данный этап работы, предопределит ее дальнейший ход. На этом этапе предстоит решить, что планируется написать и зачем, и только затем определить, как это делать.

Планирование - необходимый этап. Оно позволяет обрести большую ясность и поможет сэкономить время при сборе нужной информации, при работе над материалом и написании реферата.

Не следует забывать, что в целом написание реферата - это непрерывный процесс принятия решений. В первую очередь необходимо принять решение по следующим пунктам:

- выбор конкретной темы;

- цели, преследуемые в работе;

- критерии успешности конечного результата;

- структура и формат изложения;

- стиль изложения.

Принятые решения рекомендуется изложить на бумаге в виде руководящих указаний и сверяться с ними в ходе написания работы.

 

Этап 2. Выбор, согласование темы реферата и сроков его выполнения

Тема реферата совместно преподавателем и студентом выбирается из перечня предложенных тем. При этом учитываются, с одной стороны, интерес студента к определенному вопросу дисциплины, а, с другой - требования, предъявляемые к содержанию работ.

Темами рефератов могут быть:

- новые аспекты тех проблем, которые изучаются по дисциплине;

- вопросы, углубляющие изучаемые по дисциплине темы;

- проблемы, выходящие за рамки изучаемых, но относящиеся к рассматриваемым в предмете разделам;

- вопросы, направленные на интеграцию знаний с содержанием других предметов.

Актуальность - это степень важности темы в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в аспектах противоречий и трудностей, не определенных разработками его предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.

Новизна темы характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Критериями новизны выступают: вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования.

Преподавателем должны быть определены сроки подготовки и сдачи реферата.

 

Этап 3. Составление плана реферата

Составление плана позволит организовать построение реферата в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.

Создавая план реферата, можно использовать следующие композиционные решения:

- хронологическое - тема рассматривается в исторической последовательности от этапа к этапу;

- описательное - тема делится на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенные явления;

- аналитическое - тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах.

План реферата должен быть четким, оригинальным по построению, с правильно соотнесенной рубрикацией. Необходимо соблюдать единый принцип деления, где каждый пункт соотносится с главной темой, избегая при этом повторов. Каждый пункт раскрывает одну из сторон темы, которые в совокупности должны охватить ее целиком.

Наиболее традиционной является следующая структура реферата:

Титульный лист

Содержание (оглавление)

Введение

1. (полное наименование главы)

1.1. (полное название параграфа)

1.2. (полное название параграфа)

2. (полное наименование главы)

2.1. (полное название параграфа)

2.2. (полное название параграфа)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение (по усмотрению автора)

Титульный лист содержит необходимые сведения об учебном заведении, где выполнена работа, об авторе работы, научном руководителе, точное название темы (Приложение 1).

Оглавление (содержание) включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата (Приложение 2).

Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели работы и основные вопросы (задачи), которые предполагается раскрыть в реферате, указываются используемые материалы и дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основная часть реферата может быть представлена одной или несколькими главами, которые могут включать 2-3 параграфа (подпункта).

Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения используемых источников, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому.

Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.

Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждую главу или параграф рекомендуется заканчивать кратким выводом.

Заключение. В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по рассматриваемой в реферате проблеме, сопоставления их и личного мнения автора реферата. Заключение по объему не должно превышать 1,5-2 страниц.

Список использованной литературы здесь указывается реально использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТом 7.1. - 2003 (ftp://ftp.cspu.ru/upload/archiv- vestnik/gost_7.1-2003.pdf). В Приложении 3 представлены образцы оформления библиографических записей документов в списке литературы

Приложения могут включать графики, таблицы, расчеты. Они должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию страниц. Приложения нумеруют, начиная каждое с новой страницы. В правом верхнем углу помещают слово «Приложение».

 

Этап 4. Подбор источников информации и литературы

Под «источниками» подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под «литературой» - учебники, учебные пособия, монографии, публикации в периодической печати.

Сбор данных и их анализ могут быть структурированы по источникам или разделам будущего реферата.

При работе с литературой необходимо определить:

- источники данных, необходимых для работы (справочники и/или специальная литература);

- какие данные по степени их уместности и достоверности подходят для этого реферата, какой объем данных необходим;

- каким образом представить имеющиеся сведения и свои выводы, как следует расположить в реферате факты и их анализ, образуя его четкую и логичную структуру;

- каким образом проводить анализ собранной информации.

 

Этап 5. Работа с выбранными источниками и литературой

Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме реферата:

а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);

б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;

в) ознакомление с публикациями в периодической печати;

г)  использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации);

д) составление библиографии;

е)  ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;

ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов);

з) ксерокопирование необходимых материалов.

 

Этап 6. Систематизация и анализ материала

На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции - это сравнительное чтение, в ходе которого обучающийся знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Кроме того, уточнение проблемы может происходить на всех стадиях разработки реферата. Даже выбор определений может заставить дать несколько иное освещение проблематики, внести коррективы в задачи.

Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно помнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием. Эти правила соблюдаются для удобства редактирования. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник: автор, название, выходные данные, номер страницы.

 

Этап 7. Письменное изложение материала по параграфам

Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- строгое следование структуре реферата;

- уточнение названий параграфов в содержании реферата.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, то есть отражается в разделении текста на главы и параграфы. Важно, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, желательно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать заимствования материала из чужих трудов.

 

Этап 8. Редактирование, переработка текста

На данном этапе необходимо провести самоанализ реферата, то есть, определить, отвечает ли он следующим требованиям.

Содержание. Здесь необходимо оценить:

- отвечает ли реферат поставленным целям;

- аргументирована ли новизна и актуальность работы;

- в достаточной ли степени раскрыта сущность вопроса;

- обоснованы ли приведенные факты, доказательства; понятна ли их суть;

- подчеркивают ли выводы и заключения вескость приведенных фактов;

- обоснован ли выбор источников;

- соответствует ли реферат предъявляемым стандартам.

Структура. Прежде всего, необходимо уточнить план реферата. Распределяя материал в той или иной последовательности, можно заметить преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов, а также выдержать правильную последовательность в изложении. Соблюдая требование к структуре, необходимо оценить:

- является ли основная часть оптимальной для представления материала, идей и аргументов;

- отвечает ли каждый абзац логической последовательности;

- удачно ли совмещены с текстом приложения (карты, диаграммы и т.д.);

- корректно ли указаны фамилии, даты, названия географических объектов и т.п.

- соответствует ли список литературы стандартам библиографического описания документов;

- соблюдены ли правила цитирования, ссылок и сносок;

- в полной ли мере библиография соответствует приведенным в тексте ссылкам.

- Стилистика. Данное требование включает в себя следующую проверку:

- отсутствуют ли стилистические и орфографические ошибки;

-  отсутствуют ли сокращения слов и словосочетаний (сокращение названий, наименований в тексте не допускается, за исключением общепринятых аббревиатур), опечатки и помарки;

-  соблюдается ли в тексте единый литературный стиль речи, исключительно научный.

Примечание. Научный стиль - разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации этого стиля - диалог.

Восприятие текста. Независимо от количества времени и усилий, затраченных на написание работы, желаемый результат станет возможным лишь при самом внимательном прочтении черновой версии. Следует уделить внимание следующим рекомендациям:

- отметить страницы, к которым необходимо будет еще раз вернуться; не задерживаться на них при первом чтении;

- оценить, можно ли выразить ту или иную мысль обстоятельнее, более убедительно;

- изменить предложения на простые и короткие, иначе чтение будет затруднено, а смысл потеряется;

- выделить заголовки и пронумерованные пункты (читателю будет легче понять ход рассуждений);

- отразить статистические данные в виде графика, диаграммы, таблицы (таким образом, они легче воспринимаются и, следовательно, становятся более информативными);

- представить себя на месте заинтересованного читателя/слушателя, быть критичным к собственному произведению.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: