Главной составной частьюэкономической основыместного самоуправления и условием существования самостоятельного местного самоуправления является муниципальная собственность.
До 1991 года муниципальной собственности не было. Понятие «муниципальная собственность» было введено Законом РСФСР от 24.12.1990 года «О собственности в РСФСР», утратившим свою силу после введения в действие части первой ГК РФ (с 01.01.1995 г.). Ее формирование началось после принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении и разграничении собственности: федеральной, субъектов федерации и муниципальной в 1991 году.
В муниципальную собственность в соответствии с этим Законом по особому списку были переданы определенные категории объектов, заложившие ее основу (жилой и нежилой фонды, объекты государственного пассажирского транспорта, благоустройства, предприятия розничной торговли и общественного питания, здравоохранения, образования и др.).
В соответствии с гражданским законодательством к имуществу относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Понятие «муниципальное имущество» по своему значению шире понятия «муниципальная собственность». Это связано прежде всего с тем, что право собственности является одним из возможных правовых оснований принадлежности объектов муниципальному образованию.
|
|
Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Муниципальная собственность это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования.
Её субъектом является муниципальное образование, а не органы местного самоуправления, которые управляют и распоряжаются ею от имени населения муниципального образования.
Конституционное признаниемуниципальной собственности в качестве основы самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение:
- в равной её правовой защите наряду с другими формами собственности (ст.8);
- в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.
В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в состав муниципальной собственности входят:
- средства местного бюджета и внебюджетные фонды;
- имущество органов местного самоуправления;
- муниципальные земли и природные ресурсы;
- муниципальные предприятия, организации, банки и другие кредитно-финансовые организации;
- жилищный фонд и нежилые помещения;
|
|
- учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество.
Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части:
- одна закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления,
- другая (средства местного бюджета и незакрепленное за предприятиями) составляет муниципальную казну муниципального образования.
Имущество муниципального образования формируется в основном по двум видам оснований: публичные (передача, разграничение государственной собственности, приватизация и т.п.) и частные основания (участие муниципального образования в гражданском обороте).
В настоящее время муниципальная собственностьформируется главным образом следующими способами:
- передача отдельных объектов из федеральной собственности и собственности субъектов федерации в муниципальную собственность;
- приобретение имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение);
- взимания налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты;
- получение продукции и других доходов (аренда помещений) от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и др.;
- в результате предпринимательской и иной предусмотренной законом деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом
Исходными субъектами - носителями правамуниципальной собственности является само население муниципального образования в лице представительного органа и администрации. Разграничение их конкретных полномочий в отношении муниципального имущества должно происходить, прежде всего, на основе разделения их функций.
Исключительной компетенцией представительного органа является определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью администрации по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.
Приобретение и отчуждениемуниципальной собственности определяют муниципальные органы:
- Ведут реестр (учет) муниципальной собственности.
- Вправе создавать, реорганизовать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
Правовое положение унитарных муниципальных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и федеральным Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Унитарным муниципальным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом. Унитарное предприятие может быть двух видов:
1)обладающее правом хозяйственного ведения (не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника, который также имеет право получения части прибыли предприятия);
2)с правом оперативного управления (казенное предприятие):
- Передавать имущество некоммерческим объединениям в собственность или в управление (аренда);
- Осуществлять приватизацию муниципальной собственности (в т.ч. продажу на аукционе имущества и акций муниципальных предприятий);
- Контролируют эффективность использования и сохранность муниципальной собственности.
В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и т.п.). Операции с ценными бумагами органы МСУ осуществляют только через уполномоченные банки или через муниципальную кредитную организацию. Доходы от этих операций обязательно подлежат зачислению в местный бюджет.