Овладение методикой проведения эксперимента

Овладение методикой проведения наблюдения

 

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фикси­рование психологических фактов в естественных условиях повсед­невной жизни. Так, изучая культуру общения дошкольника со свер­стниками, исследователь наблюдает за ним в играх, на прогулке, в процессе еды и т.д. При наблюдении необходимо соблюдать опре­деленные условия.

1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое пси­хическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков.

2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (ребенок соответствующего пола и возраста) и ситуации, в кото­рых будет осуществляться наблюдение: например, в режимных процессах — при приеме пищи, умывании, одевании и раздева­нии.

3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно.

4. С той же целью сохранить естественные условия исследова­тель не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают. В этом случае не искажаются естественные проявления психики школьника.

5. Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отноше­нии ребенка сформировалась положительная установка, то иссле­дователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то скорее всего объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать свое вни­мание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные. Поэтому для получения дополнительной информации о ребенке важно побесе­довать с родителями и воспитателями после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученно­го материала.

6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайное от закономерного.

7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить «фотографическую» запись всех пси­хологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

Такая запись дословно фиксирует все высказывания ребенка в прямой (не косвенной!) речи без исправления ошибок, указывает­ся также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказы­вания взрослых и сверстников, контактирующих с ребенком. Кро­ме речи, направленной к ребенку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакции. Таким образом, при наблюдении фиксируют целостную ситуацию, в которую вклю­чен испытуемый. Психологические проявления делятся на такие группы: речь, эмоциональные реакции, поведение и деятельность.

Овладению способами фиксации данных (это относится не только к методу наблюдения, а ко всем методам) поможет знакомство с образцами протоколов. Приводим оригинальные протоколы, полученные студентами при выполнении заданий Практикума на лабораторных занятиях и психологической практике. Протоколы следует проанализировать: что фиксируется (какое психическое проявление) и как фиксируется. Только после этого можно приступать к написанию собственного протокола.

 

Протокол N1. Наблюдение за трудовой деятельностью

Света В. (6 лет 1 мес.) и Лена П. (6 лет 4 мес.) моют игрушки в умывальной комнате.

Света (обращаясь к Лене). Не брызгай на пол!

Лена не обращает внимания, полощет под краном мишку.

Воспитатель (заходит в умывальную комнату). Молодец, Лена! Тщательно смываешь мыло с игрушек.

Лена улыбается, поворачивается к воспитателю. Света смотрит на работу Лены, берет уже вымытую игрушку и еще раз споласкивает ее. Смотрит на воспитателя.

Воспитатель (обращаясь к Лене). Не бросай игрушки в таз, а клади их аккуратно, иначе разобьешь блюдца. Они хрупкие.

Света (обращаясь к воспитателю). Она всегда бросает, игрушки.

 

Протокол N 2. Наблюдение за игровой деятельностью

Воспитатель (обращаясь к детям). Поиграйте в магазин.

Предложение воспитателя приняли только три девочки: Оля Д. (6 лет 5 мес), Аня Я. (6 лет 7 мес.) и Лена О. (6 лет 5 мес). Они подошли к игровому уголку.

Оля (обращаясь к девочкам). Я буду продавец.

Лена. Я кассир.

Аня (возмущенно протестуя). Я буду кассиром!

Лена. Ты цифры не знаешь! Как чек будешь писать?

Оля (вмешивается в спор). Лена, ты будешь гассир. А ты. (показывает на Аню) — покупатель.

Аня подходит к прилавку, берет коробку из-под конфет.

Оля (протестуя, раздраженно и громко). Подожди! Магазин пока закрыт! (Перебирает коробки на прилавке, кричит.) Заходи, магазин открыт!

Аня (подходит к прилавку). Продайте пачку макарон.

Оля. Чек, пожалуйста, выбей, три рубля!

Аня берет у кассира чек, подает его Оле.

Оля. Вот ваши макароны. Купите еще чего-нибудь.

Аня. Я не буду больше покупателем. Давайте меняться.

Особенности исследования в детской психологии

Лена. А я не буду играть с вами. (Уходит.)

Оля (кричит). Приходите в магазин! Магазин открыт!

Дети не реагируют на призыв.

Оля (обращаясь к Ане). Я пойду рисовать. (Уходит.)

Протокол N 3. Наблюдение за бытовой деятельностью

Артур Ш. (5 лет 7 мес.) садится за стол, вертится по сторонам. Берет вилку и ковыряет ею во рту. Накалывает кусочек пищи, кладет его в рот. Подходит Сережа К. (5 лет 5 мес), дежурный.

Сережа. Ешь скорее/

Артур. Сейчас!

Начинает есть, чешет вилкой голову. Смеется. Гримасничает с соседкой. Отворачивается, смотрит в окно.

Воспитатель. Артур, кушай!

Артур строит гримасу, кладет в рот вермишель. Смеется. Подходит дежурный, отбирает у Артура тарелку.

Артур. Чего пристаешь?

Набивает рот вермишелью, сидит. Рассматривает бумажки под столом.

Воспитатель. Артур! Давай ешь! Мы уходим!

Артур начинает энергично жевать.

Воспитатель. Артур, поживее!

Артур ест и наблюдает за игрой детей. Воспитатель подходит и встает рядом с Артуром. Артур склоняется над тарелкой. Воспитатель отходит от стола, отворачивается. Артур перестает жевать, начинает гримасничать. Играет с волосами. Отодвигает тарелку. Берет чашку и булку. Откусывает от булки, смотрит на игру детей. Запивает булку чаем. Встает из-за стола с полным ртом. Быстро ставит чашку на поднос и бежит к играющим детям.

 

Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:

• не зная о том, что он — объект исследования, ребенок ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;

• исследователь может увидеть личность ребенка в целом, каждый факт воспринимает как ее часть;

• наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста.

Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков:

• наблюдаемые факты слиты со множеством попутных явлений;

• исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность детей. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;

• исследователь может пропустить психологические факты, если не знает об их существовании;

• при наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности. Наблюдение может быть пристрастным, субъективным, когда исследователь приписывает ребенку несвойственные ему мысли и чувства;

• с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним ребенком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится;

• в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;

• без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты;

• производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление за­кономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: