Русский космизм. Идея «ноосферы» В.И.Вернадского

Существенный шаг во взаимоотношениях общества и природы был сделан в сформировавшемся в России во второй половине 19 в. философско-религиозном течении, которое теперь называют русским космизмом. Оно было представлено именами Н.А.Бердяева, И.В.Кириевского, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и многими другими. Это была не школа в научном ее понимании, а скорее особое умонастроение в кругах русской интеллигенции.

Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек - составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответствен за отыскание путей его разрешения.

Русский космизм обосновал необходимость новой моральной основы взаимодействия Человека с Природой, смены принципов развития цивилизации. " Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца ", -писал Н.Ф.Федоров в своей "Философии общего дела" в 90-х гг. XIX века, когда до экологического кризиса в его сегодняшнем понимании было еще далеко.

Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума - ноосферу. Дальнейшее развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили свое развитие в ноосфере В.И.Вернадского.

Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума - ноосферу. Дальнейшее развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

В целом, русский космизм, учение о ноосфере, экологизм обосновали необходимость единства человека и природы, начали формировать представления  непрагматической ценности природы.

Первым, кто со всей остротой сформулировал идеи эпохи ноосферы, был В.И.Вернадский (1863-1945); первым, кто произнес слово «ноосфера» был Ле-Руа; независимо от В.И.Вернадского первым, кто начал широко обсуждать особенности, которыми должна обладать эта эпоха, был Тейяр де Шарден (1881-1955).

Еще в 20-е годы ХХ ст.,  учитывая перспективные тенденции мировых демографических процессов и производственно-хозяйственной деятельности, В.И.Вернадский предсказал реальность «железного голода», «исчезновения нефти» и т.п. и сформулировал задачу необходимости сохранения естественной среды обитания человека. Реализацию этой задачи В.И.Вернадский связывал с использованием нетрадиционных источников энергии, производством синтетических материалов, синтетических продуктов питания. Эти элементы «автотрофного производства» увязывались им в единую, относительно замкнутую систему производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности общества.

Концепция автотрофности стала исходным пунктом его дальнейших поисков во взаимоотношениях человека и природы. Так появилось учение о ноосфере – принципиальное достижение научной мысли ХХ в.

Академик Вернадский считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. Ныне положение о человечестве как геологическом факторе почти ни у кого не вызывает сомнений, поскольку изменения, вызванные человеком на планете, носят явно глобальный характер.

В этой связи перед людьми встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка, сводящихся к одной цели – не допустить, чтобы изменений природной сферы происходили во вред самим же людям и другим формам жизни, придать им разумно направленный характер. В этом случае биосфера будет переведена регулирующей деятельностью людей в качественно новое состояние, для отражения которого требуется соответствующее понятие. Поскольку это состояние возникает как функция разумной деятельности людей, было предложено понятие «ноосфера».

Именно в рамках этого учения обосновывается необходимость преодоления стихийности во взаимоотношениях между человеком, обществом и биосферой.

Ноосфера, по В.И.Вернадскому, является логическим развитием и завершением биосферы. В процессе превращения биосферы в ноосферу цивилизация входит, по выражению В.И.Вернадского, в новую эру. Ее называли по-разному: психозойская эра, антропогенная эра, эра человека. По существу, речь шла о доминирующем значении человека, живущего по законам разумности. Тем самым был заложен фундамент нынешнего представления о глобальном характере взаимоотношений человека, общества и природы.

Автотрофно-ноосферная концепция в своей основе есть не что иное, как предтеча представлений об устойчивом развитии.

Сегодня идея коэволюции (сотрудничества в развитии) человека, природы и общества, являющаяся базисом «экологического императива», провозглашается в качестве глобальной объединяющей идеи XXI в. не только учеными, но и мировым межгосударственным сообществом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: