Представление о взаимодействии общества и природы в эпоху Нового времени

Однако представление о единстве человека и природы скоро вступило в противоречие с развитием производительных сил капиталистической формации, на базе которого начал формироваться принцип господства человека над природой. Но это уже связано с переходом на новый этап взаимодействия общества и природы.

Но впереди еще ждало отчуждение от природы, освещенное наукой. Важнейшую роль в этом сыграло картезианство[1]*, возникшее в XVII-XVIII в. и ставшее одной из философских основ современной цивилизации.

Его исходным пунктом являлось представление о человеке-субъекте и мире-объекте, которым человек манипулирует. В этом смысле картезианство венчает собой развитие, коренящееся в самой сущности человека и состоящее в том, что человек во всех отношениях радикальным образом выделяется из мира. Оно логически завершило все то в экологическом сознании, что было заложено христианством: " Человеческая личность, воспитанная в течении полутора тысяч лет на опыте абсолютной личности, захотела теперь сама стать абсолютом ".

Характерно, что конечную цель знания картезианства видело в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, которые позволяли бы это господство обрести - "человек-царь природы". Природа не должна существовать и развиваться "просто так", она должна служить человеку. Как это ни парадоксально звучит, но наука просто впитала в себя по наследству религиозное представления о богоизбранности человека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью.

Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектом манипуляций во имя научного знания прогресса. Авторитет Библии оказался подкреплен авторитетом науки. При всем их антагонизме здесь они оказались едины.

Этот последний шаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису.

Таким образом, в Новое время, когда господствовало картезианское представление о мире, сформировалось экологическое сознание, которое характеризуется: полной психологической противопоставлением человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней.

Таковы культурно-исторические истоки доминирующего сейчас антропоцентрического экологического сознания, когда природа воспринимается как лишенный всякой самоценности объект. Если христианство закрепило противопоставление человека и природы в сфере чувств, Веры, Души, то картезианство - в сфере мышления Знания, Духа. Эти идеологии перевели взаимодействие человека с природой полностью в прагматическую плоскость и привели к формированию господствующего в настоящее время антропоцентрического экологического сознания, являющегося "психологической базой" экологического кризиса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: