Антропоцентрическая тенденция экологического сознания

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия.
Сложившийся тип экологического сознания во многом определяет поведение как отдельного человека по отношению к природе, так и общества в целом. Так, например, сказанные в прошлом столетии слова И. В. Мичуриным о том, что: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», на долгие десятилетия стали своеобразным лозунгом и призывом к потребительскому отношению человека к природе. Вообще, окружающая среда уже давно стала для человека объектом целенаправленной эксплуатации, средством обогащения и осуществления собственных целей. С одной стороны — это вполне оправдано, так как развитие цивилизации немыслимо без освоения и использования природных ресурсов. С другой — настораживает потребительское отношение человека к природе, которое все чаще возводится в ранг абсолютной нормы. Совершенствуя средства производства, совершая научно-технические перевороты, человек с каждым годом расширяет границы своего влияния, стремясь любой ценой «покорить и победить природу», которая все чаще в сознании человека представляется как идеальный «раб», обязанный беспрекословно подчиняться своему «господину» — человеку, ее покорившему.

В ходе исторического развития цивилизации, особенно западной, развития ее отношений с окружающей средой в общественном сознании утвердилась парадигма "человеческой исключительности". Для нее характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм, которые выражаются в следующих основных постулатах:

· Человек отличается от всех других живых существ на Земле, прежде всего культурным наследием.

· Главными факторами, обуславливающими деятельность человека в окружающей среде выступают социальные и культурные, а не биофизические: человек живет в социальном, а не в природном контексте.

· Технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно.

В сфере экологического сознания парадигма "человеческой исключительности" предстает как парадигма "человеческой освобожденности", освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям.

Антропоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которого характерны следующие позиции:

1) Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, приносящее ему вред — антиценно. Природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право.

2) Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.

3) Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

4) Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

5) Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

Т.о., целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей человека и общества: производственных, научных и т. д., — получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».Характер взаимодействия с природой основан на мысли: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: