Тема 5. Социально-экологические аспекты коэволюционного и устойчивого развития

1. Социально-экологические аспекты идеи коэволюции.

2. Этапы выработки концепции устойчивого развития.

3. Социально-экологические аспекты идеи устойчивого развития. Формирование идеи устойчивого развития

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.

 

1. Социально-экологические аспекты идеи коэволюции

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Своей материально-производственной деятельностью человек преобразует природу, то есть изменяет ее в силу сущности своего бытия. Изменение, а не сохранение есть способ жизнедеятельности человека.

Сегодня он, являясь социальным существом, взаимодействует с природой посредством всевозможных технических средств. При таком взаимодействии происходит обмен веществ между человеком и природой, но темпы его развития и масштабы существенно возрастают. Это обусловлено развитием знаний и соответственным совершенствованием техники. Несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, происходящего очень медленно и социально-экономического развития человечества, происходящего намного быстрее, ведет при неуправляемой форме взаимоотношений и  к деградации природы.

Человечество на протяжении всего своего существования сталкивалось и более или менее успешно решало экологические проблемы. Отличие нашего периода истории в том, что эти проблемы приняли глобальный характер. Человек для поддержания нормальных условий существования должен постоянно компенсировать свое дестабилизирующее воздействие на природу другими преобразованиями. На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов становится оптимальное взаимодействие общества и природы. Характер этого взаимодействий можно охарактеризовать как назревающий конфликт, исход которого неясен. Изменения природной среды (изменения климата, загрязнение природной среды, исчезновение многих представителей флоры и фауны, опустынивание планеты, истощение ресурсов и т.п.) являются результатом хозяйственной деятельности человека. Драматизм ситуации усугубляется тем, что человек, являясь биологическим существом, не может существовать вне природы.

В связи с проблемой взаимодействия человека и природы необходимо упомянуть и учение о ноосфере академика Вернадского. В.И.Вернадский считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. Ныне положение о человечестве как геологическом факторе почти ни у кого не вызывает сомнений, поскольку изменения, вызванные человеком на планете, носят явно глобальный характер.

В этой связи перед людьми встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка, сводящихся к одной цели – не допустить, чтобы изменений природной сферы происходили во вред самим же людям и другим формам жизни, придать им разумно направленный характер. В этом случае биосфера будет переведена регулирующей деятельностью людей в качественно новое состояние, для отражения которого требуется соответствующее понятие. Поскольку это состояние возникает как функция разумной деятельности людей, было предложено понятие «ноосфера». Ноосфера – это целостная планетная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного сосуществования общества с окружающими природными условиями.

Сегодня единственный путь сохранения человека в составе биосферы - это путь коэволюции, т.е. такого изменения образа жизни людей, который согласовал бы их потребности с возможностями сохранения биосферы. В экологии коэволюция – это совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме, Изменения, которые затрагивают какие-либо признаки одного из видов, приводят к изменениям другого и ли других видов. В социальных науках под коэволюцией мы понимаем взаимосвязанную эволюцию биосферы и общества. Принцип коэволюции, т.е. соответствия во взаимодействии природы и общества, выступает в качестве необходимого условия выживания человечества, сохранения его как составной части биосферы. Законы коэволюции должны отражать степень согласованности, синхронностивещественно-энергетических, информационных потоков, вызванных преобразующей деятельностью человека и природным круговоротом веществ, энергии и информации.

Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества исторически изменчива и по-разному была представлена и каждую конкретно-историческую эпоху. Кризис современной цивилизации подвел нас к настоятельной необходимости создания общества, которое будет способно к разумному управлению биосферой Земли.

В этой связи перед людьми встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка, сводящихся к одной цели – не допустить, чтобы изменений природной сферы происходили во вред самим же людям и другим формам жизни, придать им разумно направленный характер.

Роль Римского клуба в формировании концепции устойчивого развития. С идеями ноосферы и коэволюции созвучна современная модель выхода из сложившегося кризиса, модель ограниченного роста основных взаимосвязанных «показателей роста» цивилизации: населения, капиталовложений, потребления природных ресурсов, загрязнения жизненной среды. Эта модель была построена на основе результатов исследований Римского клуба, международной неправительственной организации, созданной для стимулирования изучения глобальных проблем в начале 70-х гг. ХХ в. Первый доклад Римскому клубу «Пределы роста» —попытка моделирования последствий быстрого роста населения земного шара и конечной поставки ресурсов. В нем была предпринята попытка моделирования последствий взаимодействия Земли и человека, представлены некоторые проблемы, связанные с переиспользованием ресурсов. Так ка ресурсы Земли ограничены, то авторы поставили перед собой целью определить пределы экономического и демографического роста человеческой цивилизации в условиях истощающихся природных ресурсов. Основной целью создания модели было математически рассчитать, какие сценарии поведения будут наиболее характерными для мировой системы при её приближении к пределам роста, а также найти наиболее оптимальные (устойчивые) сценарии развития человечества.

Авторы второго доклада «Человечество на перепутье» пришли к заключению, что пассивное следование стихийному развитию ведет к гибели, поэтому мир больше не должен развиваться стихийно. Стихийное развитие мира ведет к постоянно расширяющейся пропасти, лежащей в основе современного кризиса: между человеком и природой, между богатыми и бедными. Избежать катастрофы можно, только ликвидировав эти пропасти. Третий доклад «Перестройка международного порядка показывал, что сочетание локальных и глобальных целей возможно. Четвертый доклад «Цели для глобального общества» освещал два фундаментальных вопроса: в чем заключаются цели человечества и согласны ли мы предпочесть материальному росту развитие духовных человеческих качеств?

Благодаря усилиям Римского клуба быстро возросла международная осведомленность о глобальных экологических, экономических и социальных проблемах. Клуб первым перешел от анализа и диагностики состояния нашей цивилизации к поиску и предписанию средств и путей выхода из критической ситуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: