Понятие экологической этики

В истории философии и морали было немало мыслителей, которые ратовали за моральное отношение и к животным, растениям, природе вообще. Особенно последовательно эту точку зрения проводили некоторые религиозные мыслители, усматривавшие в каждом живом существе Божье творение и относившиеся к природе как порождению Бога, а нередко и как к месту его обитания. Тем не менее почти во всех религиозных традициях человек выделялся из царства природы, рассматривался как венец творения и даже как сотрудник Бога в его земных делах. За исключением некоторых религий (в особенности джайнизма и дзен-буддизма), природа воспринималась лишь как источник ресурсов и средство обеспечения человека, его благополучия и торжества.

Радикальный поворот в этом вопросе произошел совсем недавно, во второй половине ХХ века. В это время появляется и получает постепенное распространение новая этика – этика уважения к природе как ценности самой по себе. Этот новый взгляд на природу как этическую ценность лег в основу экологической этики.

Экологическая этика формируется на основе сопряжения экологических наук и этики. Поскольку этика это сфера регулируемых ценностями и императивами отношений человека, то экологическая этика – это этика отношений человека с окружающей средой, с миром природы – как в целом, так и в частных ее воплощениях. Экологические науки также являются одним из важных ресурсов экологической этики. Однако неверно думать, что весь материал экологического рассуждения в философии или этике доставляется экологией. Философия и этика сами определяют предмет философско-экологического или этико-экологического исследования и проблематизируют его. Ценностное и нормативное содержание экологической этики вырабатывается ею самой на основе нравственного опыта преодоления кризисных экологических ситуаций.

Экологическая этика обладает уникальным образовательным и воспитательным потенциалом, который способен помочь любому человеку, независимо от его профессии, жить во благо себе и не во вред другим. Она охватывает предельно широкий круг проблем, рассматривая нравственные отношения человека и окружающей его среды и вырабатывая нравственные нормы его поведения – как в «человеческих», так и в «не-человеческих» ситуациях. При этом понятия милосердия, ответственности, сострадания становятся не просто моральным долгом, а единственно возможным содержанием и мотивом действий человека, его жизненным кредо. Тем самым экоэтика делает человека Человеком, способным проявлять любовь и уважение к Природе, ответственность перед ней.

Э то учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), на признании равноправия и равноценности всего живого, а также на ограничении прав и потребностей человека. Вместе с тем, делая своим предметом моральное отношение человека к природе – живой и неживой – экологическая этика выходит за пределы того, что наделено жизнью с ее биологическими критериями. Экоэтика включает представление о благе не только всех живых существ, но и экосистем, и поэтому может рассматриваться как более широкое понятие, чем биоэтика.

Экоэтика организует и обеспечивает процесс моральной регуляции отношений Человека и Природы, рассматривая ее как равную себе. Это универсальная этика человеческой деятельности: что бы ни делал человек, кем бы он ни был, в каком бы возрасте ни находился – все его поступки должны определяться этическими нормами и правилами по отношению к природной среде. Акцентируя внимание на ее проблемах, экоэтика создает предпосылки для действий человека, ориентированные на сохранение и развитие и природного, и человеческого бытия.

Экологическая этика – как прикладная этика – появляется во второй половине ХХ века и развивается в ответ на осознание человеком уязвимости природы (шире – экосферы) и своей уязвимости перед индустриальным давлением человека на природу, уже не проходящим для нее бесследно.

Как элемент прикладной этики экологическая этика включает в свою структуру:

· новое, энвайронментальное сознание, синтезирующее глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями;

· этические нормы и принципы, моральные взгляды и чувства, выражающие ценностно-мировоззренческое отношение людей к природе;

· безопасные и даже благоприятные для природного равновесия навыки поведения и технологии деятельности человека в природном мире.

Экологическая этика как система ценностей и принципов, регулирующих отношения человека к природе, выступает как составляющая разных видов деятельности в рамках различных профессий. Бережное отношение к природе требуется в первую очередь от тех, чья работа опосредствована отношениями с природой, связана с воздействием на природу, но также и от тех, чья деятельность не связана не природопользованием, не с природоохранной деятельностью, но кто воздействует на природу фактом своего существования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: