Цель: различать понятия один, много, мало.
У взрослого мешочек, в котором лежат пуговицы (орехи, бусины и др.). Взрослый предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц, одну пуговицу.
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста для родителей.
Содержание
1. «Посмотрите друг на друга»
2. «Игра с кубом»
3. «Кукла Катя купила овощи»
4. «Самолёты»
5. «Собери пирамидку»
6. «Волшебный мешочек»
7. «Собери клубочки»
8. «Разноцветные платочки»
9. «Строимся парами»
10. «Печём куличи»
11. «Что катится?»
12. «Большой - маленький»
13. «Весёлые фигуры»
14. «Найди свой домик»
15. «Что в мешочке?»
1. Игра «Посмотрите друг на друга».
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь.
Содержание: Взрослый (мама) раздает игрушки: сыну – одну игрушка, папе – несколько игрушек, маме – ни одной не достаётся.
Взрослый: Сколько игрушек у сына, папы и мамы?
Сын, папа и мама смотрят друг на друга и говорят, сколько игрушек у соседа
(одна, много, ни одной).
2. «Игра с кубом».
Цель: закрепить умение различать шар и куб.
Содержание: взрослый бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет».
Ребёнок отгадывает, что это мяч. Взрослый выясняет у ребёнка почему мяч скачет (круглый, резиновый) и загадывает новую загадку: «Его бьют, а он не плачет, почему-то он не скачет» (куб). Ребёнок отгадывает, затем выясняет, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривает, какие особенности имеет куб (состоит из квадратов, сторон и углов).
3. Игра «Кукла Катя купила овощи».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, закрепить знание геометрических фигур.
Содержание: овощи заменяются геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник. Ребёнок должен подумать, какая фигура будет вместо помидора, какая вместо редиски, какая вместо огурца. Ребёнок вместе с взрослым раскладывают овощи.
4. Игра «Самолеты».
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Содержание: на стульчиках разложены бумажные самолетики разных цветов. Вопросы: сколько всего самолетов? Какого они цвета? По сколько самолетов на каждом стуле? Затем ребёнку предлагается взять в руки самолет и присесть на стульчик. По команде: «Полетели красные…, желтые …» - ребёнок выполняет игровые действия. В такой же последовательности самолеты приземляются.
5. Игра «Собери пирамидку».
Цель: различать понятия «большой – маленький - ещё меньше»; закрепить основные цвета.
Содержание: Ребёнок собирает по колечки, разбросанные по комнате. Взрослый (мама) держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки взрослый уточняет цвет и размер колечка.
Взрослый: Какое это колечко по размеру?
Ребёнок: Большое.
Если ребенок ошибается, взрослый поправляет его. Взрослый: А какого цвета? Ребёнок: Жёлтого (или др.) Когда пирамидка собрана, взрослый хвалит ребенка. Еще раз повторяют цвета и размеры колечек пирамидки. Взрослый: Вот какая у нас получилась красивая пирамидка.
6. Игра «Волшебный мешочек».
Цель: различать понятия один, много, мало.
Содержание: у взрослого мешочек, в котором лежат пуговицы (орехи, бусины и др.). Взрослый предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц, одну пуговицу.
Игра повторяется с другими предметами.
7. Игра «Собери клубочки».
Цель: различать понятия «большой – маленький»
Содержание: На полу рассыпаны клубочки маленькие и большие нужно сложить маленькие клубочки в маленькую корзинку, большие в большую.
8. Игра «Разноцветные платочки».
Цель: закрепить основные цвета; развивать внимание память.
Содержание: Взрослый показывает красивые разноцветные платочки: платочки красного, желтого и синего цветов.
Красный платочек - дети хлопают в ладоши
Желтый платочек – дети топают ногами
Синий платочек – дети кружатся на месте
(Ребёнок выполняет задания)
9. Игра «Строимся парами».
Цель: различать понятия «большой – маленький»; закрепить основные цвета.
Содержание: Взрослый ставит в один ряд один большой и один маленький квадраты одного цвета.
Остальные пары малыши составляют самостоятельно.
10. Игра «Печём куличи».
Цель: различать понятия один, много; закрепить знание геометрических фигур.
Содержание: на большую салфетку выложить по одному красному квадраты,
сопровождая словами: «один, ещё один, ещё один, и ещё один - много пирожков».
Игра повторяется с другими геометрическими фигурами.
11. Игра «Что катится?»
Цель: Познакомить ребёнка с формой предметов. Содержание: Сделайте небольшую горку из наклонной дощечки. Положите перед ребенком кубик и шарик. Предложите соревнование у кого фигурка дальше укатится с горки. Вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Сделайте вывод вместе с ребенком: "Шарик катится, а кубик нет”. У кубика есть углы, которые мешают катиться, а на шарике нет. Посмотрите в коробке с кубиками, какие еще фигуры могут катиться.
12. Игра «Большой – маленький».
Цель: учить детей строить башню из кубиков разных размеров; учить последовательно, отбирать предметы. Содержание: Дайте ребенку кубики разных размеров (можно из разных конструкторов) и попросите построить высокую башню. Пусть малыш убедится на собственном опыте, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленький. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения их можно прикладывать друг к другому. Построив башню из кубиков, можно перейти к строительству башен из плоских фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался.
13. Игра «Весёлые фигуры».
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат.
Содержание: Разложите на полу листы цветной бумаги или бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета. Если малыш еще не разбирается в фигурах, нарисуйте на фигурках смешные рожицы и объясните, что это забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша поселить в домик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.
14. Игра: «Найди свой домик».
Цель: закрепить с ребёнком основные цвета.
Содержание: Взрослый раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный).
Взрослый: Я разложила на полу обручи. Назови их цвета. Ребёнок называет цвета.
Взрослый: А ещё у меня есть цветные круги, какого цвета круги? Ребёнок ещё раз повторяет названия цветов. А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).
Взрослый: Какого цвета этот круг?
Ребёнок: Красный.
Взрослый: В какой домик ты его положишь?
Ребёнок: В красный.
Взрослый: Правильно! Молодец!
Оставшиеся круги ребёнок раскладывают в свои домики самостоятельно.
Во время игры ребёнок повторяет название цветов.
15. Игра «Что в мешочке?»
Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного».
Содержание: Взрослый показывает ребёнку мешочек, открывает крышку и показывает содержимое.
Внутри игрушки.
Взрослый: Сколько игрушек?
Ребёнок: Много
Взрослый дает ребёнку одну игрушку, называя при этом саму игрушку.
Воспитатель спрашивает ребёнка, сколько у него игрушек. Ребёнок отвечает одна.
Взрослый: А теперь, давайте посадим все игрушки в игровой уголок. Сколько игрушек в игровом уголке?
Ребёнок: Много.