Тема 13. Мораль в системе социальных норм

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 28. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

 

Тема 1. Природное и общественное в человеке

I. Компоненты понятия «человек»:

1) Индивид

2) Индивидуальность

3) Личность

II. Природная (биологическая) сущность человека:

1) Естественные потребности (в пище, еде, отдыхе и др.)

2) Инстинкты

3) Анатомические и генетические особенности

4) Способность адаптироваться к природной среде

III. Общественная (социальная) сущность человека:

1) Социальные и духовные потребности (общение, понимание, творчество и др.)

2) Сознание

3) Социально значимые качества (ответственность, отзывчивость и др.)

4) Способность преобразовывать окружающую среду

IV. Социализация как процесс формирования социальной сущности человека

 

Тема 2. Мировоззрение и его виды

I. Понятие мировоззрения

II. Структура мировоззрения:

1) Знания

2) Убеждения

3) Принципы

4) Идеалы

5) Духовные ценности

III. Компоненты мировоззрения:

1) Мироощущение

2) Мировосприятие

3) Миропонимание

4) Мироотношение

5) Менталитет

IV. Виды мировоззрения:

1) Обыденное (житейское)

2) Религиозное

3) Научное

V. Особенности обыденного мировоззрения:

1) Основа - личный опыт

2) Фрагментарность взглядов на мир

3) Опора на здравый смысл

4) Некритичное отношение к авторитетам

VI. Особенности научного мировоззрения:

1) Основа ‒ научная картине мира

2) Системность

3) Опора на доказательства

4) Критичность к авторитетам

 

Тема 3. Деятельность человека

I. Понятие деятельности

II. Признаки деятельности:

1) Сознательный (целенаправленный) характер

2) Преобразующий характер

3) Возможность использования орудий труда

4) Социальный характер

III. Структура деятельности:

1) Субъект

2) Объект

3) Мотив

4) Цель

5) Средства

6) Результат

IV. Виды деятельности:

1) По цели (игра, учение, общение, труд)

2) По субъекту (индивидуальная, коллективная)

3) По объекту (практическая, духовная)

4) По результату (репродуктивная, творческая)

 

Тема 4. Потребности и интересы

I. Понятие потребности

II. Первичные потребности:

1) Физиологические (пища, вода и др.)

2) Экзистенциальные (безопасность, уверенность в завтрашнем дне и др.)

III. Вторичные потребности:

1) Социальные (общение, забота, понимание и др.)

2) Престижные (успех, богатство, слава и др.)

3) Идеальные (творчество, познание и др.)

IV. Потребности как мотив деятельности человека

V. Интерес как средство удовлетворения потребностей

 

Тема 5. Познавательная деятельность человека

I. Познание как вид человеческой деятельности (определение и основные особенности)

II. Уровни (ступени) познания:

1) Чувственное (ощущение, восприятие, представление)

2) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение)

III. Основные виды познавательной деятельности и их особенности:

1) Обыденное

2) Религиозное

3) Научное

4) Художественное

5) Социальное

6) Самопознание

IV. Знание и его формы:

1) Научное

2) Ненаучное

3) Донаучное

4) Паранаучное

5) Лженаучное

6) Антинаучное

V. Проблемы познания в философии (гносеологии):

1) Возможность получение человеком достоверных знаний о мире

(агностицизм, скептицизм, гностицизм)

2) Роль чувственного и рационального познания (эмпиризм, рационализм)

 

Тема 6. Научное познание

I. Понятие научного познания

II. Особенности научного познания:

1) Цель – постижение объективной истины

2) Использование специальных методов исследования

3) Использование специальных понятий

4) Доказанный характер знания

III. Эмпирический уровень:

1) Формы знания (научный факт, эмпирический закон)

2) Эмпирические методы исследования (наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др.)

IV. Теоретический уровень:

1) Формы знания (научная проблема, гипотеза, теория)

2) Теоретические методы исследования (моделирование, идеализация, формализация и др.)

V. Значение научного познания в жизни общества

 

Тема 7. Системное строение общества: элементы и подсистемы

I. Общество в широком смысле

II. Общество как система:

1) Социальные институты

2) Общественные отношения

III. Признаки социального института:

1) Объединяет определенный круг субъектов в совместную деятельность

2) Выполняет социально значимые функции

3) Имеет ресурсы для выполнения функций

IV. Общество как сложная система. Подсистемы общества (сферы общественной жизни)

и их характеристика:

1) Экономическая

2) Политическая

3) Социальная

4) Духовная

V. Взаимосвязь сфер общественной жизни

VI. Общество как динамичная система

 

Тема 8. Формы и разновидности культуры

I. Понятие культуры

II. Элементы культуры:

1) Знания

2) Навыки и опыт

3) Материальные и духовные ценности

4) Артефакты

5) Образцы поведения

III. Материальная и духовная культура

IV. Формы культуры:

1) Народная

2) Элитарная

3) Массовая

V. Разновидности культуры:

1) Субкультура

2) Контркультура

VI. Функции культуры:

1) Познавательная

2) Коммуникативная

3) Регулятивная

4) Оценочная

 

Тема 9. Наука и её функции

I. Понятие «наука»:

1) Наука как социальный институт

2) Наука как отрасль духовного производства

3) Наука как особая система знаний

 

II. Виды наук:

1) По связи с практикой (фундаментальные, прикладные)

2) По объекту изучения (естественные, технические,

математические, социально-гуманитарные)

III. Функции науки:

1) Познавательно-объяснительная

2) Мировоззренческая

3) Социальная

4) Производственная

5) Прогностическая

IV. Современные тенденции развития науки:

1) Компьютаризация научных исследований

2) Дифференциация научного знания

3) Возрастание значения междисциплинарных методов научного исследования

 

Тема 10. Образование как социальный институт

I. Понятие образования

II. Функции образования:

1) Личностные (приобретение знаний, формирование и развитие умений,

воспитание нравственных и волевых качеств)

2) Социальные (экономическая, социальная, культурная)

III. Компоненты системы образования:

1) Образовательные стандарты

2) Образовательные учреждения

3) Методические и научно-методические организации

4) Контролирующие органы

IV. Тенденции развития образования:

1) Демократизация образования

2) Увеличение продолжительности образования

3) Непрерывность образования

4) Гуманизация

5) Гуманитаризация

6) Компьютаризация

7) Интернационализация

 

Тема 11. Искусство

I. Понятие искусства

II. Функции искусства:

1) Общественно-преобразующая

2) Социализации

3) Гедонистическая

4) Эстетическая

5) Внушающая

III. Особенности искусства:

1) Образность

2) Субъективность

3) Выразительность

4) Эмоциональность (чувственность)

IV. Виды искусства:

1) Пространственное (архитектура, скульптура, живопись)

2) Временное (литература, театр, музыка)

V. Искусство как средство познания окружающего мира

 

 

Тема 12. Религия

I. Понятие религии

II. Функции религии:

1) Мировоззренческая

2) Компенсаторная

3) Регулятивная

4) Коммуникативная

III. Структура религии:

1) Религиозное сознание

2) Религиозная вера

3) Религиозный культ

4) Церковь

IV. Виды религии:

1) По числу богов (политеистические, монотеистические)

2) По уровню и характеру развития (родоплеменные верования, национально-государственные религии, мировые религии)

V. Особенности мировых религий

 

Тема 13. Мораль в системе социальных норм

I. Понятие морали

II. Функции морали:

1) Регулятивная

2) Мотивационная

3) Ценностно-ориентировочная

4) Координационная

5) Конститутивная

III. Структура морали:

1) Правила поведения

2) Моральные качества человека

3) Моральные принципы

4) Моральные ценности

5) Морально-психологические механизмы контроля

IV. Мораль и право

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: