ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 28. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Тема 1. Природное и общественное в человеке
I. Компоненты понятия «человек»:
1) Индивид
2) Индивидуальность
3) Личность
II. Природная (биологическая) сущность человека:
1) Естественные потребности (в пище, еде, отдыхе и др.)
2) Инстинкты
3) Анатомические и генетические особенности
4) Способность адаптироваться к природной среде
III. Общественная (социальная) сущность человека:
1) Социальные и духовные потребности (общение, понимание, творчество и др.)
2) Сознание
3) Социально значимые качества (ответственность, отзывчивость и др.)
4) Способность преобразовывать окружающую среду
IV. Социализация как процесс формирования социальной сущности человека
Тема 2. Мировоззрение и его виды
I. Понятие мировоззрения
II. Структура мировоззрения:
1) Знания
2) Убеждения
3) Принципы
4) Идеалы
5) Духовные ценности
III. Компоненты мировоззрения:
1) Мироощущение
2) Мировосприятие
3) Миропонимание
4) Мироотношение
|
|
5) Менталитет
IV. Виды мировоззрения:
1) Обыденное (житейское)
2) Религиозное
3) Научное
V. Особенности обыденного мировоззрения:
1) Основа - личный опыт
2) Фрагментарность взглядов на мир
3) Опора на здравый смысл
4) Некритичное отношение к авторитетам
VI. Особенности научного мировоззрения:
1) Основа ‒ научная картине мира
2) Системность
3) Опора на доказательства
4) Критичность к авторитетам
Тема 3. Деятельность человека
I. Понятие деятельности
II. Признаки деятельности:
1) Сознательный (целенаправленный) характер
2) Преобразующий характер
3) Возможность использования орудий труда
4) Социальный характер
III. Структура деятельности:
1) Субъект
2) Объект
3) Мотив
4) Цель
5) Средства
6) Результат
IV. Виды деятельности:
1) По цели (игра, учение, общение, труд)
2) По субъекту (индивидуальная, коллективная)
3) По объекту (практическая, духовная)
4) По результату (репродуктивная, творческая)
Тема 4. Потребности и интересы
I. Понятие потребности
II. Первичные потребности:
1) Физиологические (пища, вода и др.)
2) Экзистенциальные (безопасность, уверенность в завтрашнем дне и др.)
III. Вторичные потребности:
1) Социальные (общение, забота, понимание и др.)
2) Престижные (успех, богатство, слава и др.)
3) Идеальные (творчество, познание и др.)
IV. Потребности как мотив деятельности человека
V. Интерес как средство удовлетворения потребностей
Тема 5. Познавательная деятельность человека
I. Познание как вид человеческой деятельности (определение и основные особенности)
II. Уровни (ступени) познания:
1) Чувственное (ощущение, восприятие, представление)
|
|
2) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
III. Основные виды познавательной деятельности и их особенности:
1) Обыденное
2) Религиозное
3) Научное
4) Художественное
5) Социальное
6) Самопознание
IV. Знание и его формы:
1) Научное
2) Ненаучное
3) Донаучное
4) Паранаучное
5) Лженаучное
6) Антинаучное
V. Проблемы познания в философии (гносеологии):
1) Возможность получение человеком достоверных знаний о мире
(агностицизм, скептицизм, гностицизм)
2) Роль чувственного и рационального познания (эмпиризм, рационализм)
Тема 6. Научное познание
I. Понятие научного познания
II. Особенности научного познания:
1) Цель – постижение объективной истины
2) Использование специальных методов исследования
3) Использование специальных понятий
4) Доказанный характер знания
III. Эмпирический уровень:
1) Формы знания (научный факт, эмпирический закон)
2) Эмпирические методы исследования (наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др.)
IV. Теоретический уровень:
1) Формы знания (научная проблема, гипотеза, теория)
2) Теоретические методы исследования (моделирование, идеализация, формализация и др.)
V. Значение научного познания в жизни общества
Тема 7. Системное строение общества: элементы и подсистемы
I. Общество в широком смысле
II. Общество как система:
1) Социальные институты
2) Общественные отношения
III. Признаки социального института:
1) Объединяет определенный круг субъектов в совместную деятельность
2) Выполняет социально значимые функции
3) Имеет ресурсы для выполнения функций
IV. Общество как сложная система. Подсистемы общества (сферы общественной жизни)
и их характеристика:
1) Экономическая
2) Политическая
3) Социальная
4) Духовная
V. Взаимосвязь сфер общественной жизни
VI. Общество как динамичная система
Тема 8. Формы и разновидности культуры
I. Понятие культуры
II. Элементы культуры:
1) Знания
2) Навыки и опыт
3) Материальные и духовные ценности
4) Артефакты
5) Образцы поведения
III. Материальная и духовная культура
IV. Формы культуры:
1) Народная
2) Элитарная
3) Массовая
V. Разновидности культуры:
1) Субкультура
2) Контркультура
VI. Функции культуры:
1) Познавательная
2) Коммуникативная
3) Регулятивная
4) Оценочная
Тема 9. Наука и её функции
I. Понятие «наука»:
1) Наука как социальный институт
2) Наука как отрасль духовного производства
3) Наука как особая система знаний
II. Виды наук:
1) По связи с практикой (фундаментальные, прикладные)
2) По объекту изучения (естественные, технические,
математические, социально-гуманитарные)
III. Функции науки:
1) Познавательно-объяснительная
2) Мировоззренческая
3) Социальная
4) Производственная
5) Прогностическая
IV. Современные тенденции развития науки:
1) Компьютаризация научных исследований
2) Дифференциация научного знания
3) Возрастание значения междисциплинарных методов научного исследования
Тема 10. Образование как социальный институт
I. Понятие образования
II. Функции образования:
1) Личностные (приобретение знаний, формирование и развитие умений,
воспитание нравственных и волевых качеств)
2) Социальные (экономическая, социальная, культурная)
III. Компоненты системы образования:
1) Образовательные стандарты
2) Образовательные учреждения
3) Методические и научно-методические организации
4) Контролирующие органы
IV. Тенденции развития образования:
1) Демократизация образования
2) Увеличение продолжительности образования
3) Непрерывность образования
4) Гуманизация
5) Гуманитаризация
6) Компьютаризация
7) Интернационализация
Тема 11. Искусство
I. Понятие искусства
II. Функции искусства:
1) Общественно-преобразующая
|
|
2) Социализации
3) Гедонистическая
4) Эстетическая
5) Внушающая
III. Особенности искусства:
1) Образность
2) Субъективность
3) Выразительность
4) Эмоциональность (чувственность)
IV. Виды искусства:
1) Пространственное (архитектура, скульптура, живопись)
2) Временное (литература, театр, музыка)
V. Искусство как средство познания окружающего мира
Тема 12. Религия
I. Понятие религии
II. Функции религии:
1) Мировоззренческая
2) Компенсаторная
3) Регулятивная
4) Коммуникативная
III. Структура религии:
1) Религиозное сознание
2) Религиозная вера
3) Религиозный культ
4) Церковь
IV. Виды религии:
1) По числу богов (политеистические, монотеистические)
2) По уровню и характеру развития (родоплеменные верования, национально-государственные религии, мировые религии)
V. Особенности мировых религий
Тема 13. Мораль в системе социальных норм
I. Понятие морали
II. Функции морали:
1) Регулятивная
2) Мотивационная
3) Ценностно-ориентировочная
4) Координационная
5) Конститутивная
III. Структура морали:
1) Правила поведения
2) Моральные качества человека
3) Моральные принципы
4) Моральные ценности
5) Морально-психологические механизмы контроля
IV. Мораль и право