Зачем нам вообще знать право?

В первую очередь право пригодится нам в жизни. Университет – высшая школа, студент должен выходить оттуда с багажом полезных знаний. В том числе и знаний о том, как действовать в разнообразных жизненных ситуациях. Хороший студент должен быть грамотен во многих вопросах, и этот – не исключение

 

Контрольные вопросы для подготовки к зачёту:

1. Понятие государства. Основные признаки государства

2. Основные функции государства

3. Принцип разделения властей

4. Форма государства, форма правления, форма государственного устройства, государственный режим

5. Понятие права. Правовые системы современности

6. Источники права

7. Отраслевой состав российского законодательства

8. Реализация права: понятия и формы

9. Правоотношение: понятие, состав и классификация

10. Юридическая ответственность. Понятие и виды

11. Состав правонарушения

12. Конституционно-правовой статус личности и РФ

13. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина

14. Президент РФ

15. Федеральное собрание РФ

16. Правительство РФ

17. Судебная система РФ

18. Федеративное устройство РФ

19. Правоохранительные органы РФ

20. Основные начала гражданского права

21. Правоспособность и дееспособность гражданина

22. Предпринимательская деятельность. Понятие и способы осуществления

23. Юридические лица: понятие и основные признаки

24. Коммерческие и некоммерческие юридические лица

25. Сделки: понятие, виды, форма сделок

26. Объекты гражданских прав

27. Представительство в гражданских правоотношениях

28. Исковая давность

29. Основания приобретения и прекращения права собственности

30. Наследование по закону и по завещанию

31. Гражданско-правовое обязательство: понятие и виды

32. Свобода договора

33. Способы заключения гражданско-правовых договоров

34. Виды гражданско-правовых договоров

35. Порядок заключения трудовых договором

36. Рабочее время и время отдыха

37. Порядок расторжения трудового договора

38. Материальная ответственность работника

39. Порядок рассмотрения трудовых споров

40. Условия вступления в брак в РФ

41. Порядок расторжения брака

42. Опека и попечительство

43. Усыновление и удочерение

44. Алиментные обязательства

45. Прямые и косвенные налоги

46. Доказательства и доказывание в гражданском и арбитражном процессе

47. Исполнительное производство

48. Административное правонарушение: понятие, состав, виды

49. Виды административных наказаний

50. Понятие и признаки преступления

51. Виды уголовных наказаний

52. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину

53. Основные принципы уголовного процесса

ЛЕКЦИЯ #2
18.09.20

Сегодня мы научимся решать правовые задачи. Этот навык понадобится нам для решения контрольных, за успешное выполнение которых мы можем получить автомат

При решении правовых задач необходимо ссылаться на специальные нормы, которые могут быть закреплены в подзаконных нормативно-правовых актах

 


Письмо Энгельса «Об авторитете»

В нём Энгельсу указывает на то, что при усложнении общества возникают новые отношения, которые не регулируются правом. Поэтому нужно всё это регулировать, поэтому в сложном обществе возникает больше ограничений, запретов и специальных требований. Это тоже своего рода закон, по которому функционирует мир. Нам нужно прочитать его в рамках нашего домашнего задания, чтобы понять его идеи

Важно отметить, что законы иногда формировались из обычаев. Это ещё раз иллюстрирует пример того, как неправовые взаимоотношения позже были закреплены в праве.

 

Обобщение судебной практики – прежде всего постановление пленума верховного суда, высшего арбитражного суда, который действует до сих пор, хотя его упразднили в 2014 году

Мы можем ссылаться на них, если нам недостаточно правовой базы. Обобщения судебной практики также содержатся в системах «гарант» и «консультант плюс»

 

Отличие закона от тех же норм морали заключается в том, что его всегда (в идеальном обществе) стараются формулировать чётко и не размыто, в отличии от тех же норм морали. Это связано с тем, что закон ставит своей первой целью не охватить весь спектр взаимоотношений (как мораль), а лишь некоторый, но зато максимально регламентировать и систематизировать их

Например, с точки зрения морали убийство – это всегда убийство. С точки зрения закона убийство – не всегда убийство, а иногда общественно-полезное деяние. В зависимости от того, как и в какой ситуации оно произошло

На следующем занятии мы подробно рассмотрим соотношения нормативов морали и права. Сразу можно сказать, что они почти совпадают. И потому те случаи, где они расходятся, максимально интересны нам для рассмотрения

 

Шага при решении правовой задачи

Пункт 0. Подготовка

Внимательно изучить условия задачи, верно определить участников и спорные моменты, правильно поставить вопрос. Ученики должны самостоятельно формулировать развёрнутые вопросы и давать на них чёткие, ясные ответ, содержащие в себе убедительную, исчерпывающую аргументацию со ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты, обобщения судебной практики, обычаи, позиции учёных. Нужно формулировать вопросы «правомерны ли требования?» и «правомерны ли притязания?». Нужно внимательно изучить проблему перед тем, как бросаться на её решение

 

Пункт 1. Схема

Всегда следует рисовать схему решения задачи: выявлять круг участников этих отношений (обозначить их на листе тетради точками, подписав рядом с ними имена или названия этих участников, определить их права и обязанности, устанавливать характер юридических связей, возникших между ними (соединить точки линиями, над которыми нужно указать характер данных отношений и статьи соответствующих нормативно-правовых актов, подлежащих применению). После этого необходимо выбрать наиболее оптимальные правовые формы, средства и способы защиты нарушенных или оспариваемых прав участников конфликта, обосновать их требования или возражения

Высота на листе символизирует важность объекта в решении проблемы. Выше всего-суд, ниже-юридические ведомства, ещё ниже – участники. Линии символизируют сами отношения между участниками, сами точки символизируют участников.

 

Выделяют две правовые формы: юрисдикционную и неюрисдикционную

Юрисдикционную делят на два вида: судебную и административную

Неюрисдикционная форма связана с взаимодействием субъектов правоотношений, как правило, без участия должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления

 

Средства, орудия защиты нарушенных прав:

· Заявление

· Жалоба

· Претензия

· Иск

Выбор средства зависит от характера нарушенного права

 

Способы защиты

Смотреть статью 12 гражданского кодекса РФ

Там указано огромное количество способов защиты. Давайте запишем самые известные:

· Возмещение убытков

· Компенсация морального вреда

· Уплата неустойки

 

Выбор правовых форм, средств и способов защиты способа защиты зависит от характера возникших правовых отношений

 

Пункт 2. Варианты

При решении некоторых задач также следует учитывать то, что их фабулы сформулированы таким образом, что допускают несколько вариантов решения и различное обоснование. В этих случаях необходимо разработать и предложить максимальное количество возможных ответов. Кроме того, целесообразно обращать внимание на некоторые процессуальные аспекты решения казусов, для уяснения более теской связи материального и процессуального права

 

Работа в классе

Во время классной работы ученики, выбранные из числа желающих или назначенные преподавателем, оглашают свои решения, рисуют схему решения на доске, которые обсуждаются всеми студентами группы. В процессе дискуссии ученики должны предложить собственную юридическую оценку тех фактов, которые изложены в задаче, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность решения суда, если оно изложено в задаче. Итоги дискуссии подводятся с преподавателем. Нам необходимо освоить все данные знания, чтобы иметь возможность эффективно работать в классе.

 

ДЗ

Прочитать письмо, решить домашнюю задачку (она ниже)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: