Признаки административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонарушения, которыми являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объективная сторона - представляет собой проявление противоправного поведения вовне. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам.
По своему составу деяния могут быть простыми, содержащими одно (единое) действие или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц.
К элементам объективной стороны правонарушения относится причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред.
Совокупность признаков (элементов), характеризующих внешнее проявление правонарушения (объективную сторону), можно разделить на два вида:
= Основные: собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями;
= Факультативные: время, место, способ, признак «другого лица».
Объект - это совокупность общественных отношений, возникающие в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности.
Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям. Основным элементом субъективной стороны правонарушения является наличие вины в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (самонадеянность или небрежность, халатность).
Субъект. Административное право различает индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений.
В числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом.
Вопрос 44.Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда,причиненного административным правонарушением.
Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением
1. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Вопрос 45.Административное наказание-понятия,виды,правила назначения.
Административное наказание- мера ответственности,применяемая в установленном законом порядке лицом,совершившим правонарушение.Его цель – наказать нарушителя посредством орального материального воздействия,временного ограничения свободы,прав и причинение ему иных неудобств и ограничений,установленных законом.
Виды:
1.предупреждение
2.админ.штраф
3.возмездное изъятие(орудие,предмет админ.правонарушения)!!!только судьей.
4.конфискация!!!только судьей
5.лишение специального права!!!назначается судьей на срок от 1 месяца до 2-х лет.
6.административный арест(от 12 суток,в искл.случаях – до 30 суток)
7.админ.водворение
8.дисквалификация(лишение права занимать руководящую должность в исполнительном органе юр.лица) – от 6 месяцев до 3-х лет.
9.админ.приостановление деятельности
Правила назначения:
1,2,5,6,8 – могут применяться только в кач-ве основных мер админ.взысканий.иные(3,4,7) – могут устанавливаться в кач-ве основного,так и в кач-ве дополнительных мер отв-ти.
Назначение админ.наказаний осущ-ся в соответствии с общими правилами,установленными КОАП:
-оно налагается в пределах,установленных законом,предусматривающим отв-ть за нарушение правоотношений
-при назначении админ.наказания учитывается характер совершенного првонарушения,личность виновного,его имущественное положение,обстоятельства,смягчающие отв-ть,отягчающие отв-ть.
-никто не может нести админ.отв-ть за одно и то же админ.правонарушение.