III. Свобода человека

Тема 12

МИР КАК МНОЖЕСТВО И СВОБОДА ВЫБОРА

1. Читаем стихотворения об осени. О чем они говорят? Что мы видим?

Всего в мире много. Весь мир состоит из множеств. Примеры: множество предметов, множество людей, множество поступков, дел, множество слов.

2. А задумывались ли вы над тем, что мы все время делаем в жизни?

Человек все время выбирает (Сир. 15, 14-17). Воля его и есть его выбор. Примеры. Выбираем яблоко, одежду, профессию, выбираем, что будем делать.

Мы видели, как многообразна человеческая деятельность. Выбирая какое-нибудь дело, мы совершаем выбор из множества возможностей. Вспомним, из каких еще множеств нам приходится выбирать? Что бы вы выбрали из множества цветов, фруктов?

3. Итак, у человека есть много возможностей. Всегда ли хорош его выбор?

Нет. Приводим примеры.

Откуда мы узнаем, что выбор плох?

Мы очень часто чувствуем и знаем внутри себя, как не надо поступать, совесть подсказывает нам.

А как ты думаешь, правильный путь и выбор один единственный?

Нет, правильных путей может быть очень много.

Приведем примеры.

Д.З:

1. Пишем ряды множеств: имен, цветов, профессий, городов, стран.

2. Рисуем множество цветов, делим их на полевые и садовые.

Тема 13

ВЫБОР – ПОСТУПОК

1. Читаем домашние примеры множеств.

Разберем примеры того, как люди делают выбор. Чем они руководствуются?

Немецкий богослов Альберт Швейцер в 37 лет, решает стать врачом, учится врачебному делу и едет в Центральную Африку лечить туземцев. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) очень любил рисовать и серьезно занимался медициной, но выбрал в конце жизни священническое служение. Как вы думаете, чем он мог руководствоваться?

2. Из множества книг мы выбираем то, что нам нужно. А если мы окажемся среди собрания плохих книг, значит ли это, что мы должны все же что-то выбрать и читать?

Хорошо ли, когда человек потребляет все без разбора (книги, фильмы)? Подумаем, что с нами будет, если мы не станем разбираться в пище?

3. Мы живем среди людей. Много людей - это не просто множество: в каждом человеке - образ Божий. Об этом нельзя забывать. Как мы должны жить в человеческом обществе? Каким может быть наше общение с другими людьми? К чему оно нас зовет?

К миру, к любви. Нельзя распоряжаться человеком и использовать людей в своих целях.

Но все ли люди к этому стремятся? Всегда ли в человеческих отношениях мы имеем возможность быть свободными?

Нет, не всегда. Но есть обстоятельства, когда мы добровольно соглашаемся ограничить свою свободу в пользу другого. Например: мать ограничивает себя во многом, чтобы отдать свое время и внимание детям. Работа часто требует от человека жертв. Да и семья тоже предлагает нам некоторые ограничения, которые мы сами на себя берем. Но есть другое ограничение свободы, когда человека просто к чему-нибудь принуждают. Например, таким бывает состояние людей в плену, в тюрьмах.

Но несвобода может начать расти и внутри различных кружков, сект и обществ. Мы должны быть бдительными и помнить, что свобода - главное достояние человека, его божественный дар, и все недобровольные ограничения ее плохи.

4. Задание в классе: В группах по 4 человека сочиняем общий устный рассказ-наблюдение (вид из окна, описание класса и т. д.). Каждый следующий дополняет рассказ предыдущего.

Д.З:

Описываем случай из жизни, когда человек совершил важный выбор, что-то значительное сделал или сказал.

Тема 14

ВЫБОР - СЛОВО. СЛОВЕСНОЕ МНОЖЕСТВО

1. Читаем начало Евангелия от Иоанна: В начале было Слово. О Ком мы читаем?

О Предвечном Слове, Второй ипостаси Пресвятой Троицы - Сыне Божием. Он был при творении, иным открыто, что Бог создал мир Своим Словом. Слово Божие было неотделимо от действия. Бог сказал: Да будет свет (Быт. 1, 3), и явился свет.

2. А человеческое слово, что оно такое? Насколько человеческое слово может быть долговечным и действенным? (Сир. 20, 18; 4, 27; Притч. 12, 18). (Показываем миниатюру Слова Григория Богослова).

Что мы видим на ней?

В руках у св. Григория книга, из которой вытекает поток, и люди из этого потока пьют. Поток - это образ силы его духоносных слов.

Сам ли он придумал эти слова?

Они - Откровение Духа Святого, действующего через него. Когда воля человека свободно соединяется с волей Божией, то слова становятся богодухновенными.

За плечами святого мы видим ангела, как бы диктующего ему. Но в любом деле от человека требуются и его личные труды, личное усилие.

Приведем примеры других откровений.

3. Слово - таинственный дар, данный лишь человеку. (Еккл. 5, 1). Как мы пользуемся этим даром?

Мы всегда выбираем слова, то есть думаем, что хотим сказать.

Но мы свободны: мы можем слушать слова Божий, а можем и то, что нашептывает злой дух (Сир. 13, 15). Перед нами всегда выбор - кого слушать, за кем идти?

4. А теперь давай подумаем, как слово может служить добру? (Сир. 8, 9-10; 14, 1). Что можно сделать словом?

Слово может угасить гнев, рассеять печаль. Словом благодарят, славят. Слово может быть молитвой, добрым советом, словом правды, откровения...

А бывают ли слова безрассудные, злые, творящие зло?

Бывают. Это - ругательства, проклятья, грубость, ложь, клевета, сквернословие, разглашение чужой тайны. От таких слов предостерегают нас и Евангелие, и святые отцы Церкви. Такие слова нельзя повторять, нужно их забывать. Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса (Кол. 3, 17).

5. Человек произносит множество слов и делает множество дел. Как же связаны наши слова и дела?

Слово и дело должны быть едины.

А бывает ли, что слово расходится с делом: говорится одно, а делается совсем другое? Что происходит тогда с душой человека?

Грех празднословия вредит человеку, душа его становится нечувствительной к истине, глухой.

Д.З:

Пишем однокоренные слова к словам благо, добро, «свет».

IV. ДВА ПУТИ ЖИЗНИ

Тема 15

О ПРИЗВАНИИ

1. Читаем домашние столбцы однокоренных слов с корнями свет, благо... Слова эти более всего говорят о наших ощущениях, переживаниях. Значит, жизнь вовсе не исчерпывается внешней деятельностью человека? Достаточно ли для человека только знать и уметь делать то, чего требует его профессия? А что еще необходимо?

Домашние дела, дела милосердия, духовная жизнь.

2. Есть понятие поприща, это путь служения, который мы выбрали.

У мира есть нужда в служении. Разные служения требуют разных талантов. Господь не делает так, чтобы все захотели одного и того же. Ап. Павел призывает: С терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1).

3. Призвание. Что такое призвание?

Часто считается, что это обнаружение собственного дара.

От какого слова образовано слово призвание? От слов звать, зов.

Кто зовет? И куда зовет?

От нас требуется, чтобы мы услышали зов Бога.

Апостол Павел обращается к христианам: Святые! Почему он так говорит?

Всякая деятельность приносит плоды. Приведем примеры. Плоды деятельности строителя, художника, врача... Мы эти плоды в Вечную Жизнь не возьмем. Только святое вечно. Христианину нужно делать святой свою душу. Бог призывает нас к этому. Это общее призвание для всех.

4. Кто такой святой? Чем отличается святой от другого человека?

Святой - это не профессия, святость свидетельствует о неком особом устроении души человека.

Какой бы профессии ни был человек, задача устроить свою душу стоит перед всеми.

Д.З:

1. Какие таланты бывают у людей? 2. Встречали ли вы в жизни человека, доброта которого вас поразила? Расскажите о нем.

Тема 16

О ВОСПИТАНИИ ДУШИ

1. Читаем рассказы о добрых людях. Что значит быть добрым человеком? Легко ли быть добрым? В чем можно усмотреть отличие святости от доброты, святого от просто доброго человека?

Типы святости бывают самые разные. Есть пустынники, которые выбрали аскетическую молитвенную жизнь, сугубую преданность воле Божией. Есть чудотворцы, которые за верность сподобились особых даров целительства и предвидения. А есть праведники, служители, которые всю

жизнь творят добро и тем тоже устраивают, созидают свою душу.

2. Что значит устроить душу?

Это значит научить ее добру, воспитать. Для чего это нужно?

Зададим себе серьезный вопрос: Что такое жизнь?

Призыв быть святыми, который обращен ко всем людям - это призыв к Вечной Жизни. Святой устраивает свою душу для Будущего века. И мы должны учиться этому.

Как?

У нас есть Учитель. Это Христос - Бог наш. И есть Его слово, Его Завет - это Евангелие. Те, кто стараются выполнять Божий Завет, уже идут за Христом, уже имеют в себе начало Жизни Вечной.

3. Много ли вообще святых в жизни? Почему не все становятся святыми?

Преп. Серафим Саровский указывает нам причину: У многих нет решимости жить по заповедям Божиим. Для этого нужно усилие воли, личное участие человека, себя надо готовить к этому, воспитывать свою волю.

4. Каким же путем можно воспитать свою волю?

Бороться со своими пристрастиями, с эгоизмом; учиться помогать ближним, учиться любить людей, терпеть неудобства жизни.

Обобщение урока: Каждый должен найти свое поприще. На этом поприще у нас есть духовная задача устроить свою душу. Как устроить? Этому нас учит Христос в Евангелии.

Д.З:

1. Найти в Евангелии эпизод из жизни Христа, который более всего вам нравится, объяснить, почему.

2 Читать на выбор отрывки из Евангелия от Луки (Лк. 9, 51-56, где Христос отменяет кару). Подумать, почему Он так делает? Евангелие от Луки (Лк. 12, 16-20 - о богаче, приготовившем житницы), Евангелие от Матфея (Мф. 13, 45 - о жемчужине).

Тема 17

О БОРЬБЕ СО СВОИМИ ГРЕХАМИ

1. Рассказываем, что нам запомнилось в Евангельских притчах. Почему Христос поступил так, а не иначе?

К чему Он призывает нас Своим примером?

Господь пришел не карать. Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47). Накопленное богатство не послужит душе в Жизни Вечной. Мы не должны привязываться к земному. Вспомним Евангельский наказ: Наипаче (прежде всего) ищите Царствия Божия, и это все (то есть все зем-

5 ные блага) приложатся вам (Лк. 12, 31).

Царство Божие является наивысшей ценностью. Все сокровища мира не стоят Царства Божия.

2. Всегда ли люди делают то, что сами считают хорошим? Всегда ли следуют тому, чему учит Церковь?

К сожалению, не всегда. Ап. Павел: Доброго, которого хочу, не делаю... а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).

Что же мешает человеку делать добро? О чем говорит апостол?

Нам мешают наши страсти.

Какому слову родственно слово страсть?

Страх, страшный.

Что такое страсть?

Это - измененное, изуродованное человеческое чувство. Наши чувства должны служить нам, а грехопадение человека сделало их непослушными. Кроме того, родились жадность, себялюбие, ложь, лень,- все это не родные человеку чувства, он их в себя пустил и в себе вырастил, как сорняки. Их надо выпалывать.

3. Но можем ли мы преодолеть, победить наши страсти?

Как мы с ними боремся?

Надо убеждать себя не делать дурного, удерживать, не позволять себе, и в молитве просить Христа о помощи: Господи, убереги меня от этого зла.

4. Задание в классе: найти в молитвах утреннего правила просьбы о помощи в борьбе со своими страстями. Переводим не очень понятные обороты речи на русский язык.

Какие грехи, связанные с жадностью, перечисляются в молитвах? Все ли мы понимаем эти слова?

Лихоимство - приобретение богатства недозволенными способами: взяточничество, вымогательство, незаконные поборы;

корыстолюбие, от корысть - жадность, желание наживы, выгоды;

мшелоимство и мздоимство - это тоже корыстолюбие, взимание дани, требование наград. Мзда - дань, плата.

5. Как же можно бороться против жадности?

Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который нам нравится, потом с незнакомым человеком. Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.

Но никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся. Учимся молчать о сделанном добре.

Обобщение урока: Итак, преодоление зла начинается с его обнаружения. Увидев зло, мы удерживаем себя от него и просим помощи Божией.

Д.З:

1. Выписать русские пословицы и поговорки о жадности.

2. Из Беседы преп. Серафима Саровского с Мотовиловым прочитать отрывок о стяжании Духа Святого.

Тема 18

ЧЕЛОВЕК - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ

1. Слушаем выписанные дома пословицы и говорим о смысле христианской жизни как о стяжании Духа Святого. Разбираем слово стяжание - накопление, собирание.

Что копим? И что происходит в нашей душе, в нашей внутренней жизни?

2. Человек меняется на протяжении всей своей жизни. Он не завершен, ему предстоит здесь строить себя, очищать от дурных желаний и мыслей. Человек - это возможность. Здесь, на земле мы готовим себя для другой жизни. Наша сегодняшняя жизнь - только часть большой жизни, которая может нам открыться. Наша земная жизнь может стать началом Жизни Вечной. Какова же связь между ними?

Здесь мы должны бороться с грехом, пытаться стать лучше, чтобы в Вечной Жизни быть ближе ко Христу.

3. Но человек свободен. Свою жизнь он может строить, ставя во главу угла материальное благополучие. А оно для Вечной Жизни не имеет значения. Накопленное здесь, здесь и останется. Что же вечно?

Настоящая истинная возможность человека заключается в том, что уже в земной жизни, он может стать духовным человеком.

4. Что это значит? Вспоминаем, в чем заключался грех?

Плоть взяла верх над духом. Мы стали зависеть от земного. Духовный человек - это человек, у которого дух все больше и больше освобождается от власти плоти.

Примеры из житий: чудеса преодоления духом физических законов жизни (монахи пустынножители, отшельники, Мария Египетская и др.)

Обобщение урока: Человек - это возможность. Жизнь дана для воспитания своей души и борьбы с грехом. В процессе жизни мы можем открывать, приобретать и накапливать духовные сокровища, воспитывать свою волю, подчинять ее воле Божией. Наша жизнь уже здесь на земле может стать началом Жизни Вечной.

Д.З:

Вспомнить подвиг (не обязательно из жизни святых),* где человек горит духом.

Тема 19

ЗИМНИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

(монтажный лист слайд-фильма)

1. Какие зимние церковные праздники мы знаем?

Рождество - 7 января, Крещение - 19 января, Сретение - 15 февраля.

2. Давайте попробуем прочитать икону Рождества.

Слайды:

1.Икона Рождество Христово.

Что мы видим на этой иконе? Одно событие изображено или несколько?

Несколько, причем произошли эти события не в одно время.

Что было раньше?

Искушение Иосифа. Он смутился перед непостижимой тайной девственного зачатия Марии.

Рядом с ним иногда изображают старичка в лохматой шкуре, иногда пастушка,- кто это такой? Где мы о нем читали?

На иконах часто можно видеть изображение помыслов. Иногда показано, как кто-то обхватил шею и шепчет в ухо человеку - так изображен злой помысел, пришедший ему на ум. И здесь мы видим Иосифа в сомнении, старичок как бы говорит с ним, искушая своими вопросами.

Кто в центре?

Младенец Христос, Сын Божий.

Почему в колыбельку к Нему заглядывают ослик и вол?

Так иконописец изобразил их надежду на спасение, ведь животные тоже несут гнет первородного греха. По другому толкованию вол и осел символизируют собой народы, которые будут спасены Христом, вол - образ еврейского народа, осел - языческих народов.

Кто же внизу?

Группа женщин с Младенцем, это омывают родившегося Христа. Иконописец показывает, что тело Его было совершенно таким же, как и у других младенцев.

Кто же конкретно омывает Божественного Младенца?

Женщины из рода Иосифа. Обычно называют его старших дочерей. Но в Евангелии мы об эпизоде омывания ничего не читали. Это факт Церковного Предания.

Кто же слева и справа от пещеры, что за всадники? Кто говорит с ангелами?

Волхвы и пастухи. Ученые и неученые люди получают известие о Рождестве Царя Иудейского, Спасителя мира и направляются к Младенцу Христу.

А кто пришел раньше?

Конечно, пастухи. Они же были рядом, на пастбище.

Волхвы, то есть ученые, звездочеты, астрономы - по преданию шли из далеких персидских стран и путь их был очень длинным, около двух лет.

Почему же все эти события изображены одновременно?

Перед нами не отображение обычной действительной жизни, а событие Священной Истории: оно причастно вечности. В вечности же нет времени и последовательности событий. Вечность - это некое другое бытие, совсем не такое, как наше здесь на земле. Все святые уже пребывают в вечности, где пребывает Сам Бог.

Часто задают вопрос, почему на иконе Богородица не смотрит на Младенца, кажется, Она просто отвернулась от Него.

Как мы видим, Младенец Иисус изображен на иконе дважды: в центре в белых пеленах на фоне пещеры и в эпизоде омовения. В первом случае подчеркнута Его Божественная природа - пришел Сын Божий Спаситель мира. Во втором указывается на полноту его человеческой природы: Христос - Сын Человеческий. Богородица послужила Спасителю мира Своим естеством, и сейчас взор Ее обращен к миру, к Сыну Человеческому, которого омывают женщины, к Иосифу, борющемуся с искушением. Богородица стала первой богоизбранной Дочерью Человечества и отныне будет помогать всем страждущим и искушаемым, проходящим свой земной путь с верой и надеждой на Бога.

А что мы видим вверху иконы?

Вверху над всем звезда и луч, который как бы соединяет небо и землю. Вот, пожалуй, главный символ Рождества, который раскрывает духовный смысл праздника: Бог сошел на землю к людям, небо прикоснулось к земле, чтобы освятить ее. Люди уже не одиноки: Бог пришел, чтобы указать им путь на небо.

Тайна воплощения Христова недоступна человеческому уму, мы принимаем эту тайну с благоговением, как неоспоримый факт духовной истории человечества.

2.Икона Сретение Господне.

А вот другой праздник. Сретение Господне - 15 февраля.

Мы видим Младенца Христа на руках у старца Симеона. Он один из первых пророчествовал о судьбе Богомладенца: Лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий (Лк. 2, 34). Что имел в виду Симеон?

Разговор о Христе, о Боге и Спасителе мира - не может оставлять равнодушным никого, так как это разговор об Истине. И мы должны будем или принять Его или отвергнуть - третьего не дано.

А какие еще знаменитые слова произнес старец Симеон?

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2, 29-32 церковное лав.).

А когда в храмах читают эту молитву?

В конце вечерни, на всенощной. (Объяснить, почему, и рассказать историю жизни праведного Симеона.)

3. Икона «Крещение Господне»

И третий двунадесятый зимний праздник Крещение Господне.

Мы видим, что Христос крестился, будучи уже взрослым. Почему?

Обряд Крещения был установлен Иоанном Крестителем. Людей, которые раскаивались в своей неправедной жизни и хотели подготовить себя к встрече с Богом, он погружал в реку Иордан в знак очищения.

И вот Сам Спаситель пришел к Иоанну. Зачем? Разве Ему нужно было очищение?

Нет. В момент крещения Христа небеса разверзлись, и Дух Божий в виде голубя сошел на Него, и глас был с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Принятие Христом Иоаннова Крещения является для нас примером. Следуйте за Мной,- призывает Он нас,- вы заново родитесь в воде крещения для Жизни Вечной. Крещение стало началом общественного служения Спасителя.

А как человек ощущает действие таинства крещения?

Не все мы можем почувствовать своими земными чувствами. Крещение - это не магия или колдовство, а союз с Богом. Союз любви и свободы, а не отношения хозяина и раба - Бог не связывает нас таинством.

Если мы хотим жить по Его заповедям, в нас постепенно начинает расти чувство истины, увеличивается наш духовный опыт.

4. Икона «Иоанн Креститель».

Христос говорил, что Иоанн Креститель - величайший пророк на земле. Его называют еще Предтечей. Что означает это слово?

Предшествующий, указующий путь.

Крещение Иоанново было крещением в покаяние. Что такое покаяние?

Горячее желание побороть свои недостатки, стать лучше. Для нас покаяние - непременное условие христианского пути жизни.

Д.З:

Прочитать Евангельские отрывки о Рождестве (Лк.2, 1-7), Сретении (Лк. 2, 22-38) и Крещении (Мф. 3, 13-17).

Тема 20

ДВА ПУТИ ЖИЗНИ

1. Что же такое путь христианской жизни? Говорит ли это о нашей профессии или социальном положении?

Христианская жизнь - это путь спасения души, это большая внутренняя задача, которая решается медленно и трудно. Законы природы подчиняются высшим, духовным законам, поэтому внимая Духу Божиему, мы можем строить себя, борясь со своими слабостями.

2. А теперь давайте подумаем, здесь, в нашем мире, можем ли мы обрести Царствие Небесное?

Царствие Божие внутрь (то есть внутри) вас есть (Лк. 17. 21) Что это значит? Можно обрести такое устроение души, которое есть начало Божественного света в нас. Но это дело нашего выбора. Жизнь может вести нас к Богу, а может и уводить от Него.

Всякая ли деятельность будет полезной для спасения нашей души?

В одном из древних христианских памятников Дидахэ говорится о двух путях жизни, открытых для человека: пути жизни и пути смерти.

Чтение 1-го псалма - о двух путях жизни. Что значит совет нечестивых?

Союз неправедных, живущих не по совести.

3. У человека есть свобода откликнуться или не откликнуться на зов Бога (Прем. Сол. 2, 23-24).

Мы не можем забывать, что зло уже есть в мире.

Злые духи хотят уловить нас. Они внушают нам

ложные мысли и призывают к плохим делам. Но

человек не должен их слушать.

Мы все время находимся в состоянии выбора и должны научиться принимать правильные решения, то есть решения, согласные с волей Божией.

Обобщение урока: Человек может стать на путь, ведущий в Жизнь Вечную, а может отказаться от него. Он свободен. Но если мы избираем путь Жизни, то надо стараться, чтобы наши дела не противоречили этому.

Д.З:

Нарисовать длинный путь и идущего путника. Представить, какие ему могут встретиться препятствия?

V. ЦЕРКОВЬ

Тема 21

ЦЕРКОВЬ

1. Смотрим домашние картинки. Длинен путь человека - это его жизнь. И всю жизнь он встречает препятствия разного рода. Но самые тяжелые препятствия порождаются нашими грехами.

Помощник человеку в его пути к Царствию Небесному - Церковь. Что такое Церковь? Как переводится само слово?

Церковь - это собрание верующих, желающих жить по заповедям Божиим.

Подумаем, чем отличается Церковь от всех других собраний людей?

Церковь - это собрание людей вокруг Христа, поэтому Она священна, то есть имеет внутри себя Божественное основание.

Как это понять?

В Церкви встречаются и соединяются две жизни: Божественная и человеческая. Апостол Павел говорит, что Христос - глава Церкви, а верующие - ее члены, то есть живые части.

2. Зачем мы приходим в Церковь?

Молиться, исповедоваться, причащаться. Мы приходим ко Христу, потому что любим Его, потому что хотим быть ближе к Нему, и себя сделать чище рядом с Ним.

Как человек может встретиться и соединиться со Христом?

Встреча и соединение нас с Богом совершается в Таинствах Церкви.

3. От какого слова произошло слово таинство? Какой корень мы слышим в нем?

Тайна.

А что такое тайна?

Это неизвестное, скрытое от ума и глаза человека событие. Мы не можем понять, само действие и природу таинств Церкви, но можем в них участвовать. Все, что нужно для нашей духовной жизни, Бог нам открывает. Поэтому и в этом давайте доверимся Ему и примем тайну как чудо.

Какие таинства вы знаете?

Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства.

4. О крещении мы уже говорили. А что такое исповедь?

Это чувство стыда за совершенное. Это признание своих грехов с горячим желанием от них избавиться. Если мы искренне будем исповедоваться, Сам Христос будет помогать нам в борьбе с нашими грехами. Его силою и благодатью Святого Духа мы получаем прощение грехов, и отделяемся от них.

Но, мы должны помнить, человек всегда остается свободным, если мы не будем удерживать себя от зла, мы опять можем согрешить.

5. Крещение - это начало Церковной жизни. Дух наш обретает здесь свободу, теперь он может беспрепятственно стремиться к единению со Христом.

А какое таинство самое важное после Крещения?

Причащение или Евхаристия. Это - Вкушение Святых Даров, Хлеба Небесного, дарованного нам самим Спасителем.

Христос дал нам наказ: под видом хлеба и вина приобщаться Его Телу и Крови и, таким образом, по Благодати становиться едиными с Ним.

6. Многие из вас, наверное, причащались хотя бы несколько раз. Скажите, почему же и после Причастия мы можем совершать нехорошие поступки, и часто не чувствуем, что в таинстве Евхаристии соединились со Христом и стали Его частицей?

Дело в том, что Бог ничего в нас без нашего участия не исправляет. Он только просвещает нас, дает нам духовные силы, зовет нас. Но воспитывать себя, бороться с грехами и страстями мы должны сами. Если Господь увидит эту борьбу, Он придет на помощь, даст силы и терпение. А если мы не боремся, то Он насильно нас не заставляет от чего-то отказываться. Он не принуждает нас ни к чему и не отнимает у человека дарованной ему свободы.

Д.З:

Домашнее задание сегодня будет неожиданное. Давайте попробуем подготовиться получше к исповеди. Вспомним все наши проступки и плохие мысли. И даже если нам станет очень стыдно, все равно скажем все это священнику, ведь он представляет в Церкви Самого Христа.

Можно написать на бумаге наши грехи, чтобы ничего не забыть сказать, но никому, кроме священника, не будем их показывать, ведь мы очень хотим от них избавиться.

Тема 22

ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

(Повторение пройденного)

1. Вспоминаем, из чего состояло домашнее задание. Получилось ли оно у нас, разобрались ли мы со своими поступками? Какие вопросы есть?

(Если кто-то принес покаянные записки, ни в коем случае их не читать!).

2. Давайте сегодня вспомним, что мы с вами уже знаем. Что представляет собой мир? Все ли в мире можно увидеть?

Есть мир физический - видимый и мир духовный - невидимый.

3. Что представляет собой человек?

Человек сложно устроен, в нем тоже есть видимое и невидимое. Он - соединение души и тела. Еще человек имеет разум и может думать и отвечать за свои дела.

4. А что такое жизнь человека? Какой она бывает?

Человек живет все время что-то делая, но жизнь внешняя только школа для жизни внутренней, духовной.

Главное в жизни христианина - стяжание Духа Святого, воспитание себя для Жизни Вечной.

5. Без Христа всякая человеческая деятельность искажается. Мы призваны к святости, к истинной духовной жизни. Что входит в понятие духовной жизни?

Умение молиться и служить людям Христа ради. Такая жизнь дает человеку духовный опыт и способность с радостью принимать все, что Господь посылает нам.

Каковы же должны быть наши труды по воспитанию души?

Надо учиться молиться, учиться исповедоваться, не проходить мимо дел, которые мы можем совершить, учиться бескорыстию и ясному видению своих поступков.

6. А из чего складывается наша внешняя жизнь?

Это разнообразная деятельность людей.

Какие дела делают люди в жизни? Какие профессии мы знаем? На что опирается любая человеческая деятельность? Что нужно, чтобы овладеть какой-нибудь профессией?

Нужно учиться ей. Наука все время добывает новые знания о жизни, открывает ее законы. В своей профессиональной деятельности люди должны опираться на последние достижения науки и опыт своих предшественников.

7. Но у человечества есть не только опыт внешней деятельности, есть также опыт внутренней духовной жизни, то есть опыт общения с Богом, таинства, опыт молитвы. Можно ли этот личный опыт передать другому?

Нет. Личный духовный опыт нельзя передать, но можно научить человека правильно организовать свою духовную жизнь.

Где мы учимся этому?

В Церкви. Священное Предание Церкви донесло до нас многие духовные откровения, которые давались людям.

Из чего состоит Священное Предание Церкви?

- Центром его являются Таинства, Литургическое Предание в единстве со Священным Писанием;

- затем деяния святых Соборов;

- творения святых отцов Церкви;

- сама жизнь святых, их писаные и неписаные жития;

- жизнь конкретной церковной общины;

- церковное искусство: храм, икона, церковная

поэзия и пр.

Всё это Церковь хранит и передает нам для полноты нашей духовной жизни.

8. Духовная жизнь неразрывно связана с крестом. Что мы знаем о кресте?

Крест - это и наши труды, и наше благословение. От своего креста, то есть от трудов, отказываться не следует, через них мы соединяемся со Христом и учимся любви.

Д.З:

Рисуем диаграмму, символически изображающую Церковное Предание.

VI. ЛЮБОВЬ

Тема 23

ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ?

1. Рассматриваем домашние диаграммы. Мы видим, что Священное Предание едино со Священным Писанием, а, стало быть, и с главной его частью - с Евангелием. О чем же оно свидетельствует?

О любви Бога к людям. Нам надо научиться читать Евангелие, чтобы питать свое сердце настоящей любовью.

Подумаем, что значит любить? Что значит люблю маму, люблю сестру? Что мы любим и кого мы любим?

Бывают разные люблю: люблю - получать и

люблю - служить.

2. Какое люблю у нас?

Пример из книги митрополита Антония Сурожского Беседы о вере и Церкви. В 1919 г. жену белого офицера, у которой было двое детей, спасла от расстрела соседская женщина по имени Наталья. Я останусь здесь за вас- сказала она. Но вас расстреляют,- предупредили ее. Да! Но у меня нет детей,- таков был мужественный ответ героини.

И ее действительно расстреляли. Но спасенные ею помнили ее всю жизнь, и старались жить по совести, отвечая перед ней за все свои дела. Вот как дело любви и жертвы повлияло на жизнь других людей.

В человеке встречаются два люблю: эгоизм и жертвенность, любовь потребительская и любовь героическая. Как нам распознать, какая любовь в нас?

Только в трудностях, в беде, когда жизнь требует усилий - только тогда и проявляется человек. Испытания нам необходимы.

3. А можно ли вообще эгоистическую любовь назвать любовью? Что лежит в ее основе?

Желание получить что-нибудь приятное, угождение своим прихотям. Эгоизм направлен только на удовлетворение себя.

Настоящая любовь стремится сделать что-то хорошее не себе, а другому человеку: помочь ему, одарить, порадовать. Недаром Христос, придя на землю, дал людям заповеди любви.

Какие, кто знает?

Возлюби Господа Бога Своего и возлюби ближнего своего как самого себя (Мф. 23, 37-39).

А как мы можем возлюбить кого-то? Разве мы вольны в своих чувствах?

Любви надо учиться. А как это делать, знаете? Сначала надо отучить себя делать плохие дела, разучиться служить только себе (I Кор. гл. 13).

Подумаем, с чего начинается любое предательство?

С того, что эгоистические желания побеждают любовь к ближнему (привести примеры). Поэтому сначала научимся простому: не вредить, не злиться, не обижать и не обижаться.

Обобщение урока: Бог - это Любовь. Любовь можно в себе растить. Сначала нужно учиться не делать того, что считаем плохим.

Д.З:

Описать случай, где была проявлена настоящая любовь. Но пишем не о нагих чувствах, а о том, что мы видели.

Тема 24

ЛЮБОВЬ – СЛУЖЕНИЕ

1. Читаем домашние записи, случаи проявления настоящей любви. Подумаем, что же такое человек? Сколько желаний может возникнуть в нем?

Множество самых разных.

А каково отличие воли от желания?

Воля - это осмысленное, разрешенное разумом действие. Желания в нас возникают неосознанно; воля же всегда согласуется с нашими представлениями о том, как надо жить.

А можем ли мы что-нибудь сделать с нашими неразумными желаниями?

Можем начать объяснять себе, что желание наше нехорошее, принесет зло, пытаться погасить его. Если же оно неотступное и слишком горячее, то надо также горячо просить помощи Божией, чтобы Он умерил, утишил наши неблагородные порывы. Воля помогает человеку бороться с грехами и воспитывать в себе настоящую любовь.

2. Какая любовь настоящая? Вспомним, что может быть названо любовью?

Не то, когда ты себе приносишь удовольствие, а то, когда другим делаешь хорошее.

3. А сами мы что же, ничего не получаем? Что может давать человеку служение другим, как вы думаете?

Служение дает человеку радость, чувство своей нужности в жизни, спокойную совесть, чувство выполненного долга.

Но нельзя допускать, чтобы в нас возникло чувство гордыни, самоудовлетворения от служения.

Как бороться с этим?

Надо не считать своих трудов, не хвастаться ими и помнить, что все добро в мире - от Бога. Мы только Его помощники. Вот молитва, которую обычно читают после окончания удавшегося дела: Не нам, не нам, но имени Твоему прими славу.

4. А теперь подумаем, может ли любовь соединяться с расчетом, с учетом того, когда, кому и что мы сделали?

Такая любовь вряд ли может быть названа настоящей. Если мы считаем свои труды, значит хотим не только сделать добро, но и получить славу себе. Это называется тщеславием, т. е. тщетной напрасной славой.

Тщеславие очень мешает любви. Тщеславие учит нас хвастовству, зазнайству. А любовь - чувство бескорыстное.

Давайте вспомним из сказок примеры корыстных действий. Очень часто жадные и хитрые герои оставались в конце концов одни и никакой радости не испытывали. Только бескорыстное действие есть любовь, и только оно дает настоящую радость.

А что еще может мешать любви, кроме корысти?

Себялюбие, эгоизм.

Почему он мешает?

Требует исполнения своих желаний, служения самому себе.

А как с ним бороться?

Усилием воли. Объяснять себе, что нужно делиться всем хорошим с другими людьми, помогать попавшим в беду, призывать себя к добрым делам. Если мы будем помогать всем, то и нам помогут, когда будет нужно.

Д.З:

Записать примеры бескорыстных действий, которые вы видели в жизни.

Тема 25

КТО НАШ БЛИЖНИЙ?

1. Читаем домашние работы: примеры бескорыстных действий людей. Что нам помогает быть бескорыстными?

Любовь.

К кому мы можем испытывать любовь?

К тем, кто нам нравится.

А кто больше всего нуждается в нашей любви?

Те, кто в жизни оказались рядом с нами, наши ближние.

2. Кто наш ближний?

Разбираем притчу о милосердном самарянине.

Почему трудно любить человека, которого совсем не знаешь?

Мы ведь не можем даже предположить, как он будет жить в дальнейшем. Совсем неизвестно, хороший ли он на самом деле человек или нет, и отплатит ли он нам за наше добро.

А как называется чувство, которое заставляет нас ждать награды?

Корыстолюбие.

Помните, любовь не ждет внешней награды, а творит добро по своей внутренней потребности.

3. А какая все-таки награда возможна человеку за его любовь к людям?

Ему будут дарованы радость и чувство близости Божией. Награда его не в материальном благополучии, а блаженстве. Блаженство - это чувство великой внутренней радости и любви ко всему Божественному, состояние неуклонного стремления к Богу.

4. Блаженны (пересказ с объяснениями сначала выборочных стихов, а затем всего Евангельского отрывка).

Блаженны милостивые - те, кто милостив к другим, к слабым, к малым, к старым.

Блаженны кроткие - спокойные, не злые, те, кто не раздражаются, а все доверяют Богу и надеются на Его помощь.

Блаженны миротворцы - те, кто стараются сохранить во всем мир, не вносят в жизнь раздора и ссор.

Блаженны алчущие и жаждущие правды - те, кто горит желанием жить по истине, прийти к правильному познанию Бога.

5. Блаженными иногда называют юродивых. Подумаем, почему?

Юродивый в силу обстоятельств оказывается отвергнутым миром, единственное его упование и надежда - только любовь и помощь Божия.

Сонм святых говорит нам о том, что любовь дает душе мир и счастье, какой бы внешне трудной ни была жизнь. Уже здесь на земле человек получает залог Царства Небесного - блаженство. А в Жизни Вечной тот, кто по-настоящему любил, окажется ближе к Богу, и радость его будет полной.

Д.З:

1.Ищем примеры любви к ближнему.

2. А что такое любовь к дальним, к тем, кого не знаешь? В чем она может проявляться? Приведите примеры.

Тема 26

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

1. Читаем домашние записи: примеры любви к ближнему. А где главный источник любви? Зачем был сотворен мир и человек в нем?

Творение - проявление любви Божией. Одно из свойств любви - изливаться, распространяться вокруг себя и дарить себя.

Зачем Спаситель пришел в мир, исцелял людей, взошел на Крест?

Бог хотел помочь людям вернуться к радостной, безгрешной жизни. Бог остается верным человеку, хотя человек сам от Него отошел, сам предал Его любовь. Но Бог все равно любит нас и хочет нас спасти, Он верен в Своей любви. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8) - вот тайна, открытая нам самим Христом. Бог - величайший образ любви и призыв к ней.

2. Евангельские притчи о любви:

Притча о блудном сыне (Лк. 15. 11-32);

Притча о виноградаре, отдающем в жертву своего

сына (Мф. 21, 33-41).

Любовь есть прощение, сострадание и сорадование. Каждое действие Христа от рождения до Крестной смерти учит любви. Тот, кто умеет любить, будет с Богом. Надо учиться любви.

Легко ли любить?

Если не на словах, а в действительности пытаться любить, то станет ясно, что это трудно. Радостно, но и трудно одновременно.

3. А что нам делать, если мы чувствуем, что не умеем любить?

Человек может стремиться к любви, просить Самого Бога научить нас любить, ведь любовь исходит от Творца.

4. Но как учиться любить?

Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Надо пытаться преодолеть свой эгоизм. Молиться и просить Бога о любви.

А еще нужно стараться поступать так, как будто мы уже любим всех, не спрашивать себя, как ты относишься к этому человеку? Любовь нужна всем.

5. Добрые дела учат любви, это школа любви. Какие добрые дела человек может делать в жизни? Какие добрые дела может делать ребенок?

Д.З:

Учим свою душу любви. Что-то делаем дома не ради того, чтобы нас похвалили, а потому, что это нужно. Ищем дела, которые необходимо сделать.

VII. ДОБРО

Тема 27

ДОБРЫЕ ДЕЛА

1. Проверяем домашнее задание. Что делали дома? Замечали ли мы, что нужно сделать? Прибавилось ли у нас дел?

Рассказы детей.

2. Какие добрые дела бывают, приведем примеры:

- помочь по хозяйству маме,

- подать милостыню,

- перевести кого-нибудь через дорогу,

- поднести сумку,

- поделиться чем-нибудь,

- дать почитать книгу или дать свою игрушку поиграть другому,

- сбегать что-нибудь принести по просьбе другого,

- уступить место.

3. Рассказ Иры: Мама мне говорит: Убери свою полочку. А я ей говорю: Я хочу другую полочку, как у Саши. А мама: Мы скоро должны переехать в другую квартиру, но я ведь не отказываюсь убирать пока эту. Мама чувствует ответственность за свой дом. В ее добрых делах ей помогает чувство долга.

А еще какие чувства помогают нам в добрых делах?

Терпение. В жизни оно очень нужно.

Как же его воспитать в себе?

Нужно понемножку тренироваться: сдерживать свои нехорошие поступки и предлагать себе делать добро.

4. А знаете, какая добродетель считается главной для христианина по учению Церкви?

Смирение, то есть согласие с тем, что нам посылается. Мы не обсуждаем, не оспариваем, какие труды Господь на нас возложил, а стараемся их нести. Мы верим, что не случайно сейчас поставлены именно в такие обстоятельства, и воля Божия в том, чтобы мы сумели действовать именно в них.

Обобщение урока: У каждого в жизни есть свои обязанности. И наши обязанности, как правило, нам известны. Если мы от них не отказываемся, а делаем их добросовестно - это наше доброе дело.

Стать хорошим специалистом в своем деле - тоже доброе дело, и к тому же необходимое, полезное для всего общества. Так, хороший врач или инженер своим профессиональным мастерством получает возможность многим помогать, творить добрые и нужные всем дела. И нам надо готовить себя к какому-нибудь делу, которым мы будем служить Богу и людям.

Д.З:

Вспомнить, какие профессии бывают. Нарисовать или написать, какому делу вы хотели бы научиться.

Тема 28

ЧТО ТАКОЕ ПОСЛУШАНИЕ?

1. Разберем домашнее задание: какому делу ты хотел бы научиться, чтобы потом служить им Богу и людям.

А легко ли научиться настоящему делу? Что для этого нужно?

Любому делу в жизни учиться трудно. А стать мастером еще труднее. Но ведь мы не сами по себе учимся - у нас есть наставники, учителя, мастера, которые помогают нам.

А что от нас самих требуется?

Внимание, послушание, труд и терпение.

2. Что же такое послушание?

Наш мир устроен так, что мы многое узнаем для себя через слушание, через внимание. Это - начало любого хорошего дела. Сначала нужно послушать, вникнуть, понять, что происходит вокруг, что тебе говорят, потом уже начинать что-то делать.

А замечали ли вы в себе когда-нибудь дух протеста, нежелание слушать кого бы то ни было? Понаблюдайте за собой, что бывает, когда в нас действует этот дух противления и противоречия? Какие бывают потом последствия?

Самые разрушительные. Когда мы хотим все делать непременно по-своему, ничего хорошего не получается, возникают большие и малые раздоры, иногда человек из-за своего упрямства даже сворачивает с правильного пути.

Важно, как мы сами относимся ко всему этому? Считаем ли мы это добром, или понимаем, что это дух споров и раздоров, дух - смутьян. Он все путает в жизни, всему мешает. Боремся ли мы с ним?

Послушание противоположно этому духу раздоров. Оно несет с собой дух мира. Послушание - это не пассивное выполнение чьих-то указаний, а внимание к воле Божией, желание ее слушать и слышать.

Но послушание нелегко. Оно требует простоты сердца и доверия к Богу. Мы не механически подчиняемся Божией силе, а верим в Его благость и стремимся согласовать с ней свои желания и порывы.

3. Через кого же дети могут узнать волю Божию?

Прежде всего воля Божия возвещается нам через родителей. Они желают нам добра, а мы должны не огорчать их и слушаться.

А вдруг родители не правы? Тоже слушаться?

Не забудем, что Бог все обратит во благо. Он вразумит всех, кто хочет Его слушать. Поэтому несогласие наше пусть не превратится в раздор. Может быть, немножко придется и потерпеть. Важно сохранить мир в душе, тогда Господь непременно придет на помощь и разрешит возникшие противоречия.

А если человек говорит что-то несогласное с волей Божией, разве мы должны слушать его?

Ты сам уже ответил на свой вопрос. Если мы хотим слушать Бога, то туда, где мы не чувствуем Бога, мы не стремимся, даже если нас зовут.

4. А как тебе кажется, кто может звать человека в противоположную сторону от Бога?

Конечно, диавол. Но здесь, на земле, он обычно действует через людей, которых он увлек за собой. Поэтому будем бдительны, а не беспечны: мы ведь знаем, что зло есть на свете, и ему нужно всемерно противостоять.

Но как отличить зов Бога от соблазна лукавого духа? Кто сможет различить их?

Ну, во-первых, рядом с нами всегда есть духовно опытные люди, наши наставники, они всегда могут подсказать нам, что послано Богом, а что Его противником; а во-вторых, наше сердце, если мы его просветим светом разума и настоящей любви, тоже будет нам помощником.

5. Разбираем отрывок из стихотворения А.Ахматовой Мне голос был (1917 г.). Как передана здесь борьба с искушением?

...Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Мы видим, что героиня просто закрывает уши, чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух.

Д.З:

Читать сказку Ручеек В. Белова. Подумать, как еще мы можем бороться с соблазнами?

Тема 29

ВЕСЕННИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ПАСХА

(монтажный лист слайд-фильма)

1. В прошлый раз мы говорили о послушании и борьбе с соблазнами. И вот нам пример высочайшего послушания - Божия Матерь.

Слайды:

1. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы (XV)

Что мы видим?

Ангел спешит к Деве Марии и сообщает ей радостную весть.

Какую?

Он говорит, что Мария избрана среди всех жен послужить воплощению Божию.

И что же отвечает ему Мария?

Сначала Она страшится этой высокой участи и спрашивает: Как это будет? Но вскоре выказывает согласие: Да будет мне по слову Твоему (Лк. 1, 38). Это ответ великой кротости сердца и беспредельного

послушания.

2.Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».

Послушание Девы Марии началось значительно раньше, когда Она еще была маленькой и жила в Храме.

Наш декабрьский праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы указует, где было начало сознательного послушания, то есть научения себя жить высшими Божественными интересами.

3.Икона Благовещение {Устюжское).

На этой иконе Благовещения (XII в.) ангел как бы висит в воздухе,- так изображена его духовная природа. Богородица же стоит на поземе (объяснить слово): Она представляет собой все человечество, горячо ожидающее Мессию.

Благовещение празднуется по новому стилю 7 апреля. Это один из двунадесятых праздников. Какое значение для нас он имеет?

Бог, желая спасти людей от греховной жизни и смерти, ничего не делает без нашей воли. Мы непременно должны сами выказывать искреннее желание спасения, давать согласие на Его действие. Вот в чем великое назначение личной молитвы - научить себя стремиться к Богу, стать Его соработником.

Мы видим, что на груди Богородицы запечатлен Младенец Иисус: послушание Девы Марии открыло пути воплощению Господню. Дело Божественной благодати соединяется с человеческим трудом послушания и смирения.

4. Икона Спас (Преп. Андрей Рублев).

Теперь мы подошли к самому высокому смирению, которое когда-либо знал мир - смирению Христа. Став Богочеловеком, Спаситель взял на Себя все наши труды, в том числе и подвиг послушания. Но кому же Он послушен, ведь Он Сам Бог?

Сын Божий послушен Богу Отцу. Христос на протяжении всей Своей земной проповеди говорит об Отце.

Какой молитве Он научил людей?

Отче наш.

5. Молитва Отче наш

Читаем молитву. Попытаемся уяснить главный смысл обращений и прошений1.

Мы видим, что Христос призывает всех к Отцу. И Сам Он подает пример послушания. Где мы это видим?

6. Картина Моление о Чаше (В.Г.Перов).

В Гефсиманском саду. Вот перед нами картина Моление о Чаше.

Прочитаем Евангельский отрывок, рассказывающий об этом эпизоде.

Мы видим, что Спаситель смиряет Свои чувства и предает Себя в руки Отца. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). То есть Он принимает ту судьбу, которую выбрал и не отступает от нее, как бы страшна она ни казалась. Что последовало за этим горячим молением в Гефсиманском саду?

7. Икона Распятие {Дионисий).

Взятие под стражу. Допрос, избиения, несение Креста по дороге страданий и распятие, то есть смерть. Казалось бы - все кончено, послушание привело к смерти.

Но в том-то и дело, что тайна послушания заключена не в личном действии человека, а в действии того, кому мы послушны. Смиряя свою волю, мы даем возможность действовать благой воле Бога. И Спаситель, Сам, будучи Сыном Божиим, дал нам пример послушания перед Отцом: смирился до смерти.

(Здесь можно привести отрывок о ветхозаветном переживании смерти из Библейской книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, (40, 1-7).

Что же случилось после Распятия?

Что совершил Бог Отец?

Воскресение.

8.Икона Воскресение Христово.

Что это такое?

Восстание из мертвых, оживление.

Смерть оказалась побеждена.

Воскресение Христово - вот главный христианский праздник, который празднуется всегда весной, в воскресенье, но попадает на разные числа, т. к. высчитывается по лунному календарю.

Рассмотрим эту икону Воскресения. Она также, как и икона Рождества, изображает несколько эпизодов. Здесь и раскаявшийся разбойник с крестом мученика, и жены-мироносицы, пришедшие ко гробу утром и не нашедшие тела Христа, и лежащие у входа в гроб стражники (когда произошло Воскресение, земля сотряслась).

И мы видим восставшего Спасителя. Он окружен неким овалом. Этим показано, что Спаситель пребывает уже не в нашем земном пространстве, а в вечности. Внизу иконы - Христос, сходящий во ад и выводящий оттуда праведников во главе с Адамом и Евой.

После Воскресения Спаситель пребывает одновременно везде. Он восстал в новом духовном теле.

Но в чем же главный смысл праздника?

Какое значение он имеет для нас?

Те, кто обращены сердцем к Богу, кто идет за Ним - как Он и воскреснут. Это будет началом новой жизни.

Об этом Спаситель говорил своим ученикам. Сорок дней Он был с ними, а затем вознесся на Небо.

9. Икона Вознесение Господне.

Закончился земной путь Спасителя. Обратим внимание на икону. Два ангела в белых одеждах стоят между апостолами. А другие ангелы, в цветных, земных одеяниях возносят Христа. По словам свт. Афанасия Александрийского: Бог вочеловечился, чтобы человек обожился.

Люди на самом деле получили возможность обоживания, то есть совершенствования себя по образу и подобию Божию. По словам Иоанна Лествичника: Христианин тот, кто подражает Христу словами, делами и помышлениями 1.

Наша вера дает нам возможность пройти наш жизненный путь со Христом в душе и надеяться на то, что после смерти мы соединимся с Ним в Вечной Жизни.

Д.З:

Читаем Евангельские эпизоды Воскресения Христова. Рисуем Царство Небесное, как мы его себе представляем.

Тема 30

СЕРДЦЕ - ЦЕНТР ЧЕЛОВЕКА

1. Смотрим домашние рисунки. Подумаем, а что нужно, чтобы стать жителем Небесного Града?

Надо подготовить себя к этому, воспитать свою

душу, свое сердце.

2. Сердце - центр нашей физической и эмоциональной жизни. Чтобы бороться с соблазном духов тьмы, а словеса Божий слышать - нужно просвещенное сердце. И чтобы делать добрые дела и радоваться труду, тоже нужно умное сердце. Вот почему в молитвах часто речь идет о нашем сердце. Вспомним какие-нибудь молитвенные прошения.

Сердце чисто созижди (то есть сотвори) во мне, Боже и дух прав обнови во утробе моей (то есть в теле); Сподоби мя просвещенным сердцем творити волю Твою.

Сердцем познается любовь. Просто разумом Бога знать мало, разум должен стремиться соединиться с сердцем - только тогда нам удастся по-настоящему научить себя добру.

Но иногда мы даже видим, что надо делать, но почему-то не делаем этого. Почему? Потому ли, что нам это кажется трудным или мы просто ленимся? Что нам может здесь помочь?

Убеждение себя, призыв к действию и еще сокрушение, стыд за то, что мы ленимся.

3. Давайте прочитаем небольшие отрывки из проповеди О малом доброделании архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

Человек не покупает ценностей Царствия Небесного какими-либо внешними поступками. Поступки нужны для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной.

Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное, никому не нужное мучение.

Человек может прожить жизнь и так и не испытать никогда чувств, связанных с деланием истинного добра.

Надо выйти из своих мыслей и чувств, направленных только на доставление эгоистической пользы себе. Не всякий даже внешне хороший поступок меняет человека к лучшему 1.

4. Теперь давайте подумаем, как мы понимаем высказывание: Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его (то есть попадают в него) (Мф. 11, 12). О чем здесь говорится? О каком усилии?

Об усилии нашей разумной воли.

А как вы думаете, удерживать себя от зла - это доброе дело?

Конечно. Добрые дела - это и не гневаться напрасно, и не говорить неправды, и не оскорблять никого ни намеком, ни словом, ни делом.

5. В Библии сказано также: Удаление от зла - разум (Иов, 28, 28). То есть неучастие в делах, которые считаются плохими,- тоже добро и доброе дело. Потому что часто нужна очень сильная воля, чтобы удержаться от коллективного злого дела.

Обобщение урока: Дела любви приводят к радости любви. Тогда и труды жизни мы ощущаем не как мучительные, а как благословенные.

Д.З:

Учим молитву перед начинанием всякого дела Царю Небесный... и тропарь:

Творче и Создателю всяческих,

Боже, дела рук наших

Ко славе Твоей начинаемая,

Твоим благословением спешно исправи

И нас от всякого зла избави,

Яко един всесилен и Человеколюбец.

VIII. БЛАГОДАРЕНИЕ

Тема 31

О РАДОСТИ И БЛАГОДАРЕНИИ

1. Вслух все вместе читаем молитву и тропарь перед начинанием всякого дела (Творче и Создателю всяческих...).

А урок, как вам кажется, доброе дело? А всегда ли урок получается хорошим?

Нет, к сожалению. Но любое дело надо стараться делать терпеливо и призывать любовь в сердце.

Когда любовь поселяется в нас, приходит радость, благодарность и щедрость.

2. Когда мы любим, мы начинаем чувствовать, что сами получили очень много, и естественно благодарим. Какие благодарственные молитвы мы знаем?

Самая короткая молитва: Спаси, Бог, или Спасибо, которую мы так часто произносим. Другое короткое благодарение - Слава Богу или Слава Тебе, Боже, слава Тебе.

В одном акафистнике опубликован Благодарственный акафист1, написанный священником, погибшим в лагере. Приведем из него отрывки.

Что значит слово акафист?

Акафист - небольшая служба, во время которой верующие стоят. Кафизма - чтение, во время которого можно сидеть, а - отрицательная частица, таким образом, акафист - неседальное пение.

(Читаем отрывки из акафиста, разбираем).

Благодарим Тебя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего (Кондак 1).

Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной, Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости (Икос 1).

Благословенна мать-земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя! (Кондак 2).

Слава Тебе за праздник жизни! (Икос 2).

Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне,

Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми, Слава Тебе за ясные радости сердца (Икос 5).

Боже мой, спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дай усомниться в Тебе, обостри, слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой голос и взывал к Тебе, Вездесущему:

Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы, Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца, Слава Тебе, Боже, во веки (Икос 10).

3. В акафистах часто повторяется древнее приветствие:

Радуйся! Почему?

Радость - высшая точка наших земных чувств, напоминание о вечной жизни, поэтому все Божественное в акафисте сопоставляется с радостью. Вот примеры из Акафиста Иисусу Сладчайшему:

Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго, Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго (Икос 6).

Иисусе, сердца моего веселие (Икос 4). Иисусе, радосте совестная (Икос 8).

Все эти стихи говорят о радости, которую человек черпает из любви Христовой.

Д.З:

1. Подумаем, а мы за что можем благодарить Бога? Чему можем радоваться?

2. Напишем несколько благодарственных стихов (строчек), обращенных к Спасителю или Богородице.

Тема 32

БЛАГОДАРНОСТЬ В ЖИЗНИ

1. Читаем написанные дома благодарения Богу. А в жизни кого и за что мы можем благодарить?

Пятая заповедь: Чти отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле - заповедь о благодарности. Когда человек благодарит, то благо, которое ему было дано, возвращается миру и Богу, то есть умножается.

2. А кто знает, какие последние слова перед смертью сказал свт. Иоанн Златоуст?

Слава Богу за все!

Он умер в ссылке, изгнанный из своего родного города, где служил Богу и людям много лет. За что же святитель Иоанн Златоуст благодарил Бога?

За все, потому что все: и труды, и болезни, и усталость, и радость - все он считал милостью Божией к себе.

Тайна благодарения заключается в том, что благодарящему воздается сторицею. Вспомним, когда Господь взял хлеб и возблагодарил (Мф. 15, 32-38), что случилось?

Хлебы умножились, и все насытились. Искренняя благодарность вызывает высшее благословение - это Божественный закон, действующий даже в мире животных, даже в мире растений. Приглядитесь к жизни вокруг: поле благодарит урожаем, домашние животные - приплодом. Все множится в благодарности за труды и внимание.

Иоанн Златоуст говорит, что благодарение открывает нас для действия благодати Божией. Когда мы не благодарим, мы как закупоренные глиняные сосуды, а благодарение распечатывает сосуд, и он наполняется благодатью.

3. Но всегда ли мы помним о благодарности? Почему иногда люди забывают благодарить, хотя дары и милости осыпают их?

Чтение отрывка об исцелении десяти прокаженных из Евангелия от Луки (Лк. 17, 11-19). Один исцеленный вернулся, чтобы поблагодарить Спасителя. Не десять ли очистились, где же девять? - вопрошает Господь.

Неблагодарность - это скудость сердца, эгоизм. Человек начинает требовать, чтобы ему все угождали и подчинялись. Он попросту не дает себе труда видеть чужие труды, не знает их тяжести. Почему?

Потому что сам редко трудился ради другого. А ведь именно это приносит настоящую радость. Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Мы можем благодарить за то, что представилась возможность дать что-то человеку, а не взять от него, возможность помочь кому-нибудь, а не только принять помощь.

Даже за то, что нам посланы испытания, можно научиться благодарить - ведь именно в испытаниях крепнет наша душа, поэтому и они нам необходимы.

4. А кто знает, в церковном богослужении есть ли благодарение?

Есть. Самая главная наша служба, Литургия есть Благодарение - Евхаристия.

Мы благодарим Бога за то, что Он совершил такую великую жертву ради нас: страдал и умер на кресте. И все это - чтобы спасти нас от вечной смерти, чтобы мы имели возможность войти в Жизнь Вечную.

Какова же должна быть наша благодарность Богу! Всякого благодарения человеческого будет мало. Но у нас есть особая возможность благодарить Бога. Какая?

Если мы будем благодарить каждого, кто послужил нам, кто научил нас чему-то полезному, хорошему, то мы будем благодарить Бога, так как от Него все добро в мире.

Будем благодарить и того, кому мы оказались нужны.

Будем благодарить близких за все, что они для нас сделали...

5. А как может выражаться благодарность?

В добрых делах, в радости, в улыбке, в словах благодарности, выражающих нашу признательность, в памяти.

Д.З:

Найти в утренних и вечерних молитвах места, в которых мы благодарим Бога. Прочитать молитвы по Св. Причащении. За что мы благодарим Бога после Причастия? Выписать 5 благодарений.

Тема 33

О МИЛОСТИ

1. Проверяем домашнее задание: читаем благодарения из молитв после Св. Причащения.

А как еще можно выразить свою благодарность Богу? Если мы будем стараться делать незнакомым людям добро,- будет ли это нашей благодарностью Богу?

Все, что вы сделали одному из братьев Моих меньших,- то сделали Мне,- так сказано в Евангелии (Мф. 25, 40). Поэтому свою благодарность Богу мы можем выразить и с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: