XI. Человечество и искусство

Тема 40

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ИСКУССТВО

1. Проверяем домашнее задание: приводим примеры дружбы и верности. А как вам кажется, сколько людей вместе могут дружить? Два, три, десять? Когда люди просто живут вместе, что их объединяет?

Дела и разговоры. Они что-то делают и разговаривают, общаются, рассказывают друг другу о том, что видели, что делали, чего хотят, о чем думают и что чувствуют.

2. А что такое человечество? Как оно живет? Люди друг с другом общаются, и не только словами. Дело каждого тоже является словом, посланием другим людям.

Российский поэт Осип Мандельштам (1891-1938) сравнивал поэзию с письмом, запечатанным в бутылку, которая брошена в море (См. статью О собеседнике - Мандельштам О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987, с. 49). Кому послано, не знаем, собеседник неизвестен - оно предназначено всем людям.

3. Что же такое искусство? Какие виды искусства вы знаете?

Живопись, скульптура, архитектура, театр, кино... Все это - доверительный разговор о жизни, особый, дистанционный вид общения людей.

Язык искусства отличается от обычного языка. Это язык образный. Искусство создает, прежде всего, образ, передает ощущение происходящего, этот образ у читателя и зрителя рождает живое собственное чувство. Вся сила искусства в том, что оно воспринимается сердцем, а не умом и побуждает человека к поиску прекрасного.

4. А что еще мы воспринимаем сердцем?

Истину. Удивительная сила искусства в том, что оно способно развить чувство прекрасного, чувство правды в человеке. Значит, искусство может служить Богу.

Всегда ли так получается? А когда началось искусство?

Искусство родилось вместе с родом человеческим. Оно имеет очень древние корни. Оно всегда сопутствовало людям. На стенах пещер, где жили первобытные люди, археологи обнаружили древнейшие наскальные рисунки.

Так что же такое искусство?

Искусство - один из способов познания мира и участия в жизни. Это волшебное зеркало, в котором отражается настоящее, прошлое и... возможное. Человек может увидеть в нем самого себя.

Как же возникает произведение искусства?

Произведение искусства хорошо тогда, когда оно создано по внутренней необходимости (Рильке P.M. Новые стихотворения. М.: Наука, 1977, с.328.),- говорит австрийский поэт Райнер М. Рильке в своих Письмах к молодому поэту.

А что такое внутренняя необходимость? Откуда она в человеке? Почему нас что-то тревожит и волнует?

Может быть, это Бог говорит нашему сердцу, на что именно нам надо обратить внимание?

Впечатления художника важны не только для него. Они побуждают его к творчеству, которое служит Божественному промыслу, помогает людям лучше видеть мир и самих себя.

5. Но бывает в искусстве и подделка. Что это такое? -

Это когда художник создает что-то корысти ради или по какому-нибудь заданию. Когда он изображает и говорит не то, что чувствует, когда он не верен истине.

Но раз есть подделка, нам надо научиться отличать ее от живого искусства. Не забудем, что живое искусство говорит не прямо и однозначно, а рождает в нас самих размышления и чувства. Оно задает вопросы, а ответы нам придется искать самим в совете с Богом.

Д.З:

Смотрим репродукции картин художников разных времен: А.Г.Венецианова, В.Серова, П.Кузнецова. Пытаемся не разбирать, что на них изображено, а почувствовать их и пережить.

 

 

Тема 41

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1. В классе смотрим репродукции картин И.Левитана. Пытаемся высказать, какие переживания вызывает та или иная работа. От изображения идем к настроению и мировосприятию художника.

2. Кого называют художником?

Не только человека, который рисует или пишет картины, но и тех, кто создает художественные произведения в литературе, архитектуре, музыке, театре, кино и т. д.

А теперь вспомним, что художницей в Библии называется Премудрость Божия. В Константинополе, в Киеве, в Новгороде, да и в других городах есть храмы святой Софии Премудрости Божией. В книгах Притч Соломоновых Художником назван Сам Спаситель (Притчи, 22-30), этим указана Его особая роль в творении мира - дарование образа.

3. А как творит человек? С чего начинается творчество? Когда человек испытывает потребность писать? Когда он все знает или когда не знает и вопрошает? Что такое написание картины или книги?

Поиск. Художник ищет ответы на вопросы, которые в нем родились.

4. Что такое вопрос? Подумаем, когда он в нас рождается? О чем он свидетельствует?

Вопрос выражает живой интерес к жизни. Хочется глубже понять, осмыслить то, что волнует. Надо учиться задавать серьезные вопросы.

5. Рисование в классе красками. Сделать набросок любого запомнившегося за последнюю неделю образа (пейзаж, какой-нибудь эпизод из жизни или из книги, портрет, просто отдельный предмет, но непременно на конкретном фоне и т. д.). У каждого запечатлелось что-то свое. И рисует пусть каждый по-своему, как ему захочется.

А теперь посмотрим наши работы все вместе. (Каждую работу надо показать в отдельности и попытаться войти в нее, почувствовать ее дух, но ни в коем случае не оценивая уровень исполнения).

Мы видим, что с одной стороны вы отражали то, что видели. Но искусство загадочно: в каждом изображении присутствует не только то, что улавливает глаз, но и то, что происходит в сердце рисующего. Можно через картину узнать кое-что о ее создателе.

Но умеем ли мы правильно видеть? То есть видеть то, что говорит искусство, и то, что происходит в жизни? Что такое видеть?

Часто мы бываем невнимательны, загораживаемся от жизни своими представлениями о ней и не видим, что и как происходит на самом деле. Художник помогает нам лучше увидеть жизнь, он учит смотреть.

Вот репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова». Что мы видим?

Все движется, тревога и волнение овладели всеми. Мы чувствуем напор толпы, и сами как бы оказываемся в этой толпе.

Что мы ощущаем?

Здесь не скажешь сразу, кто хорош, кто плох. Острейшая драма жизни разыгрывается перед нами: непримиримое столкновение идей и внутренних устремлений людей. Мы сопереживаем. Картину нельзя пересказать, она не просто информирует о случившемся. Искусство не может ограничиться внешним изображением того или иного факта, оно невольно дает нам опыт живого общения с миром и автором произведения. Художник тоньше чувствует и глубже осмысливает действительность в процессе творчества. Он ищет ответы на возникшие вопросы и нас призывает искать вместе с ним.

Д.З:

Смотрим репродукции картин Левитана. Придумываем маленькую пьесу, используя репродукции.

Тема 42

ЭКСКУРСИЯ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Смотрим несколько работ на выбор учителя. Предлагаем детям постоять у картин молча, послушать, какой отзвук в сердце, какое переживание рождает то или иное живописное полотно. Стремимся акцентировать внимание не на сюжете, а на художественности, на живописном переживании мастера, пытаемся ощутить дух произведения.

Д.З:

Углем или пастелью на больших листах сделать по памяти схематичные наброски композиционной структуры запомнившейся картины. (Что на первом плане, что на втором? Где свободное пространство, где люди?)

Тема 43

ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО

1. Рассказываем свои домашние пьески по картинам

Левитана и смотрим композиционные наброски картин.

А как зародилось искусство? Когда появились самые первые образцы художеств?

Нам известны древние наскальные рисунки (показать фотографии). Они были очень просты и схематичны. Постепенно, со временем, изображение усложняется: каждая эпоха вносит свои особенности, искусство вырабатывает свой язык.

2. Каков язык архитектуры разных эпох и стран?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: