ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛЯЗИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Директор ГООШ г. Калязина Директор ГБП ОУ «Калязинский колледж»
____________ О.М. Бакалягина __________________ Н.А. Рыбакова
«___» _________________ 2019 г. «___» _________________ 2019 г
ПРОГРАММА КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ) ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»
Калязин, 2019
Пояснительная записка
В Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы говорится о том, что «сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы образования, в том числе за счет создания и реализации программ формирования у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции». В подготовке таких кадров важная роль принадлежит учреждениям среднего профессионального образования.
|
|
Однако начинаться подготовка будущего педагога должна значительно раньше – в основной школе. Для этого существуют необходимые условия в ходе проведения предпрофильной подготовки, включающей систему педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся основной школы относительно избираемой сферы последующей профессиональной педагогической деятельности. Школьники должны быть включены в реальную и моделируемую профессиональную деятельность, где созданы условия для развития педагогических способностей, осуществляется проба себя в качестве дублера учителя. Обучающиеся как можно раньше должны своевременно получить информацию о возможностях дальнейшего образования и целенаправленно к нему готовиться, а педагоги, в свою очередь – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение мотивированных на педагогические профессии школьников
Разрабатывая программу курса предпрофильной подготовки «Школа будущего педагога», мы использовали опыт Белгородской области, где успешно реализуется проект «Профессиональная ориентация школьников к получению педагогической профессии», а также материалы курса предпрофильной подготовки «Педагогическое начало», реализуемого в ГАПОУ «Тольяттинский социально-педагогический колледж».
|
|
Программа курса «Школа будущего педагога» предназначена для реализации в 8 классах основной общеобразовательной школы.
Актуальность курса определяется значимостью в современном обществе педагогических профессий, специфика которых дает первичное представление о направлениях педагогической работы: подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана; формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему; воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической деятельности.
Деятельность «Школы будущего педагога» направлена на формирование мотивированного выбора дальнейшего обучения в профессиональных образовательных организациях по специальностям педагогического профиля.
Данный курс дает представление о профессиональной деятельности учителя, педагога физической культуры и спорта, воспитателя, помогает осознать себя в роли педагога, оценить свои способности к саморазвитию.
Целью курса является формирование у школьников первоначальных общих представлений о педагогической деятельности, необходимых для их осознанного выбора профессии педагога по окончании школы.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
· дать целостное представление о профессии педагога;
· познакомить учащихся с вариативными подходами в организации педагогической деятельности;
· познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к будущему педагогу;
· вызвать интерес у учащихся к коллективной творческой деятельности;
· развивать творческие способности учащихся, организаторские умения, ориентировать их на освоение педагогической профессии;
· предоставить возможность выявления профессиональных интересов и склонностей учащихся к педагогической деятельности;
· создать условия для формирования лидерских качеств личности.
Данный курс включает в себя теоретическую и практическую части. В теоретической части учащиеся получают представление об особенностях педагогических профессий, даются сведения об основных положениях педагогики и психологии, практическая часть предусматривает составление личного профессионального плана, проведение фрагментов внеклассных занятий, а также овладение навыками самопрезентации.
В содержание курса включены основные понятия и термины профессиональной деятельности педагога, такие, как: «психология общения», «коммуникация», «педагогическая ситуация», «саморегуляция», «культура речи», «педагогическая деятельность», «педагогическая культура» и другие.
В содержание курса включены следующие виды деятельности: коммуникативная, репродуктивная, поисковая деятельность по сбору информации, проектная.
Ведущими технологиями обучения являются: моделирование ситуации, ролевые игры, практические упражнения, ситуационные задачи, творческие задания, занятия с элементами психологического тренинга, коллективные творческие дела, проведение мастер-классов.
Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
В результате обучения учащиеся будут:
- знать:
· виды педагогической профессии;
· основные виды, понятия и термины профессиональной деятельности педагога;
· элементарные понятия психологии общения;
· общие представления о мышлении, памяти, внимании, темпераменте;
· пути подготовки и получения профессионального образования;
· требования рынка труда к педагогу;
- понимать:
· основные виды деятельности педагога;
· отличия между профессией педагогаи другими профессиями;
· основы профессиональной успешности педагога, необходимости совершенствования и развития профессионально важных качеств;
- уметь:
· использовать полученную информацию в процессе своего профессионального самоопределения, построения личного профессионального плана;
|
|
· использовать в межличностных отношениях правила эффективного общения.
Формы контроля освоения курса: текущий контроль и итоговая зачетная работа (может быть представлена в виде группового или индивидуального проекта).
Специфика программы: курс рассчитан на 68 часов, состоит из 4 модулей (1 модуль в четверть по 16 часов и 4 часа на защиту итоговой работы).
Структура курса:
№ модуля | Название модуля | Количество часов | Сроки проведения |
Модуль 1 | Введение в педагогическую деятельность | 16 | сентябрь – октябрь |
Модуль 2 | Педагог – творческая личность | 16 | ноябрь – декабрь |
Модуль 3 | Педагог и психология | 16 | январь – март |
Модуль 4 | Профессиональное мастерство педагога | 16 | апрель – май |
Итоговая работа | 4 | май |