Контингент воспитанников ДОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога-психолога МБДОУ д/с №

На 2018 – 2019 учебный год

Составитель: педагог-психолог

Г.

Содержание

Содержание___________________________________________________________________________________2

Аннотация к рабочей образовательной программе педагога-психолога _________________________________________________________________________________________________3

Целевой раздел________________________________________________________________________________5

пояснительная записка______________________________________________________________________5

цель и задачи программы_____________________________________________________________________6

принципы и подходы к формировании программы_________________________________________7

значимые характеристики ______________________________________________________________________9

материально-техническое обеспечение психолого-педагогической службы доу_____________________________________________________________________________________________10

взаимодействие детского сада с другими учреждениями_______________________________20

характеристика возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста _________________________________________________________________________________________________21

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕД, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА____________________________________________________________________________________39

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ____________________________________________________________________________________________39

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА_ПСИХОЛОГА_____________________________41

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС,_________________________________________________________________________________--________46 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ________________________________________________________________49  

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ____________________________________________________________________________________50

БЛОК ДИАГНОСТИЧНСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ______________________________________________________________________________________51

ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ_______________________________________________________________________________57

КОРРЕКЦИОННо-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА_______________________________59

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ______________________________________________73

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ____________________________________________________________________75

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА______________________________________75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1__________________________________________________________________________________79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2__________________________________________________________________________________88

Аннотация к рабочей образовательной программе педагога-психолога

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №18. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепления психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в нашем детском саду. Педагог-психолог создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. В основу разработки рабочей программы положен принцип амплификации детского развития, который обеспечивает возможности как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.

       Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования на всех его уровнях:

- на уровне сознания субъектов образования;

- на уровне проектирования, создания и использования образоватедбной среды;

- на уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда.

    Основными принципами психологизации являются:

§ Интеграция – обеспечение взаимосвязи развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности;

§ Вариативность – свобода выбора образовательных программ, обеспечивающая индивидуализацию образовательного процесса;

§ Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими.

Объектом  деятельности педагога-психолога в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Предметом его деятельности является психологическое здоровье ребенка.

 

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, психопрофилактика и психологическое просвещение, развивающая работа и психологическая коррекция,

Психологическое консультирование, также поддержку деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным направлением является создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса, повышение психологической культуры педагогов и родителей, изучение особенностей детей, обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

В соответствии с рабочей программой и учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, целью его деятельности является охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей, дляполноценного проживания ребенком дошкольного детства. А также формирование основ базовой культуры личности каждого ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности, в обеспечении комплексного развития с учетом его психического и физического состояния здоровья, как осноавы успешного обучения в школе. Значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Достижение данных целей реализуется с помощью следующих  задач:

  • определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
  • создание соответствующих психологических условий для успешного усвоения дошкольником образовательных областей.

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапав общем развитии человека;
  • полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобшение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ.

 

I.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью  и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности – активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Совершенствование системы образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» требует внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и задач воспитания и обучения – создание педагогом-психологом и воспитателями благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода.

Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления педагогом-психологом создана комплексная программа. Она разработана в соответствии с

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

-«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

-Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Настоящая раочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ №. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

 

I.2.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРГРАММЫ

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

‒ охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога.

Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия(Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9);
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

 

I.3.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных. индивидуальных и физиологических особенностей. Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

 При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

 - Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

Эти под­ходы к проблеме индивидуаль­ного развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

 

В программе учитываются:                                                                                

-индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

 -возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее организации.

Содержание программы построено с учетом основных принципов дошкольного образования:

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество ДОУ с семьей;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

При выборе образовательных методик предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно-эстетической, социальной сферы развития. Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, являющимся родным для всех воспитанников.

При выборе образовательных методик предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно-эстетической, социальной сферы развития. Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

        

 

 I.4. ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

 Режим работы дошкольного образовательного учреждения.

ДОУ  функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели: с 10,5 часовым пребыванием детей — 5 групп, с 12-часовым пребыванием детей — 2 группы. Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

Контингент воспитанников ДОУ.

В ДОУ функционируют 7 возрастных групп, их посещают 164 ребёнка.

Возрастная категория Направленность групп Количество групп Количество детей
От 1,5 до 3 лет Общеразвивающая          1            23
От 3 до 4 Общеразвивающая          2          50  
От 4 до 5 Общеразвивающая           2         26
От 5 до 6 Общеразвивающая           1         38
От 6 до 7 Общеразвивающая           1         27

Предельная наполняемость групп составляет:

1,5 - 3 года — 20 ребенка, 3-7 лет — 25 детей

Сведения о семьях воспитанников:

  Статус семьи      Количество семей
Полные семьи                   151
Неполные семьи                   14
Многодетные семьи                   57
Семьи с опекаемыми детьми                   1
Семьи с детьми с ограниченными возможностями                   0

 

I.5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ

Кабинет педагога-психолога соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: