РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Педагога-психолога МБДОУ д/с №
На 2018 – 2019 учебный год
Составитель: педагог-психолог
Г.
Содержание
Содержание___________________________________________________________________________________2
Аннотация к рабочей образовательной программе педагога-психолога _________________________________________________________________________________________________3
Целевой раздел________________________________________________________________________________5
пояснительная записка______________________________________________________________________5
цель и задачи программы_____________________________________________________________________6
принципы и подходы к формировании программы_________________________________________7
значимые характеристики ______________________________________________________________________9
материально-техническое обеспечение психолого-педагогической службы доу_____________________________________________________________________________________________10
взаимодействие детского сада с другими учреждениями_______________________________20
характеристика возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста _________________________________________________________________________________________________21
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕД, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА____________________________________________________________________________________39
|
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ____________________________________________________________________________________________39
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА_ПСИХОЛОГА_____________________________41
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС,_________________________________________________________________________________--________46
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ________________________________________________________________49
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ____________________________________________________________________________________50
БЛОК ДИАГНОСТИЧНСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ______________________________________________________________________________________51
ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ_______________________________________________________________________________57
КОРРЕКЦИОННо-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА_______________________________59
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ______________________________________________73
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ____________________________________________________________________75
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА______________________________________75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1__________________________________________________________________________________79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2__________________________________________________________________________________88
Аннотация к рабочей образовательной программе педагога-психолога
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №18. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепления психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в нашем детском саду. Педагог-психолог создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. В основу разработки рабочей программы положен принцип амплификации детского развития, который обеспечивает возможности как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.
|
|
Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования на всех его уровнях:
- на уровне сознания субъектов образования;
- на уровне проектирования, создания и использования образоватедбной среды;
- на уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда.
Основными принципами психологизации являются:
§ Интеграция – обеспечение взаимосвязи развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности;
§ Вариативность – свобода выбора образовательных программ, обеспечивающая индивидуализацию образовательного процесса;
§ Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими.
Объектом деятельности педагога-психолога в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Предметом его деятельности является психологическое здоровье ребенка.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, психопрофилактика и психологическое просвещение, развивающая работа и психологическая коррекция,
Психологическое консультирование, также поддержку деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным направлением является создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса, повышение психологической культуры педагогов и родителей, изучение особенностей детей, обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
В соответствии с рабочей программой и учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, целью его деятельности является охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей, дляполноценного проживания ребенком дошкольного детства. А также формирование основ базовой культуры личности каждого ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности, в обеспечении комплексного развития с учетом его психического и физического состояния здоровья, как осноавы успешного обучения в школе. Значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Достижение данных целей реализуется с помощью следующих задач:
|
|
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание соответствующих психологических условий для успешного усвоения дошкольником образовательных областей.
Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапав общем развитии человека;
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобшение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ.
I.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности – активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Совершенствование системы образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» требует внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и задач воспитания и обучения – создание педагогом-психологом и воспитателями благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода.
|
|
Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления педагогом-психологом создана комплексная программа. Она разработана в соответствии с
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
-«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
-Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Настоящая раочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ №. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
I.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРГРАММЫ
Цель программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
‒ охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога.
Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия(Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9);
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
I.3.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных. индивидуальных и физиологических особенностей. Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В программе учитываются:
-индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
-возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее организации.
Содержание программы построено с учетом основных принципов дошкольного образования:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество ДОУ с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
При выборе образовательных методик предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно-эстетической, социальной сферы развития. Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, являющимся родным для всех воспитанников.
При выборе образовательных методик предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно-эстетической, социальной сферы развития. Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
I.4. ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения.
ДОУ функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели: с 10,5 часовым пребыванием детей — 5 групп, с 12-часовым пребыванием детей — 2 группы. Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
Контингент воспитанников ДОУ.
В ДОУ функционируют 7 возрастных групп, их посещают 164 ребёнка.
Возрастная категория | Направленность групп | Количество групп | Количество детей |
От 1,5 до 3 лет | Общеразвивающая | 1 | 23 |
От 3 до 4 | Общеразвивающая | 2 | 50 |
От 4 до 5 | Общеразвивающая | 2 | 26 |
От 5 до 6 | Общеразвивающая | 1 | 38 |
От 6 до 7 | Общеразвивающая | 1 | 27 |
Предельная наполняемость групп составляет:
1,5 - 3 года — 20 ребенка, 3-7 лет — 25 детей
Сведения о семьях воспитанников:
Статус семьи | Количество семей |
Полные семьи | 151 |
Неполные семьи | 14 |
Многодетные семьи | 57 |
Семьи с опекаемыми детьми | 1 |
Семьи с детьми с ограниченными возможностями | 0 |
I.5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ
Кабинет педагога-психолога соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.