№ | Название методики | Цель | Группа |
1. | «Узнай и покажи» | Выявление понимания речи взрослого, умения узнавать и показывать названный объект и его части. | 1-я младшая |
2. | «»Закрой окошко» | Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить их друг с другом. | 1-младшая |
3. | «Заборчик» | Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить их друг с другом. | 1-младшая |
4. | «Подбери по цвету» | Выявление сформированности восприятия цвета, умения называть основные цвета, соотносить предметы по цвету. | 1-младшая |
5. | «Угощения для друзей» | Выявление уровня общей осведомлённости, понимания речи, умения отвечать на простейшие вопросы. | 1-младшая |
6. | «Подарки для девочки Маши» | Выявление умения находить предметы по двум признакам — форме и цвету, умения отвечать на вопросы. | 1-младщая |
7. | «Разберем вещи» | Выявление умения распределять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда) | 1-младшая |
8. | «Картинки в подарок» | Изучение способности к ритмичному воссозданию изобразительных элементов, развитие мелкой моторики рук. | 1-младшая |
9. | «Коробка форм» | Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности проводить анализ расположения фигур в пространстве. | 2-младшая, средняя |
10. | «Матрёшка 3-составная» | Выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления. | 2-младшая |
11. | «Разрезные картинки 2 -3 составные» | Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом. | 2-младшая |
12. | «Цветные кубики» | Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции. | 2-младшая |
13. | «Парные картинки» | Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах. Наблюдательности, зрительной памяти. | 2-младшая |
14. | «Угадай, чего не стало» | Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания. | 2-младшая |
15. | «Покажи и назови» | Выявление общей осведомлённости ребенка | Средняя |
16. | «Матрёшка 4-составная» | Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса | Средняя |
17. | «Разрезные картинки 4-составные» | Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу | Средняя |
18. | «8 предметов» | Исследование объёма образной памяти | Средняя |
19. | «Лабиринты» | Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия. | Средняя |
20. | «Найди такую же картинку» | Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаравленности восприятия. | Средняя, старшая |
21. | «Найди домик для картинки» | Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова. | Средняя |
22. | «На что это похоже?» | Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. | Средняя |
23. | «Лесенка» | Выявление самооценки ребенка | Старшая, подготовительная |
24. | «Нелепицы» | Выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка | Старшая |
25. | «Времена года» | Выявление уровня сформированности представлений о временах года | Старшая |
26. | «10 предметов» | Анализ объёма непосредственной образной памяти у ребенка | Старшая |
27. | «Найди «семью»» | Выявление уровня наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению | Старшая |
28. | «Рыбка» | Определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. | Старшая |
29. | «Рисунок человека» | Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом | Старшая, подготовительная. |
30. | «Последовательные картинки» | Выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ | Старшая, подготовительная |
31. | «Разрезные картинки»(4 части), (6 частей) | Выявление уровня развития восприятия. Умения воспроизводить целостный образ предмета | Старшая, подготовительная |
32. | «На что это похоже?» | Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальность и гибкость мышления | Старшая, подготовительная |
33. | «Вырежи круг» | Выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук. | Подготовительная |
34. | «Домик» | Выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координациии и тонкой моторики руки | Подготовительная |
35. | «10 слов» | Оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти | Подготовительная |
36. | «Закончи предложение» | Оценка умения вычленять причинно следственные связи в предложении | Подготовительная |
37. | «4-й лишний» | Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка | Подготовительная |
38. | «Найди недостающий» | Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор | Подготовительная |
39. | «Запрещенные слова» | Выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника» | Подготовительная |
40. | «Графический диктант» | Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу | Подготовительная |
|
|
|
|
II.6.ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников.
|
|
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла;
•зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
|
|
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
II.7. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА