Используемый диагностический комплекс

Название методики Цель Группа
1. «Узнай и покажи» Выявление понимания речи взрослого, умения узнавать и показывать названный объект и его части. 1-я младшая
2. «»Закрой окошко» Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить их друг с другом. 1-младшая
3. «Заборчик» Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить их друг с другом. 1-младшая
4. «Подбери по цвету» Выявление сформированности восприятия цвета, умения называть основные цвета, соотносить предметы по цвету. 1-младшая
5. «Угощения для друзей» Выявление уровня общей осведомлённости, понимания речи, умения отвечать на простейшие вопросы. 1-младшая
6. «Подарки для девочки Маши» Выявление умения находить предметы по двум признакам — форме и цвету, умения отвечать на вопросы. 1-младщая
7. «Разберем вещи» Выявление умения распределять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда) 1-младшая
8. «Картинки в подарок» Изучение способности к ритмичному воссозданию изобразительных элементов, развитие мелкой моторики рук. 1-младшая
9. «Коробка форм» Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности проводить анализ расположения фигур в пространстве. 2-младшая, средняя
10. «Матрёшка 3-составная» Выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления. 2-младшая
11. «Разрезные картинки 2 -3 составные» Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом. 2-младшая
12. «Цветные кубики» Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции. 2-младшая
13. «Парные картинки» Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах. Наблюдательности, зрительной памяти. 2-младшая
14. «Угадай, чего не стало» Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания. 2-младшая
15. «Покажи и назови» Выявление общей осведомлённости ребенка Средняя
16. «Матрёшка 4-составная» Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса Средняя
17. «Разрезные картинки 4-составные» Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу Средняя
18. «8 предметов» Исследование объёма образной памяти Средняя
19. «Лабиринты» Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия. Средняя
20. «Найди такую же картинку» Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаравленности восприятия. Средняя, старшая
21. «Найди домик для картинки» Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова. Средняя
22. «На что это похоже?» Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. Средняя
23. «Лесенка» Выявление самооценки ребенка Старшая, подготовительная
24. «Нелепицы» Выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка Старшая
25. «Времена года» Выявление уровня сформированности представлений о временах года Старшая
26. «10 предметов» Анализ объёма непосредственной образной памяти у ребенка Старшая
27. «Найди «семью»» Выявление уровня наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению Старшая
28. «Рыбка» Определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. Старшая
29. «Рисунок человека» Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом Старшая, подготовительная.
30. «Последовательные картинки» Выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ Старшая, подготовительная
31. «Разрезные картинки»(4 части), (6 частей) Выявление уровня развития восприятия. Умения воспроизводить целостный образ предмета Старшая, подготовительная
32. «На что это похоже?» Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальность и гибкость мышления Старшая, подготовительная
33. «Вырежи круг» Выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук. Подготовительная
34. «Домик» Выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координациии и тонкой моторики руки Подготовительная
35. «10 слов» Оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти Подготовительная
36. «Закончи предложение» Оценка умения вычленять причинно следственные связи в предложении Подготовительная
37. «4-й лишний» Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка Подготовительная
38. «Найди недостающий» Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор Подготовительная
39. «Запрещенные слова» Выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника» Подготовительная
40. «Графический диктант» Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу Подготовительная

 

II.6.ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие па­раметры диагностирования до­школьников.

 

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстни­ками).

 

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверст­никами.

 

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла;

•зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноимен­ные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

 

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней не­дели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

 

Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образователь­ной программы и организацию образовательного процесса в целом.

 

II.7. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: