Полное наименование дошкольного учреждения: муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад « ».
Официальное сокращенное наименование учреждения:
МКДОУ детский сад « ».
Тип - дошкольное образовательное учреждение.
Вид – детский сад.
Место нахождения учреждения: ул., дом.
Всего в ДОУ воспитывается 163 ребёнка. Функционирует 8 групп.
По наполняемости группы соответствуют требованиям Сан Пина:
Вторая группа раннего возраста – 14 детей;
Младшая группа - 24 ребёнка;
Разновозрастная групп – 23 ребёнка;
Средняя группа - 19 детей;
Старшая группа «А» - 21 ребёнок;
Старшая группа «Б» - 22 ребёнок;
Подготовительная к школе группа «А» – 22 ребёнка;
Подготовительная к школе группа «Б» - 18 детей.
Семь групп однородны по возрастному составу детей, одна группа разновозрастная:
Вторая группа раннего возраста – дети 2016 года рождения;
Разновозрастная группа - дети 2014- 2015 года рождения;
Младшая группа - дети 2015 года рождения;
Средняя группа - дети 2014 года рождения;
|
|
Старшая группа «А» - дети 2013 года рождения;
Старшая группа «Б» - дети 2013 года рождения
Подготовительная к школе группа «А»– дети 2012 года рождения;
Подготовительная к школе группа «Б» – дети 2012 года рождения.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Цели, задачи реализуемые Программой.
Цель программы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.
Задачи программы:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников (законных представителей) и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.
Основные принципы и подходы к реализации Программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека;
- полноценного проживания ребёнка всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
|
|
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- рефлексивно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, В.К.Зарецкий; развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту);
- личностно-ориентированный подход (Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности);
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия; формирования внутренней структуры психики детей посредством усвоения ими структур внешней социальной деятельности и ценностей человеческой цивилизации).
1.1.3. Возрастные особенности и новообразования дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.